Главная > Материалы > История миссии > Организация церковно-просветительской работы в Московской епархии последней трети XIX – начала XX вв. Сергей Колоухин

Организация церковно-просветительской работы в Московской епархии последней трети XIX – начала XX вв. Сергей Колоухин

15 декабря 2013

В XIX веке миссионерское служение Русской Православной Церкви переживает небывалый расцвет. Её активность простирается на внутренние районы России и охватывает сопредельные страны [1].

Сергей Колоухин. Аспирант кафедры истории ГОУ ВПО «МГОСГИ», сотрудник Миссионерского отдела при Иоанно-Богословском храме Коломенского благочиния.

 

Одно из направлений «внутренней миссии» – церковное просветительство – предназначалось для ведения работы по недопущению распространения религиозного сектантства среди православного населения. В этой связи предполагалось создать условия для повышения религиозной грамотности и активности верующих в приходской жизни.

 

В настоящей работе рассмотрены институциональные формы религиозно-просветительской работы в Московской епархии, представленные несколькими церковно-общественными объединениями и специализированными епархиальными учреждениями.

 

В последней трети XIX – начале XX вв. к религиозным сектам причисляли как адептов доморощенного «духовного христианства» (духоборов, молокан, скопцов и хлыстов), так и последователей позднепротестантских деноминаций «евангельского христианства» (штундистов, баптистов, евангеликов, пашковцев). В пределах Московской епархии имелись и те и другие. Они активно приобретали последователей и занимались прозелитизмом, особенно, среди многочисленного и малограмотного крестьянства.

 

В 70-х гг. XIX века в Волоколамском, Верейском, Клинском и Рузском уездах Московской губернии отмечалась активность духоборческой секты воздыханцев, возглавляемой крестьянином С. Исаевым. Сектанты перебрались туда из Боровского уезда Калужской губернии. Воздыханцы называли себя «духовными монахами». Церковные таинства, за исключением Крещения и Покаяния, сектантами отвергались. В Рузском уезде проживали последователи «бабушкиной веры» – секты, основанной некой крестьянкой Меланией [2].

 

В 1878 году в Москве образовалась группа евангельских христиан-пашковцев, возглавляемая С. В. Васильевым. Ещё одной евангелической группой руководила графиня Е. И. Шувалова. В 1882 году обе группы объединились в одну общину [3]. В 1900-е гг. в Москве действовала объединённая группа евангельских христиан и баптистов (ЕХБ), но в 1913 году собрание ЕХБ было закрыто властями [4].

 

В 90-х гг. XIX в. из южных областей до Московской губернии добрался штундизм [5]. В конце 1900-х гг. в деревне Елкино Коломенского уезда имелись штундисты, руководимые бывшим старообрядческим священником Ф. Павловым [6].

 

Наличие в регионе разнородного сектантства требовало от властей Московской епархии поиска актуальных форм противодействия. Именно поэтому по благословению московского епархиального начальства создаются первые религиозно-просветительские организации.

 

Основателем церковного просветительства Московской епархии заслуженно считают московское Общество любителей духовного просвещения, основанное в 1863 году. Организация имела развитую структуру, состоящую из четырёх отделов: по устройству публичных богословских чтений, внебогослужебных собеседований с народом в Москве и Московской епархии, распространению духовно-нравственных книг, законоучительский [7]. Согласно «Уставу» 1906 года управление организацией принадлежало общему собранию и совету, все важнейшие решения утверждались его попечителем – митрополитом Московским [8]. Обществом издавались «Чтения» и «Московские епархиальные (церковные) ведомости». Кроме того, оно заведовало Московской епархиальной библиотекой (25 тыс. томов). Однако основной специализацией общества было устройство внебогослужебных собеседований. Эти мероприятия проводились ежегодно в церквях Москвы и приходских храмах городов и сёл Московской губернии. Список церквей каждый год публиковался в «Московских церковных ведомостях». Например, с 21 сентября 1908 года по 15 марта 1909 года внебогослужебные собеседования должны были состояться в 45 церквях Москвы [9]. Цель собеседований – способствовать повышению религиозной грамотности верующих и установлению личных контактов священнослужителей и их паствы.

