Книги Сан Лайта

03 июля 2011

На прилавках книжных магазинов и на книжных развалах часто попадаются книги с названиями вроде «Искусство управлять судьбой», «Искусство жизни», «Вирусы сознания», «Алхимия изобилия». Разбору содержания этих и подобных книг под псевдонимом «Сан Лайт» и посвящена данная статья.

АВТОРСТВО

Имя автора переводится с английского как «солнечный свет», что явно является псевдонимом, а отсутствие указания на переводчика (и отсутствие информации об англоязычных книгах в интернете), ведет к выводу, что книга писалась нашим соотечественником (или даже группой лиц).

Биография автора, опубликованная в конце каждой книги, туманна. Утверждается, что автор получил классическое философское и психологическое образование (в какой стране, в каком учреждении?), прошел обучение во многих «восточных и западных эзотерических школах» (каких?) и даже работал в области информационных технологий и трансперсональной психологии (где?). Человек неискушенный восхитится таким опытом и бросится его постигать, мы же видим здесь подтверждение того, что автор не имеет образования ни классического, ни эзотерического, иначе, почему бы не похвастаться своими регалиями?

Анонимность в несении «Истины» — не самая лучшая рекомендация.

Мы имеем на руках 4 книги (всего же их около 20): «Искусство жизни» [1], «Искусство управлять судьбой» [2], «Вирусы сознания» [3], «Алхимия изобилия» [4].

1. «Искусство жизни»

Первое, с чем сталкиваешься в данной книге, это абсолютно вольное обращение с терминами, возвышенно-несвязные фразы и совершенно безответственные утверждения.

«Одни люди вдохновляют на любовь, другие пытаются инициировать ненавистью. Божественность может дать вам возможность ощутить один миг любви» ([1], стр.7) и далее «когда появляется зависть, ревность, ненависть, злоба, собственничество, чувственность, вы сразу доставайте эталон, подаренный вам Господом, и сравните».

Не будем говорить о стилистике русского языка, но что такое «Божественность»? Судя по фразе, это синоним «Господа». Но Божественность – это свойство объекта, а не сам объект; или речь идет о нашей собственной божественности? С человеком, имеющим классическое философское образование, такая путаница в терминах как-то не вяжется. И совсем не ясно, о каком «эталоне» идет речь.

Если передать кратко мысли автора о любви, то можно выделить следующее:

— мгновение осознания Божественной любви меняет жизнь;

— любовь — это не процесс, а состояние души, это сродни дыханию;

— если любовь для кого-то – это процесс, а не состояние души, то от процесса устаешь, и расслабляешься в ненависти;

— в любви нельзя быть собственником;

Далее мы читаем «В любви ваше доверие к другому столь велико, что ваш собственный разум больше не нужен вам – его можно отбросить. Вот почему люди называют любовь сумасшествием или ослеплением».

То есть то, что в христианстве считается страстью, автор, не задумываясь, отождествляет с любовью к Богу и людям.

Затем он снова говорит в целом правильные слова о том, что стремление обладать убивает свободу человека и любовь, что нельзя присвоить себе Бога и Истину, что «религия, основанная на стремлении к обладанию, превращается в опасность для мира, в лицемерие, показуху, политику и торговлю».

В одной и той же главе автор пишет о том, что «любовь – это служение», а через несколько абзацев «ищите необычную, надмирную любовь – любовь-восторг, любовь-праздник…» ([1], стр. 16). Но ни слова о том, что любовь – это, прежде всего, жертвенность.

Так что же такое любовь в понимании Сан Лайта? То, от чего всегда предупреждали святые подвижники, называя это «духовной прелестью», Сан Лайт провозглашает целью наравне с любовью-служением.

