Главная > Иноверие и инославие > неХристианские секты > Богословские, пастырские и духовные проблемы, связанные с идеологией гуруизма и их решение

Богословские, пастырские и духовные проблемы, связанные с идеологией гуруизма и их решение

22 ноября 2012

Современный человек оказался в экзистенциальном тупике, созданном секуляризованной культурой. Человек, Жаждущий Истины, которая была изгнана из его жизни, в своих попытках утолить эту жажду приходит к источникам сомнительного происхождения.

 

Православная церковь предлагает в качестве единственного решения по преодолению этой трагической тупиковой ситуации Истину Евангелия, то есть лик Воплощенного Слова Божьего Господа нашего, Иисуса Христа. Своим Воплощением, явлением на земле, и, в особенности, Распятием,
Воскресением и Вознесением Он спасает и сохраняет человека. Эта доля воплощенного Слова в его жизни обеспечивает ему личную унию с Богом. «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Никто иной не сможет претендовать на место, где сможет стоять он наравне, рядом с единственным Спасителем и Искупителем Иисусом Христом.

Ввиду того, что в последние десятилетия в мире в целом, в том числе, и в православных странах, осуществляются скоординированные атаки со стороны групп псевдоверующих и сект гуруистского характера, «Межправославной сетью инициатив по исследованию религиозных движений и деструктивных культов» было сочтено необходимым
провести 5-ую встречу, посвященную исследованию феномена гуруизма.

Гуруизм – это околохристианское сектантское движение индуистско — буддийского происхождения. Ключевым элементом в нем является личность «гуру» или руководство группы, которое по отношению к этой секте, является доминирующим органом, абсолютным образом определяющим образ жизни, тип мышления и, в общем, функции каждого члена этой группы людей.

А. ПРОБЛЕМЫ

1. Богословские проблемы

• Учение гуруизма подрывает всж учение нашей Церкви о Боге, человеке и мире, поскольку оно основано на концепциях индуизма, буддизма и оккультизма, которые не только чужды и несовместимы с учением о Боге , но и в корне противоречат духу православия.

Можно привести следующие примеры такого противоречия:

1. Учение гуруизма отрицает личность Триединого Бога, заменяя ее универсальной космической энергией, из которой всж произошло и которая находится во всжм (абсолютный пантеистический монизм).

2. Учение гуруизма  отрицает Евангелие спасения во Христе, которое оно заменяет
«Евангелием» древнего змея, т. е. самоспасением.

3. Православному взгляду на человека, как на личность уникальную, свободную и ответственную, которую ожидает воскресение и Царство Божие, как единственный ответ на проблему смерти, оно противопоставляет анти-христианскую веру в карму и реинкарнацию.

• То же самое происходит и с этикой, которую исповедуют гуруистские группы. Она полностью противоречит христианской морали, поскольку, помимо прочего, основана на отвергнутом Христианской Церковью учении о реинкарнации и карме.

• Использование этими группами христианской терминологии (Бог, Христос, тайна, молитва, любовь, спасение, обожение) не только не имеет ничего общего с христианской трактовкой этих слов, но и полностью меняет и опровергает их смысл в христианском учении. Оно имеет целью прозелитизм, то есть распространение и продвижение гуруизма в западном христианском мире, синкретическое изменение православной веры, и введение в заблуждение тех, кто не имеет четких понятий о христианской вере.

• Практика йоги и медитации совершенно чужды учению нашей Церкви о мысленной молитве. Йога не имеет ничего общего с фитнесом и общеоздоровительной гимнастикой, но является явной аскетической практикой и примером сектантских практик восточных религий.

• Таким образом, любое сотрудничество или участие в гуруистских группах или практиках полностью противоречит статусу православного христианина.

2. ПАСТЫРСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

• Что касается интеграции в сектах всей человеческой личности, то следует отметить, что это ведет человека к катастрофическим последствиям. Согласно основам учения православной антропологии сознательный отказ от жизни во Христе делает людей уязвимыми для атак сил зла и его носителей.

• Как показывает опыт и данные о воздействии гуруизма на страну, если, конечно, это не случаи мошеннической деятельности невежд, он, несомненно, представляет собой продукт действия демонических энергий со всеми вытекающими отсюда последствиями для тех, кто сознательно участвует и действует в его рамках.

• Привязанность, зависимость и подчинение человека своему гуру ведет к уничтожению свободы во Христе и не имеет ничего общего с духовным наставничеством и послушанием, которые проповедует Православная Церковь и ключевым элементом которых является уважение к свободе человека, как неотъемлемого дара Божьего.

• Как выяснилось, многие  гуруистские группы систематически скрывали свож истинное лицо, и активно и бесконтрольно осуществляли прозелитизм в таких критических областях общественной жизни, как образование, культура, здравоохранение и социальное обеспечение, вводя в заблуждение ничего не подозревающих людей, общественные институты и даже органы государственной власти. Наиболее излюбленным их прижмом уклонения от контроля и проверки является изменение названия. Как показало изучение этих организаций на европейском уровне, они представляют угрозу даже в вопросах национальной безопасности а также  в отношение демократических институтов европейских государств.