 

Первой братской организацией, занимавшейся духовным просвещением, мы можем считать братство св. Марии Магдалины, основанное 10 ноября 1882 году при Воскресенском соборе г. Рузы. За время существования особым многолюдством, а следовательно, и большими возможностями оно не отличалось. В 1891 году братчиков насчитывалось 25 чел.: восемь священников (П. Цветков, И. Василевский, М. Некрасов, И. Купленский, М. Сергиевский, С. Разумовский, И. Сергиевский, М. Русов), предводитель уездного дворянства князь А. Г. Щербатов, князь Д. Н. Долгоруков и 15 человек из иных сословий [10].

 

Главной целью братского общества было объявлено распространение в народе с помощью священнослужителей и братчиков «понятий об истинах православной веры, правилах благочестия, о событиях церковной жизни» и противодействие «суевериям и всего вредного для народа» (§ 2 «Устава») [11]. В силу того что скромные финансовые возможности организации не позволяли многого, усилия братства ограничивались распространением духовно-нравственной литературы и устроением внецерковных собеседований. При соборе действовала братская библиотека, некоторые средства отчислялись на содержание церковно-приходских школ Рузского уезда и на создание школьных библиотек [12]. Братство стремилось привлечь к себе внимание местного начальства. На основании «Устава» звание «почётного члена» было возложено на московских митрополитов, викариев, генерал-губернаторов и губернаторов (§ 8). Несколько отличалось от привычного стандарта персональное членство братства, в основу которого был заложен экстерриториальный принцип, то есть вступать дозволялось лицам, живущим не только в Рузском уезде, но и по всей России (§ 6). Всего предполагалось два уровня членства: почётное (ежегодное пожертвование на нужды братства 25 руб.); действительное (ежегодный взнос в 1 руб.) (§ 7) [13].

 

Руководство обществом осуществляли собрание и совет братства, возглавляемый рузским соборным протоиереем. Вместе с ним в административный совет братства входили избираемые на три года помощник председателя, секретарь, казначей и три советника (§ 13) [14].

 

Ещё одной формой миссионерских организаций служил Златоустовский религиозно-философский кружок, открывшийся в 1904 году при московском епархиальном доме. Кружок объединял активистов православной учащейся молодёжи столицы. Попечителем организации был епископ Серпуховской Анастасий, а председателем – С. В. Калиновский. В кружке состояли 134 чел. (59 действительных членов и 75 членов-соревнователей) [15]. В январе 1909 года организация переориентировалась на социальную и духовно-просветительскую миссию: стали посещать малоимущие семьи, живущие в стеснённых условиях (подвалах и однокоечных помещениях) с целью религиозно-нравственных бесед с ними и «оздоровления детей, гибнущих не по воле своей» [16]. Для нас эта организация интересна прежде всего самим фактом привлечения молодёжи к делам внутренней миссии.

 

Появление новых миссионерских братских обществ в первое десятилетие XX века во многом было предопределено Синодом, утвердившим «Правила об устройстве внутренней миссии» (Определение от 20-26 мая 1908 года, № 3443).

 

Касаясь церковного просветительства в Московской епархии, следует сказать, что оно стало прерогативой братства Воскресения Христова. Открытое 4 января 1909 году в здании Московского епархиального дома (Лихов переулок) братство к концу года насчитывало уже 1312 чел. Руководило им правление, в котором состояли все должностные лица, занимавшиеся миссионерской работой в епархии: это миссионеры (священник И. Васильев, протоиерей И. Полянский, И. Г. Айвазов, Н. Ю. Варажанский), председатель епархиального общества борьбы с народным пьянством протоиерей Х. Максимов, а также протоиерей И. Горский, священник Н. И. Смирнов, протопресвитер Н. Любимов, архимандрит Новоспасского монастыря Макарий, прокурор Московской синодальной конторы Ф. П. Степанов. Правление в должности его председателя возглавлял второй викарий – епископ Можайский Василий (Преображенский), а товарищами председателя состояли протоиерей Иоанн Восторгов и ещё один викарий – епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский) [17]. Таким образом, к управлению братством были допущены либо священнослужители, либо чиновники духовного ведомства. «Уставом» на братское объединение было возложено несколько задач: 1) повышение религиозной грамотности верующих через доступное изложение основ православного вероучения; 2) борьба с религиозным сектантством, атеизмом, «вредными противоцерковными учениями» (материализмом и социализмом); 3) создание кружков мирян-проповедников; 4) оказание помощи храмам и церковным школам Сибири и Дальнего Востока [18]. Таким образом, братство должно было заниматься профилактической работой. Церковные власти возлагали на общество большие надежды. Предполагалось, что вовлечение инициативных прихожан в миссионерскую работу позволит эффективно противодействовать активности штундизма (именно под таким названием на рубеже XIX – XX вв. были известны позднепротестантские деноминации – баптисты и евангелики) и антирелигиозным взглядам.