Любовь к Богу, по Сан Лайту, тоже очень разнообразна: «Любовь не знает объекта, у любви нет адресата. Любовь есть только к Богу[1]» ([1], стр.19); «Когда вы любите, то обладаете неуловимым чувством свободы. Хотя люди могут считать, что вы стали рабом своего возлюбленного. И этот другой может быть Богом, Учителем. Любовь – это свобода». Вообще, можно сделать вывод, что «Бог» Сан Лайта растворен везде – в любимых, в пище, в дереве. Человек после смерти соединяется с этим «океаническим счастьем», теряя свою личностность. То есть Сан Лайт проповедует откровенный пантеизм.

Учение о Боге предельно четко выражено здесь: «Бог – не персона, сидящая на небесах на троне; там никто не сидит. Бог – это целостность всего того, что есть. Вся созидательная энергия существования – вот что такое Бог» ([1], стр. 94). И еще: «Бог – это бесконечная бездна. Она пугает, наводит ужас. Начинаешь терять себя. Хочется вернуться в уютные и привычные представления»… «Настоящий Бог создает вас. Бог ложный создан вами» ([1], стр. 110).

И из этого положения им делается вывод: «люди прошлого навязали вам свои шаблоны мышления. Реальность всегда одна и та же… просветленные дают различные способы, чтобы помочь вам снять шаблоны, снять обусловленность… Пусть растворится все, что кажется вам реальным» ([1], стр. 95). «Просветленные провозглашают, что храм должен быть свободен от всего, созданного человеком…» ([1], стр. 110). То есть надо отказаться от существующей реальности, отбросить ум, фактически, исчезнуть. Это то, к чему призывают нас все восточные культы, ведь «нирвана» — это фактически сознательное мысленное самоуничтожение, отказ от личности. «Просветление останавливает колесо перевоплощений. Все старые кармы реализовываются в этой жизни» ([1], стр. 175).

Мы так часто сталкиваемся с некими «просветленными», от имени которых говорит автор: «Просветленный – не солдат, он – святой. Человек морали – солдат, он не святой» ([1], стр. 115). Кто эти «великие люди», почему мы их не знаем? Оказывается, что «Просветление – это обычное явление… Вы просто есть и вы счастливы – счастливы без всякой причины… Просветленный… никогда не бывает несчастным» ([1], стр. 155-156). Но это не просто счастливые люди «Просветленный вас будит… Он должен разрушить вашу фальшивую личность. Это болезненно… Часто к просветленному обращаются в поисках утешения и блаженства, в поисках эйфории, а он создает ад. И в самом деле будет ад, потому что ваши образы будут разбиты вдребезги, ваши ожидания будут расстроены. Вы фактически проходите через смерть» ([1], стр. 158). Если это правда, и за псевдонимом «Сан Лайт» кроется не только желание заработать на продаже книг модной тематики, то это может стать поводом к возбуждению уголовного дела.

Заслуживает внимания и учение о браке: «Зарегистрированные браки почти всегда неудачны, потому что истинное супружество подразумевает торжество совместной жизни, соединение двух половинок» и «причины, побуждающие к супружеской жизни, носят негативный характер, а поэтому брак существует на институт эксплуатации, а не со-бытие[2]» ([1], стр. 23).

Любовь – это еще и любовь к себе: «Полюбите себя, и вы сможете полюбить других, полюбите себя, и эта любовь изольется на все ваши действия» ([1], стр. 33).

«ум – это летаргия, беспробудный сон» ([1], стр. 116), «не существует универсальных истин» ([1], стр. 117), на странице 128 автор, по сути, утверждает, что борьба с грехом лишь обостряет грех, и не надо с ним бороться – «жизнь запланировала осуществление этого для вас».

В главе «Тонкие желания порождают тонкие страдания» автор открыто призывает нас стать умалишенными. «Раньше вы желали денег, власти, независимости, славы, женщин, теперь вы разочаровались в этом. Но желание не ушло, теперь вы желаете гармонии, спасения, мистических прозрений. И тонкие желания порождают тонкие страдания. Не создавайте желания в сфере духовного. Просто отбросьте их, тогда медитацию не нужно будет практиковать, она начнет случаться с вами… В этом нет ничего плохого, потому что нет никаких желаний, нет ожиданий, нет будущего» ([1], стр. 135).

