Главная > Просвещение вне прихода > Социальное служение > Формы катехизации в местах лишения свободы: духовная переписка и дистанционное обучение. Наталья Пономарева

Формы катехизации в местах лишения свободы: духовная переписка и дистанционное обучение. Наталья Пономарева

04 мая 2011
Опыт работы Центра духовной поддержки православных общин в местах лишения свободы Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. (Сайт Центра www.4prison.ru).
 Одной из самых распространенных в настоящее время и эффективных форм катехизации в местах лишения свободы является духовная переписка.
Пономарева Наталья Владимировна, Научный сотрудник методического кабинета Миссионерского факультета ПСТГУ, руководитель Центра духовного просвещения Синодального Отдела тюремного служения
«Формы катехизации в местах лишения свободы: духовная переписка и дистанционное обучение»
 
 4 мая 2011 года
Необходимость такого служения возникла давно. В адрес Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета так же, как и в адрес многих храмов и общественных организаций, приходит большое количество писем из мест заключения. Протоиерей Глеб Каледа, который одним из первых начал служение на этой ниве, говорил: «Наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить».

В местах лишения свободы находится много христиан, наших братьев и сестер по вере. Скорбями они пришли к Богу, многие уже в зоне приняли крещение. Они нуждаются в христианском общении: поддержке, помощи в постижении основ православной веры. Очень часто они этого естественного церковного общения лишены, особенно те, кто осужден на отбывание наказания в камере. Христианская переписка с заключенными  — способ поддержки братьев и сестер в узах, который вполне доступен каждому христианину. Он не требует больших временных затрат, но очень много значит для человека, который ищет общения в Боге. Организуя духовную катехизаторскую переписку и отправку духовной литературы, мы прокладываем Путь для действия Бога в жизни этих людей.
Катехизаторская переписка носит индивидуальный характер. Личная направленность переписки – это очень важно. Это возможность передавать Благую весть от сердца к сердцу.  С самого начала важно придать переписке характер собеседования на духовные темы, стараясь избегать двух крайностей: не заниматься  нравоучением и псевдопастырством и не переходить на личную душевную переписку.
Переписка должна иметь своей целью постепенное воцерковление христиан в заключении. Она должна подготавливать их к сознательному участию в таинствах Церкви, делать их встречи со священнослужителями (которые порой бывают и нечастыми, и недолгими) наиболее душеполезными.
Все письма, которые приходят в храмы, Центры духовной поддержки и общественные организации, можно разделить на четыре категории.
•    Письма, которые содержат просьбу о переписке. В них обычно просят о  духовной литературе, задают разные вопросы о духовной и церковной жизни, просят молитвенной поддержки.
•    Письма, которые содержат просьбу о заочном обучении в духовном учебном заведении.
•    Письма от старост храмов и молитвенных комнат с просьбами помочь литературой, свечами, ладаном и маслом.
•    Письма с просьбами исключительно материального характера: нужна одежда на освобождение, продукты, лекарства, очки, деньги, вещи первой необходимости.
Начиная организовывать переписку с осужденными, важно четко обозначить проблему. Надо правильно оценить свои возможности и ресурсы и  осознать, что возможности поправить материальное положение заключенных, которые обращаются с письмами, нет, но можно дать им другое, что может быть не менее ценно – духовную христианскую поддержку.
Нуждающихся в этом много, они жаждут духовной пищи. Они готовы отказаться от материальной помощи, лишь бы их не оставляли духовно, и это очень важно
Основным принципом работы с заключенными на приходах должен стать принцип именно духовной поддержки братьев и сестер по вере. Именно духовное укрепление поможет узнику перенести трудности и лишения, которые его постигнут. Это совсем не исключает, а наоборот подразумевает то, что при личном общении переписывающийся старается как-то помочь и материально. Именно для такой уже индивидуальной поддержки стоит создавать при храмах фонды одежды и денежных средств.