 

Остановимся подробнее на содержании деятельности братства Воскресения. Братчики устраивали религиозные собрания в храмах Москвы и губернии, занимались издательским делом и распространением печатных изданий. Активность общества становится особо заметной в 1911 – 1912 гг., когда братство организовало в 28 пунктах Москвы «народно-миссионерские курсы», на которых прошли обучение 2 370 чел. Интересно содержание программы курсов. Помимо дисциплин начального религиозного компонента (Священное Писание, история Церкви, богослужение, церковное пение) в ней значились и необычные учебные предметы: «понятие о социализме и его элементарное опровержение» и даже «учение об алкоголизме». Так, программа курсов основывалась на соединении религиозного образования с борьбой за умы и здоровье народа. Братство устроило также массовые проповеди в 94 храмах Москвы и издало 200 тыс. проповеднических листовок [19]. В 1912 – 1913 гг. было роздано 1 тыс. экземпляров «Катехизиса» митрополита Макария (Невского) и до 3 тыс. брошюр «На страже православия» [20].

 

Братство святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа учреждается практически одновременно с братством Воскресения. Торжественное открытие состоялось 27 декабря 1909 года в храме Святителя Алексия Чудова монастыря. Учредителями братства стали 55 чел.: приходские священники, настоятели монастырей, ректоры Вифанской и Московской семинарий, местные чиновники [21]. В братском уставе почётным председателем объявлялся митрополит Московский, а надзор за деятельностью общества возлагался на викарного епископа Серпуховского. Первым председателем братства стал Ф. Д. Самарин. В совет вошли: протоиерей И. Фудель, В. К. Истомин, А. А. Корнилов, И. А. Лебедев, П. Б. Мансуров и Н. И. Шелепин. Нестандартно пополнялись братские ряды, предусматривалось три формы членства: пожизненные члены, члены-соревнователи, братчики по приходам (они должны были представлять столичные приходы). На 1910 год в братстве состояло 116 чел. [22]

 

Общество имело несколько целей: 1) привлекать мирян к более широкому участию в богослужении; 2) служить формой живого общения епископата, клира и мирян. Фактически был предложен новаторский для братского движения эксперимент, ибо никто подобным ранее не занимался. Для достижения намеченных целей братство намеревалось заниматься издательской деятельностью, организовывать религиозно-просветительские мероприятия (собеседования и чтения), устраивать курсы псаломщиков и регентов. Первым шагом стало открытие в 1910 году курсов пения при церкви Святого Георгия в Грузинах, где осуществлялась подготовка головщиков – певчих, за которыми поют остальные прихожане во время богослужений [23]. Однако ввиду начавшейся Первой мировой войны общество вскоре распалось.

 

Остановимся на противосектантской деятельности московских церковных властей. Синодальным указом от 25 января 1906 года № 883 в Московской епархии была учреждена должность епархиального миссионера-проповедника против сектантства с содержанием на местные средства. Первым миссионером-проповедником стал протоирей Иоанн Восторгов [24].

 

Издание «Правил об устройстве внутренней миссии» предопределило создание Московского епархиального миссионерского совета. Официально он учреждается распоряжением Московского митрополита от 24 марта 1910 года за № 113. Совет должен был противостоять социалистической, сектантской и старообрядческой пропаганде на территории Москвы и Московской губернии. В его состав были включены семь чел.: Можайский епископ Василий (председатель); протоиерей И. Восторгов (товарищ председателя); епархиальные миссионеры И. Айвазов и И. Полянский; миссионер-проповедник И. Васильев, архимандрит Новоспасского монастыря Макарий (Гневушев); протоиерей Х. Максимов, протоиерей М. Соболев, протоиерей С. Садковский [25]. Как видим, руководство советом возлагалось на одного из викарных епископов. В январе 1917 года митрополит Макарий назначил новым председателем Дмитровского епископа Алексия [26].

