Главная > Без рубрики > Православный приход как единица миссионерской деятельности
Aleksei-Marchenkov_

Православный приход как единица миссионерской деятельности

18 июля 2009

Aleksei-Marchenkov_Когда мы говорим о миссионерах и о христианской миссии, на память чаще всего приходят какие-нибудь западные проповедники, реже – немногочисленные православные деятели прошлого, такие как свт. Стефан Пермский или свт. Николай Японский, и совсем уж мало кто подумает о современных приходских священниках или мирянах. Нынешнее сознание определяет миссию как нечто далекое, не к нам относящееся, отодвигает ее в некие мифические языческие земли, где нет ни храмов, ни священников, ни Библии.

И вот по внимательном рассмотрении оказывается, что поле деятельности для Церкви нисколько не сузилось, а задачи ничуть не упростились. Если проповедь Христова Евангелия многие века разносилась, образно говоря, вширь, то теперь настало время нести ее вглубь. Двадцатый век показал, что народы, казалось бы, давно просвещенные светом христианства, во многом утеряли свои корни, что дух мира сего проник и в самую церковную жизнь и начал ставить под сомнение ранее незыблемые истины. Как мы знаем, это коснулось не только христиан западных конфессий…

Глубокий кризис христианство пережило и в традиционно православной России. Итогом его стали не только разоренные храмы и монастыри, но и совершенно расцерковленный народ, который как будто бы заново родился для принятия веры. В такой обстановке миссионерское поле деятельности воистину начинается сразу за порогом церкви, и просвещать предстоит не каких-то иноверцев, а прежде всего, номинально православных, почти поголовно крещеных россиян, которые, однако, в большинстве своем весьма смутно представляют, наследниками какого духовного богатства они все же являются. Учитывая, что число священнослужителей на душу населения по сравнению с синодальными временами многократно снизилось, можно сделать вывод, что каждый приходской священник просто должен становиться миссионером в силу своего положения. Именно такую задачу ставит перед нами наше священноначалие. «Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности. В обществе, где многие называют себя православными, но не живут церковной жизнью, пастыри и чада церковные призваны приложить все силы для того, чтобы люди знали основы веры православной, участвовали в Таинствах и богослужении, руководствовались в личной и общественной жизни нравственными нормами Евангелия Христова» [25].

Таким образом, основной единицей миссионерской работы становится обычный православный церковный приход, а территорию, тяготеющую к данному приходу, естественно называть его миссионерским полем. Что может сделать один церковный приход, расположенный где-нибудь в деревне или небольшом поселке? Часто мы, священнослужители, между собой сетуем на малочисленность прихожан, на удаленность храма от центров культуры и цивилизации. Действительно, эти факторы требуют от нас усиленной и самоотверженной работы с теми, кто все-таки приходит на наши богослужения или заказывает у нас требы. Однако если мы вспомним, что шествие Благой Вести по земле началось с маленькой общины в двенадцать человек, не имевших не только существенных средств и возможностей, но даже порою и крова над головой, и хлеба на пропитание, то наши сегодняшние миссионерские перспективы покажутся не столь уж мрачными. Людей в Церковь зовет Господь, но придя в храм, они встречают нас, и общаются с нами. Будет ли у нас, чем встретить тех, кто направился в путь за Христом, пойдем ли мы вместе с ними, сможем ли верно указать дорогу, – такие вопросы возникают у каждого, кто всерьез решил послужить делу православной миссии. «Подопечными» приходского миссионера могут стать не только те, кто зашел впервые в храм поставить свечку, но и прихожане, имеющие определенный стаж пребывания в церкви, но еще не включившиеся активно в жизнь своей общины. Очевидно, что разные категории воцерковляемых нуждаются в различных подходах. Так же ясно, что далеко не весь миссионерский опыт прошлого будет применим в современных условиях.

Соответственно, и миссионера оно видит как странника, отправляющегося в дальнее путешествие к чужому иноязычному народу. Действительно, такими были наши великие миссионеры синодальной эпохи, пронесшие Благую Весть сквозь сибирскую тайгу к самому Тихому океану и насадившие православие даже в Америке и Японии. Однако наше славное прошлое не избавляет нас от необходимости проявлять миссионерское рвение и в настоящем. Какие же задачи стоят сейчас перед Церковью, в Символе Веры которой сказано, что она – апостольская, т.е., по преимуществу, миссионерская? Сейчас, когда Священное Писание переведено на, без малого, две тысячи языков и когда, благодаря новейшим средствам связи и носителям информации, оно стало доступно почти в любом уголке планеты, когда проповеди епископов транслируются по всему миру, когда даже в самых консервативных исламских странах строятся православные храмы?{jcomments on}