Переписка со старостами таких общин приводит к мысли, что правильно помимо  индивидуальной переписки важно иметь связь с общинами в зонах. Это решает многие проблемы. Есть возможность поддерживать материально членов общины. Они в свою очередь знают, кто конкретно на зоне имеет нужду и какую. Кроме того это исключает обман, который часто встречается в простых материальных просьбах, и препятствует некоторому индивидуализму: сам за себя прошу и сам использую. Например, в одном случае община, куда была послана посылка с порошком, мылом и зубной пастой, часть посылки пожертвовала в инвалидный отряд. Кроме того рассылать литературу индивидуально – это менее эффективно, чем формировать библиотеки общин, ведь в случае индивидуальной рассылки книги перемещаются по зонам вместе с владельцем, а книги общины служат каждому вновь приходящему в нее. К тому же переписка со старостой большей частью становится достоянием всей общины, таким образом, охватывается сразу несколько человек. Это очень важно, если иметь в виду дефицит переписывающихся.
Потребность в переписке, которая имеет миссионерско-катехизаторскую направленность, очень велика. Заключенные при особых, очень сложных обстоятельствах (совершенный тяжелый грех — разбой, убийство, очень тяжелые бытовые и психологические условия) приходят к Богу, каются, многие принимают Крещение, ищут Церковного общения… и остаются одни. К великому сожалению, сейчас у Церкви не хватает возможностей для должного окормления христиан в местах заключения.
Не секрет, и многие тюремные священники свидетельствуют о том, что не часто уверовавший в заключении человек, выйдя на свободу становится полноценным членом общества, хорошим христианином. Увы, часто страстная природа берет верх, и человек снова оказывается в местах заключения.
Один из заключенных так пытался осмыслить эту проблему. Он писал: «Решение этого вопроса нужно искать в способе окормления колоний: там нужно создать общины с живым общением с христианами, живущими в миру. Необходимо помогать освобождающихся на первых порах. Человек должен чувствовать,  что обрел семью. С этой точки зрения я и рассматриваю нашу переписку – как вхождение в христианскую семью».
Кроме того, такая переписка дает очень много и самим переписывающимся. Не секрет, что в нашем мире делать что-то для другого человека «просто так», бескорыстно является «безумием». Это действительно «Деятельное христианство». Но иметь такую благодарную возможность: оказать помощь духовно страждущему, удается далеко не каждому христианину. Ходить в богадельни и детские дома – порой бывает физически невозможно, быть жертвователем может далеко не каждый, а вот протянуть руку помощи – написать письмо – это реальность.  Особенно, как мне кажется, это было бы духовно полезно будущим пастырям и миссионерам: ведь это реальный долгосрочный опыт катехизации.
Опыт переписки обобщен, написаны методические рекомендации, разработаны ответы на наиболее часто встречающиеся просьбы, собрано большое количество миссионерско-катехизаторских листков на все темы, разработана таблица координации переписки и духовной помощи общинам, где за каждым храмом, в котором желают организовать переписку или обучение в местах лишения свободы, закреплен регион или одна колония. В таблице есть данные ФСИН, про колонии этого региона.
Вполне понятно, как на первых порах необходима помощь квалифицированным советом, элементарные знания о местах заключения и порядках в них, умение с самого начала организовать дело переписки так, чтобы избежать нежелательных результатов и последствий. Поэтому мы организуем еженедельные встречи, где можно получить любую информацию и квалифицированные ответы на возникающие вопросы.
Еще один способ катехизаторской работы в местах лишения свободы – дистанционное обучение основам православия. По благословению  Патриарха Алексия II, организована и проходит апробацию «Общецерковная Система дистанционного (заочного) обучения основам православия в местах лишения свободы».
Для того чтобы охватить все направления тюремного служения требуются усилия многих священнослужителей и мирян, поэтому Система Дистанционного обучения основам православия — это неоценимая помощь в Евангельском просвещении нуждающихся.

Цели этой программы:
1. Духовно-нравственная поддержка сотрудников и  реабилитация осужденных. Воцерковление, подготовка их к сознательному участию в таинствах Церкви.
2. Организация полезной занятости осужденных в условиях сокращения привлечения их к оплачиваемому труду.
3. Подготовка к поступлению в высшее или средне-специальное учебное заведение. Кроме того,  решается задача связи с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования. Уровень образования осужденных в основном не очень высок, что является сдерживающим фактором для поступления в какое либо учебное заведение после освобождения. Хорошо успевающие осужденные, после окончания обучения и освобождения могут быть рекомендованы к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет.