Наверное, самая честная глава этой книги называется «Слова о духовности – лучшее прикрытие для лжи». «Когда человек… чувствует, что амбиции остаются неудовлетворенными, а жизнь проходит, он обращается к духовности», «Если вы бедный, вам трудно притвориться, что вы богатый… но в духовном мире очень легко обманывать. Вы можете сказать, что в медитации увидели Иисуса, что обрели просветление, что 24 часа пребываете в глубокой молитве, что вы самый смиренный, что открылось сердце, что испытываете ко всем божественную любовь. Вы будете обманывать себя и будете искать тех, кто поддержит вашу иллюзию» ([1], стр. 52).

Выводы по книге: Можно сделать вывод о том, что в данной книге анонимно скомпилировано множество положений различных религий и сект, имеющих массу противоречий даже внутри этой компиляции. Источники указаны редко, из чего можно сделать вывод, что там, где они не указаны (а в тексте есть отрывки и заимствования из Библии, Джаммапад, Гурджиева, Ошо, Саи Бабы, даосских источников), составитель мог просто не знать об их происхождении. Но основное направление мысли характерно для современных культов восточного толка: Бог безличен, он есть во всем; отказ от ума и желаний ведет к победе над страданием.

Между тем, практическое приложений рекомендаций данной книги (хотя здесь все только декларируется, но не дается ни одной методики), способно привести к сумасшествию последователя (потеря личности и глубокая апатия).

2. «Искусство управлять судьбой»

Основная мысль данной книги, о чем и можно предположить из названия: «Традиции изобилия провозглашают, что человек – сам строитель собственной судьбы, высокого или низкого положения в обществе, роскоши или бедности, свободы или рабства[3]» ([2], стр. 8). Судьба здесь является синонимом кармы, причем даже без каких-либо дополнительных комментариев. Далее утверждается, что оказывается, «судьба человека давно предопределена теми поступками, которые он совершил в предыдущих воплощениях… Подсознание, как биокомпьютер регистрирует все мысли, действия, эмоции, хранит эту информацию и делает заключение о том, что он собою представляет» ([2], стр. 13).

Буквально через 10 страниц мы читаем, что «Бог ждет от человека свободы, ждем свободного ответа на Свой зов. Истина дает нам высшую свободу…» ([2], стр. 23). «Свобода человека основана на воле Божьей… человек должен исполнить волю Божью, нужно угадать, в чем воля Божья» ([2], стр. 24)[4]. Какие христианские мысли, но как может «вся созидательная энергия существования» и «не персона» (из [1]) чего-то ждать от человека? И как это возможно увязать с понятием «карма»???

Среди рекомендаций по управлению судьбой, можно отметить «визуализацию результата» (думать о желаемом как о уже достигнутом) и совершенно опровергающее ее утверждение «Мечтательность – вот одна из главных причин искаженного видения судьбы… абсолютная противоположность «полезной» умственной деятельности» ([2], стр. 76). Но мы же знаем, что по учению книги [1], «полезная умственная деятельность» — это плохо, потому что «ум – это… беспробудный сон». Как тут быть?

Еще из книги мы узнаем, что «Человечество находится под влиянием космических законов» ([2], стр. 75), что «Каждый стремится загипнотизировать вас. Каждый!!![5]» (([2], стр. 87), что «Некоторые люди… своим взглядом могут впитать всю вашу жизненную силу» ([2], стр. 89), что «если у вас появляется непроизвольное желание осуждать, владыки судьбы напоминают вам о приближающихся кармических проблемах» ([2], стр. 122), что «в генетическом коде могут быть записаны и неудачи в бизнесе, и в семейной жизни и т.п.» и «Генетический код… определяет уровень самоосознания, набор стереотипных реакций» ([2], стр. 155), а также в финале «Чему бы вы не научились от спящих людей, объединенных в партии, религии, государства, все это служит мертвому прошлому, но не вам… эти эгрегоры питаются вашей энергией, вашей жизнью… Если вы встретите пробужденного Мастера, он перечеркнет все, чему вас научили… отнимет у вас ложь» ([2], стр. 188-189)

Выводы по книге: в книге представлен синкретичный спектр представлений о судьбе, а также духовных практик. Они противоречат друг другу, с ними не согласится ни один представитель конкретной религии или секты, но зато они вполне смогут удовлетворить духовные запросы человека, ищущего неких мистических знаний и откровений – каждый найдет то, что ему близко и понятно. Если же такой человек захочет найти «Просветленного Мастера» (в случае, если таковые существуют), стоит начать переживать за его судьбу.