 

В 1912 году по предложению совета Москва была разделена на три миссионерских (противосектантских) района. В первый включили пять благочиннических округов: 1-е и 2-е отделения Пречистенского сорока; 1-е, 2-е и 3-е отделения Замоскворецкого сорока. Второй миссионерский район образовывали 4 округа: 2-е отделение Ивановского сорока; 2-е отделение Никитского сорока; 2-е отделение Сретенского сорока; 1-е отделение Китайского сорока. Третий миссионерский район был сформирован из 4 благочиний: 1-е отделение Ивановского сорока; 1-е и 3-е отделения Сретенского сорока; 1-е отделение Никитского сорока. За каждым районом был закреплён ответственный районный миссионер: первый – протоиерей И. Айвазов, второй – священник И. Васильев, третий – Н. Варажанский. По мысли организаторов, районирование должно было увеличить эффективность противосектантской миссии [27]. Ещё одной инициативой совета стало открытие специализированных миссионерских курсов для членов причтов и мирян. В 1912 году открывшиеся епархиальные миссионерские курсы продолжались в течение календарного месяца: с 15 ноября по 15 декабря. Вместимость курсов ограничивалась 60 местами, предназначенными, главным образом, для священников. Слушателей избрали уездные съезды благочинных. Отдельно избирались кандидаты, представлявшие Москву.

 

Общее руководство курсами осуществлял председатель миссионерского совета. Из сметы Московской епархии на их содержание было выделено 4 500 руб. Каждый слушатель получал на расходы до 35 руб., бесплатный набор брошюр и книг. Занятия ежедневно проходили с 9 утра до 3 часов дня (кроме воскресных и праздничных дней) в помещениях епархиального дома. Курсисты изучали историю, обличение русского сектантства и раскола, правила устроения народной и приходской миссии, особенности богослужебной и небогослужебной проповеди [28].

 

В том же году открылись отдельные курсы для мирян. Начало работы народно-миссионерских курсов приходится на октябрь 1912 года. С лекциями выступали епархиальные и уездные миссионеры. Слушатели, преимущественно из числа рабочих, собирались на занятия один-два раза в неделю в вечернее время по два часа. Кроме Москвы, курсы работали в Коломне и селе Борисове Московского уезда [29].

 

Миссионерский совет неоднократно отстаивал интересы Православной Церкви перед лицом гражданских властей. Назовём несколько случаев. Очень быстро отреагировал совет на донесение священника Н. Протопопова из села Мытищ от 3 апреля 1912 года, сообщавшего о незаконных собраниях евангеликов заезжими проповедниками в доме одного из местных жителей. На собраниях присутствовали православные, раздавалась религиозная литература. Поскольку они носили не богослужебный, а выраженный миссионерский характер, имело место нарушение правил, установленных для сектантов. Местные полицейские чиновники расследовать дело отказались, заявив, что им не удалось установить личности приезжих [30]. По получении сообщения миссионерский совет обратился в губернское правление. В отношении правления от 25 апреля 1912 года констатировалось нарушение евангеликами постановления департамента духовных дел МВД, запрещавшее присутствие посторонних лиц на собраниях сектантов. Была отмечена профессиональная некомпетентность местного полицейского надзирателя Обухова, не разъяснившего мытищинскими сектантам постановление. Впрочем, дальнейшего хода это дело не получило и в связи со смертью надзирателя было закрыто [31].

 

В ноябре 1912 года обострились отношения совета и судебных органов. Поводом послужил демарш учеников церковно-учительской (миссионерской) школы при Высокопетровском монастыре. На собрании пашковцев после приглашения проповедника помолиться они пропели анафему. Последовавший двухнедельный арест учеников «за бесчинства при богослужениях православных и иноверцев» (ст. 5 Уголовного уложения) вызвал широкий резонанс. Совет инициировал подачу жалобы на решение столичного съезда мировых судей в Сенат [32].

 

Итак, в Московской епархии была достаточно хорошо поставлена церковно-просветительская работа, ориентированная на православное население и носившая профилактический характер. Изначально её исполнение возлагалось на церковные общественные организации (московское братство Воскресения Христова, рузское братство Марии Магдалины и другие). Каждое братское объединение имело собственные задачи, но все они стремились предоставить широким массам верующих доступ к религиозному образованию, для чего учреждали всевозможные курсы и открывали братские библиотеки. Кроме общественных организаций, в деле религиозного просвещения участвовали церковные учреждения Московской епархии, появившиеся в начале XX века: епархиальный миссионерский совет, институт противосектантских миссионеров.