В настоящее время имеется пять курсов, три из которых защищены на  Миссионерском факультете, как дипломные работы.
«Священная история Нового Завета» по книге «Четвероевангелие» архиепископа Аверкия (Таушева), сост. Пономарева Н., Артамонов В., Ковынева И., студенты ПСТГУ;
«Основы нравственности» по книге игумена Филарета «Конспект  по нравственному богословию», сост. Д. Владимирский (дипломная работа).
«Катехизис. Начальные понятия» по книге «Катехизис» иерея Олега Давыденкова, сост. В. Тузов (дипломная работа).
«Катехизис. Начальные понятия» по книге «Катехизис» еп. Александра (Семенова-Тяньшаньского) для камерных систем и малых сроков отбывания наказаний (дипломная работа).
«Закон Божий» по книге прот. Соколова, разрабатываемый для индивидуального обучения, сост. Русакова Н. В. (Курсовая работа).
Курсы разработаны под руководством и при участии научного сотрудника МФ ПСТГУ Пономаревой Н. В.

Курс «Священная история Нового Завета» призван глубоко познакомить обучаемых с Евангелием, научить их сопоставлять свою жизнь с евангельскими принципами, а также показать, что вся церковная жизнь и традиции укоренены в Евангелии. В качестве дополнительной справочной книги  курс использует «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и рекомендует другую литературу.
В курсе «Основы нравственности» принципы и категории христианской этики, сформулированные в Евангелии, переводятся в практические правила жизни, так как практическое применение нравственных принципов, почерпнутых из Евангелия, является важной ступенью духовного роста. Именно поэтому мы считаем, что такой курс должен предварять изучение догматических вопросов по Катехизису.
Два курса «Катехизис. Начальные понятия», краткий и полный, призваны дать начальное представление о догматах православной веры.
Курс «Закон Божий» по книге прот. Соколова рассчитан на тех людей, сидящих в местах лишения свободы, кто имеет только начальное общее образование.
Разрабатываются курсы по основам сравнительного богословия, сектоведения и по истории Церкви.
При работе над курсами были сформулировали основные принципы дистанционного обучения, которые предваряют каждый курс как введение, а также сопроводили каждый курс методическими указаниями по его использованию.
При работе над курсами мы исходили из следующего основного положения — они должны иметь своей целью постепенное воцерковление христиан в заключении, подготавливать их к сознательному участию в таинствах Церкви, делать их встречи со священнослужителями  наиболее душеполезными. Это можно назвать ДУХОВНОЙ задачей дистанционного обучения.

Следующая задача – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ. Подробнее ее можно сформулировать так:
o    научить человека внимательно читать достаточно непростой текст и находить в нем ответ на соответствующий вопрос;
o    побудить обучаемого к более частому и сознательному чтению Евангелия и запоминанию отрывков евангельского текста с целью использовать их при ответах на контрольные вопросы;
o    стимулировать  обучаемого к размышлению над вопросами и использованию для ответов на них сопутствующей литературы.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ задача дистанционного обучения состоит в помощи по устроению жизни православной общины.
Кроме того, попутно мы решали задачу связи с православными учебными заведениями для стимуляции самообразования.
Прежде всего, исходя из решения педагогической задачи, мы выбрали форму обучения. Это подробные вопросы, к хорошему тексту, на которые обучаемый последовательно отвечает.
Именно с помощью правильно сформулированных вопросов могут решаться поставленные духовные задачи.
Сроки освоения материала по каждому из курсов определяются конкретными условиями и составляют не менее одного года.
По окончании курсов выдается свидетельство, что является немаловажным для человека, освобождающегося из мест лишения свободы.

Все эти материалы можно найти на сайте Центра духовной поддержки православных общин в местах лишения свободы во имя прп. Ефрема Сирина Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. www.4prison.ru

Расширять такое служение очень нужно, ведь действительно, если мы хотим, чтобы христиане-заключенные не возвращались обратно в зоны, совершив после покаяния повторное преступление, то мы должны поддерживать их всеми возможными способами и понимать, что одни священники с этим делом не справятся. В этих условиях служение мирян заключенным духовной поддержкой через переписку и обучение основа Православной Веры становится очень важным.
«Преступникам отвергнутым от общества нужна любовь. Они как малые дети бывают очень чувствительны к ней» .
«Наши современные тюрьмы и исправительные колонии – это огромные приходы, нуждающиеся в слове Божием и духовном окормлении больше, чем обычные приходы в миру…» Этими словами отца Глеба Каледы, который стоял в основании возрождения тюремной миссии я и закончу свою статью.

Материал опубликован в «Вестнике миссионерского отдела» №3 2011 г.