• Следует отметить, что люди, вступившие в секты, постепенно теряют свою личную свободу и всякие индивидуальные и социальные права (в отношение развитие личности, образования, здравоохранения, занятости, доступа к информации и т.д.). Верующий обязан проявлять абсолютное повиновение повелениям своего гуру и такой организации, не имея возможности самостоятельно мыслить и критиковать, поскольку его критическое мышление становится демонизированным.

• Таким образом, воздействие сект на психику своих последователей является разрушительным не только лично для них (самоубийства, психические расстройства), но и для их семей и общин.

• Особую озабоченность вызывают у нас их попытки воздействовать на психику детей посредством публикаций, развлекательных программ, телевизионных передач или игр, целью которых является присоединение детей в будущем к околохристианским или оккультным группам.

• И, наконец, особо отметим, что они представляют серьезную опасность для православных верующих, в особенности для тех из них, кто не очень сведущ в вопросах православной веры и еж фальсификации, и вносят серьжзную путаницу в умы и сердца людей. С сожалением отмечаем, что эрозия и ослабление православной духовности вызывает серьжзную озабоченность. На это указывает наличие печатной продукции оккультного толка, даже в ортодоксальных религиозных книжных магазинах , в школах и других местах, в том числе, в общественных библиотеках.

B. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

• Церковь призвана со всей силой проповедовать истины: «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие,» (1 Кор 1, 23) и «И нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Таким образом, первейшими и очевиднейшими Её обязательствами, имеющими богословские и пастырские последствия, является точное разграничение православной веры и теорий и практик, чуждых тем вестям, которые несет нам Евангелие. За всю двухтысячелетнюю историю своей жизни, Церковь, не колеблясь, самоопределяла себя, оспаривала и дистанцировалась от всего того, что не было евангельской истиной. Любые формы синкретизма всегда рассматривались, как отрицание православия.В православной традиции не допускается даже простое участие в синкретической практике.

• Как неоднократно подчеркивалось на всех Всеправославных конференциях, начиная с 1980-х годов, которые имели дело с явлением псевдорелигий, Православная церковь через своих пасторов должна четко указывать на то, что участие какого-либо человека в любой гуруистской группе или другой секте абсолютно несовместимо с его статусом православного христианина.

• Поскольку околохристианские группы используют в своих интересах пробелы в нашей пастырской работе, православные пастыри должны с повышенным интересом и большей ответственностью относиться к этому вопросу и использовать все пастырские инструменты нашей церковной традиции. Если же православный христианин проявил презрение и ослушался ответственных пастырских призывов и продолжает настаивать на чужой культуре и практиках, тогда пастыри, исчерпав все другие пастырские средства, обязаны, проявляя любовь, проницательность и ответственность, применить даже последнюю пастырскую меру в виде исключения такого человека из церковной жизни (Евхаристии, таинства крещения, брака, церковного погребения). Такая пастырская практика, какой бы строгой она не казалась на первый взгляд, происходит от неослабевающей заинтересованности и первостепенной задачи Церкви по спасению своих членов. Эта практика дажт возможность избегать сектантской путаницы и ослабления веры прихожан и, очевидно, самой большой угрозы для их спасения.

• Данная 5-ая встреча Межправославной сети полностью принимает единогласно одобренный на Седьмой конференции представителей православных церквей и Священной Митрополии по вопросам сект и околохристианских движений (в г. Алиартос, 20 — 26.9.1995 — Греции) Список несовместимых с православной верой околохристианских организаций, отмечая, что, в связи с событиями в области культов, возникла необходимость в составлении его обновленной версии. Выявление истинного лица и практик околохристианских организаций является первостепенным пастырским долгом Церкви и никоим образом не является каким-либо проявлением фанатизма, нетерпимости или инквизиторским методом, как это определяется в околохристианской пропаганде в еж попытках опорочить церковное пастырство.

• Необходимо ответственно информировать всех пасторов по вопросам околохристианских движений и дальнейшего углубления специализации, определенной для каждого церковного региона.

• Крайне важно информировать всех верующих. Предложено выделить одну неделю в год для информирования верующих людей о проблеме культов. Особое внимание должно быть уделено информированию студентов и молодежи на курсах катехизации или при работе со школами, во избежание преобразования и изменения принципов веры у детей.

• Мы были рады узнать, что в некоторых европейских, как в православных, так и в неправославных странах, Церковь играет ключевую роль при разработке учебных программ религиозного образования и включения богословия в программы на всех уровнях образования. Мы надеемся, что это произойдет во всех странах.

• Насущной необходимостью становится более тесное межправославное сотрудничество с целью обмена опытом и информацией.

• И, наконец, в связи с тем, что сектантские предложения и практики находят благодатную почву в душах зашедших в различные духовные тупики людей, Церковь призвана нести благую весть и уверенность в спасении во Христе и надежду на преодоление затруднений, с которыми сталкивается современный человек.

Итоги рабочей группы «D» на 5-ой встрече межправославного совещания центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов 24 — 27 сентября 2012 г. Город Нови-Cад, Cербия