3. «Вирусы сознания».

Сама идея книги – системно рассмотреть то, что массовым образом влияет на наше сознание, очень привлекательна, особенно в век информации, но, к сожалению, с отсутствием системы и внутренней связности, мы встречаемся на первых же страницах.

Вирусы сознания – это особая форма жизни, негативно влияющая на разум ([3], стр. 7).

В книге рассматриваются следующие формы вирусов: биологические вирусы (описание вроде в рамках классической медицины), вирусы сознания (биопрограммы или мемы). Мем – термин, введенный Ричардом Докинсом, английским эволюционистом и атеистом, единица информации, находящаяся в мозгу и являющаяся мутирующим репликатором в культурной эволюции человечества (по аналогии с геном в биологии).

Вирусы сознания бывают:

· эмоциональные (гнев) – рекомендуется разрядиться или «актерски» заместить его на радость;

· намерения (намерение совершить поступок) – человек творит судьбу, используя намерение. В книге указывается, что только работа сознания индивида определяет эффект влияния намерения на судьбу, то есть нет чего-то объективного, и одновременно говорится, что общечеловеческие нормы морали мешают вирусам выполнять деструктивную работу ([3], стр. 46-47);

· вербальные (чужеродные слова, слова-паразиты);

· мотивационные (лень, апатия, депрессия, стремление к разрушению) – рекомендуется сосредотачиваться на возвышенных идеях и образах, размышлять над своим предназначением;

· привязанности (к вещам, к кумирам, мания совершенствования, наркозависимость) – единственная рекомендация – визуализировать раздачу своих вещей знакомым или прохождение мимо навязчивых идей;

· компьютерные – выбиваются из классификации, зачем-то приведены подробные данные о видах и способах распространения компьютерных вирусов;

· коллективные – говорится о цивилизации (!!!) вирусов, о невидимых существах минерального и растительного мира, которые тоже являются вирусами, о связи человека с предками и вследствие этого преемственности мысли… в конце говорится о вирусе расизма. Такие вирусы переносятся через искусство;

· самооценки (гордыня или неуважение к себе);

· понятийные (ложные понятия о мире и о себе) – утверждается, что жесткие стереотипы и ярлыки – это следствие вируса и одновременно, что вирус может разрушать представление о мире и о себе (то есть те же стереотипы), и делается вывод, что «только тогда, когда привычный мир, то есть описание мира, разрушено, мы можем жить в нем» ([3], стр. 83);

· диссоциативные (внезапная потеря памяти, изменение личности, несогласованность мыслей и поступков) – говорится о расщеплении личности. Оказывается, человек этими вирусами заражается во время сна, гипноза, шока или опьянения. Автор книги утверждает, что при рождении боль матери и ребенка записывается как негативная информация и может в дальнейшем сыграть роковую роль. Избавиться от этого нужно, вернувшись в медитации или гипнозе к моменту рождения;

· восприятия (галлюцинирование);

· памяти (искаженное понимание причинно-следственных связей, забывание) – оказывается, эти вирусы постоянно на нас нападают, а чтобы защититься, нужно «мантрически дышать», «сознательно обретать радость», «распрямлять позвоночный столб», «релаксировать», «подтвердить существование действительности», «исполниться благодатными токами» ([3], стр. 98-100);

· мировоззренческие (культивирование и распространение ложных знаний, неспособность к восприятию высших истин и к самопознанию) – для борьбы с ними нужно каждый день вслух читать священные писания различных религий, но не пытаться создавать из них свою;

· СМИ (реклама, политизация, деградационные поведенческие модели) – нужен внутренний ментальный контроль поступающей информации;

· рекламы – защититься можно только, если не смотреть.

