Главная > Материалы > История миссии > Архимандрит Спиридон (Кисляков) « Из виденного и пережитого»

Архимандрит Спиридон (Кисляков) « Из виденного и пережитого»

03 сентября 2009

01Воспоминания проповедника-миссионера.

Если бы меня попросили написать коротенький, в сотню страниц, миссионерский учебник, я бы отказался. Потому что такой учебник уже есть, и читаешь его не отрываясь с первой страницы до последней. Книга архимандрита Спиридона (Кислякова) замечательно написана. В ней хороший слог и настоящее литературное мастерство. Наброски русской религиозной жизни конца 19 века точны и невероятно обаятельны. Чего стоит одна только сцена свадьбы деревенского нищего, на которой всё угощение — святая вода и антидор. За несколькими всего эпизодами хорошо видна церковная приходская Россия того времени.

Архимандриту Спиридону удалось описать пробуждение в себе живой и сильной христианской веры. События его сибирского миссионерского служения – а он был штатным епархиальным миссионером – необычайно интересны, подобраны с литературным вкусом и рассказаны с глубоким тактом и смирением. В его манере видна серьёзная начитанность в святоотеческих трудах. И больше всего она сказывается в выборе эпизодов и историй.

Замечателен рассказ о паломничестве в Святую Землю и о встрече с евреем, который принял христианство и полюбил Христа, как мало кто любит и из христиан. Вообще, глубокое чувство христианской правды делает архимандрита Спиридона смелым в суждениях о вещах сложных и, для современной ему церкви, нелицеприятных. Он общается с буддистами, и буддисты говорят, что им нравятся и Христос и Евангелие, но совсем не нравятся христиане, которые тут пьют и разбойничают.

Отдельное место занимает его тюремное служение, среди отчаянных и отчаявшихся людей. Скажем ещё раз, автору удаётся держаться почти святоотеческой интонации и простоты изложения в самых драматичных моментах, в описаниях темных глубин человеческой натуры.

В книге много горькой правды, которую мы легко можем адресовать и себе сегодняшним. Много образов и характеров, которые запоминаются.

Много какой-то очень простой и естественной мистики, таких понятных и убедительных чудес, сопровождающих любую верующую жизнь. Притом, что книга невелика и не производит впечатления очень плотного литературного материала.

Но самое главное чудо и самое сильное впечатление – образ автора книги, сквозящий между строк, поразительными, по чистоте и ясности верой и самоотвержением, постоянным и упорным поиском Божьего взгляда. И, в какой-то момент понимаешь, что архимандрит Спиридон был замечательным и выдающимся миссионером вовсе даже не чудесно данным ему от Бога даром слова, а собственной его, близкой к святости жизни.