 

1. Русские духовные миссии в Китае, Кореи, Японии и Персии.

2. Обзор Московской губернии за 1873 г. – М., 1873. С. 15.

3. Евангельские христиане // Православная энциклопедия. Т. 17. – М., 2008. С. 41.

4. История баптизма: Сборник. Вып. 1. / Сост. С. В. Санников. – Одесса, 1996. – С. 368, 372.

5. Тальберг Н. История Русской Церкви. – М., 2004. С. 842.

6. Отчёт о деятельности противораскольнической миссии за 1910 г. – М., 1911. С. 18.

7. От комитета по устройству внебогослужебных собеседований с народом в Москве // Московские церковные ведомости. – М., 1908. – № 36. С. 270 – 271.

8. Там же. С. 269.

9. Общество любителей духовного просвещения в Москве // Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1908 – 1909 гг. – СПб., 1911. С. 270.

10. Там же. С. 5.

11. Устав братства св. Марии Магдалины, в память почившей императрицы Марии Александровны. – М., 1882. С. 1.

12. Об учреждении братства в городе Рузе // Московские церковные ведомости. – М., 1882. – № 28. С. 106.

13. Там же. С. 3.

14. Отчёт совета братства св. равноап. Марии Магдалины в городе Рузе Московской губернии за 1890 г. // Московские церковные ведомости. – М., 1891. – № 22. С. 70.

15. Летопись епархиальной жизни. Златоустовский кружок учащихся // Московские церковные ведомости. – М., 1908. – № 38. С. 969.

16. Летопись епархиальной жизни. Новая миссия // Московские церковные ведомости. – М., 1909. – № 4. С. 91.

17. Отчёт братства во имя Воскресения Христова за третий год существования (с 20 апреля 1911 по 1 апреля 1912 г.) // Московские церковные ведомости. – М., 1912. – № 31. С. 279 – 288.

18. Извлечение из Устава Братства во имя Воскресения Христова в Москве // Московские церковные ведомости. – М., 1914. – № 17. С. 156 – 157.

19. Отчёт братства во имя Воскресения Христова за третий год существования (с 20 апреля 1911 по 1 апреля 1912 г.) // Московские церковные ведомости. – М., 1912. – № 31. С. 279 – 288.

20. Открытие братства // Московские церковные ведомости. – М., 1910. – № 1. С. 11 – 12.

21. Отчёт Братства во имя Воскресения Христова за четвёртый год существования (с 1 января 1912 г. по 1 января 1913 г.) // Московские церковные ведомости. – М., 1913. – № 31. С. 353 – 355.

22. Отчёт Совета о деятельности братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа за 1910 г. // Московские церковные ведомости. – М., 1911. – № 8. С. 195 – 197.

23. Устав Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа // Московские церковные ведомости. – М., 1909. – № 5. С. 89.

24. Определение Св. Синода // Московские церковные ведомости. – М., 1906. – №7. С. 21.

25. ЦИАМ. Ф. 1381. Оп. 1. Д. 8. С. 1.

26. От Московской духовной консистории // Московские церковные ведомости. – М., 1910. – № 15. С. 111.

27. К сведению духовенства г. Москвы // Московские церковные ведомости. – М., 1912. – № 50. С. 440.

28. Отчёт о деятельности противораскольнической миссии за 1912 г. – М., 1913. С. 18.

29. Московские епархиальные миссионерские курсы в 1912 г. // Московские церковные ведомости. – М., 1912. – № 27. С. 220 – 221.

30. ЦИАМ. Ф. 1381. Оп. 1. Д. 8. С. 7.

31. ЦИАМ. Ф. 1381. Оп. 1. Д. 8. С. 13.

32. ЦИАМ. Ф. 1381. Оп. 1. Д. 8. С. 11.

 

Церковно-общественный журнал «Апостол». — Коломна: Иоанно-Богословский храм, 2012. — № 3 (12). С. 30 — 33.

Материал опубликован в «Вестнике миссионерского отдела» №6. Ноябрь 2012 г.