Способы борьбы с вирусами предлагаются разные:

· очищение сознания (смесь гимнастики, медитации, аутотренинга и душа);

· силы природы и визуализация (написать письмо цветку, спеть песню камню, визуализация «своего духовного авторитета», избавиться от воспоминаний);

· перепрограммирование сознания;

· аффирмации (установки);

· преображение сознания (молитвенная практика, благодарность Богу (или богам), водные процедуры, молитвы вещам или предметам (!), визуализация своего светового тела);

· очищение с помощью Солнца (служение Солнцу как высокоразумному существу (!)).

Выводы: в процессе прочтения книги складывается однозначное впечатление – всеми этими вирусами автор переболел сам и до сих пор не излечился.

4. «Алхимия изобилия».

Начинается книга с верной, на первый взгляд, мысли, которая может быть передана евангельскими словами: собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 2:11), правда, выраженной в терминах «ваш энергетический капитал» и «банк космоса». Но простим автору его незнание Евангелия. Ведь оказывается, что потом (не сразу, нужно обязательно неизвестно сколько ждать) «Вся вселенная будет осыпать вас чудесными богатствами, потому что вы сами их призвали» ([4], стр. 11).

Далее автор выражает снова, на первый взгляд, правильную мысль: деньги нейтральны, все зависит от того, как человек к ним относится. Если с пристрастием и тратит их на низменные удовольствия – это плохо, если же… а вот на что тратить деньги, автор не пишет, но особенно отмечает, что надо их с «любовью и состраданием» не давать тем, кто «не владеет своими мыслями, чувствами и желаниями» ([4], стр. 14).

Более того, «если вы чувствуете, что ваши миллионы начинают разрушать вас или вы не можете выдержать интенсивности потока энергии денег, то обратитесь к мастерам Алхимии Изобилия, они помогут вам исцелиться» ([4], стр. 15).

Дальше выясняется, что золото – это «Божественный элемент, сконденсированная энергия солнечного света» ([4], стр. 16) и «Мастера Алхимии Изобилия ищут не золото, но свет, который… превратится в золото», на которое в «магазинах тонкого мира» они купят себе «мудрость, радость и мир». Жалко, что автор для полноты картины не привел библейский пример поклонения Золотому тельцу.

Далее оказывается, что богатство и бедность зависят не от воли Божией (которая в этой книге «неясна» автору, в отличие от [1]), но от предыдущих реинкарнаций и от того, что человек просит у «Господа». И если человек попросил богатство, получил его и пользуется им только для себя, в будущей жизни он воплотится в бездомного нищего. «Польза методов Алхимии Изобилия состоит в том, что они дают энергию для ваших грядущих реинкарнаций» ([4], стр. 30).

Разочаровавшись в деньгах, можно «стать религиозным и идти в церковь, в храм, в мечеть», но это тоже обман – это «желание объектов». А чтобы быть мудрым, от желания объектов надо избавиться, и оно станет божественным ([4], стр. 68)

В развитие этой мысли, автор высказывает идею о том, что люди «отождествляются» с понятиями этого мира, «путают карту с территорией[6]» и живут в придуманных ими реальностях, «не могут отличить меню от еды[7]» ([4], стр. 83).

И автор призывает нас: «Пробудитесь!». Он зовет нас к раскаянию, которое очистит наше прошлое. Но в чем раскаяться и как, он не говорит, говоря сразу, что мы станем «свежи, светлы и чисты». Эта прекрасная тирада завершается так: «Бог не что иное, как ваша свежесть, ваша невинность[8]. Нет Бога кроме Реальности. Искать Его в другом месте – это и есть грехопадение» ([4], стр. 90-91). То есть любите себя без всяких формальностей, а все остальное – грех.

На стр. 135 автор приводит анекдот про бизнесмена и папуаса, что еще раз подтверждает мысль, что автор прекрасно говорит по-русски.

На протяжении всей книги на разные лады раз до двадцати повторяются следующие мысли:

· Богатство само по себе нейтрально;

· Не привязывайтесь к богатству;

· Чтобы знать, как распорядиться богатством, нужно быть просветленным и отказаться от желания объектов;

· Лучше всего вам помогут мастера Алхимии Изобилия (кто эти мастера не уточняется);

· Если неправильно распоряжаться богатством, в следующей жизни будет воздаяние, а в этой будешь несчастен;

· Чтобы получить деньги, нужно визуализировать конкретную сумму;

· Нужно отказаться от целей, от желаний, и тогда все само придет;

· Благодарите Бога, наслаждайтесь природой (это здесь почти идентичные понятия);

· Не надо обретать богатство, вы уже богаты;

· Будьте счастливы и радостны;

· Жертвуйте все ради «божественной идеи», и все обратится в золото, здоровье и красоту.

Выводы по книге: Мысли, противоречивые между собой, и во многом противоречащие здравому смыслу, хотя есть и здравые.

В основном книга состоит из лозунгов и призывов, не предлагая никаких конкретных шагов (как отказаться от желаний, как не привязываться к богатству, как благодарить Бога, как правильно распоряжаться богатством, как быть счастливым, что такое «божественная идея»).

Выводы

В произведениях «Сан Лайта» звучит ряд интересных и приемлемых мыслей, иначе любой, начавший их читать человек, отбросил бы, не дочитывая.

Например: нужно любить людей, человек часто живет в мире собственных стереотипов и заблуждений, Бог ждет от человека свободного стремления к себе, нужен внутренний контроль информации, которую мы получаем из СМИ, не нужно привязываться к богатству и т.д. Но этих здравых мыслей так мало!

В основном мы видим, что эти книги состоят из смешанных и противоречащих друг другу положений христианства, буддизма, индуизма, других восточных сект и течений (теософии, дзен-буддизма, суфизма, учения Ошо, Гурджиева, Кастанеды, Саи Бабы и других), а также психологии, социологии и различных псевдонаук. Понимание цитат подгоняется под нужды автора, многие цитаты приведены без указания источника, как собственные мысли автора. Многие положения вообще абсурдны. Так что учением это назвать нельзя никак.

«Богословие» автора поражает своей несвязностью – он утверждает, что Бог – не личность, что Он – это весь мир (пантеизм), но призывает обращаться к Нему с молитвой (единобожие), говорит, что Бог – это наша свежесть и наша невинность (самообожествление?) и т.д.

Среди предлагаемых духовных практик мы видим в основном медитацию (в разных ее проявлениях), визуализацию результата, молитву (понимаемую довольно абстрактно) и самовнушение.

Если попытаться реализовать предлагаемые положения в своей жизни, то возможны три исхода:

· сумасшествие (для наиболее увлеченных и последовательных),

· понимание абсурдности книги и всего, что в ней написано (для наиболее вдумчивых),

использование в жизни тех положений, которые удобны в данный момент, чтобы оправдать себя, свои желания и действия (для тех, кому и до прочтения книги все было безразлично, просто хотелось «чего-то духовного» или «чего-то мистического»).

 


[1] Взято из книги Ошо Раджниш «Зеркало просветления (послания играющего духа). Нью-Йорк — Лондон — Москва — Бангалор. Shambala, 1999. Далее из этой книги много цитат

[2] Тоже из трудов Ошо

[3] Бхагаван Шри Сатья Сай Вахини (Саи Баба)

[4] Здесь идет дословное заимствование из Н.Бердяева «Философия свободного духа» без указания источника

[5] Снова Ошо

[6] Это фраза Альфреда Корбижски, названного автором Альфредом Кобижским, основателя общей семантики

[7] Это фраза Алана Уотса, популяризатора восточной философии, бывшего 5 лет англиканским священником и оставившим священство после того он как изменил жене, впоследствии еще дважды женатого

[8] И снова Ошо