Катехизация – это обучение вере, которое является одной из основных забот пастырей Церкви на протяжении всего времени ее существования.
Православная Церковь имеет огромный исторический опыт катехизации, который зафиксирован в канонических памятниках. Напомним, что катехизация по заповеди Иисуса Христа является одной из важнейших задач Церкви: «Шедше научите» – такими словами напутствовал Он Своих учеников. Это наставление нашло свое отражение и в канонических нормах, в соответствии с которыми от изучения вероучения перед Крещением человека может освободить только тяжкая болезнь, а после Крещения (если человек был крещен в болезни), только смерть, а в случае выздоровления каноны предписывают изучать веру. Отметим также, что древней практике крещения соответствовали и правила, действовавшие в 19 веке. Согласно указу Святейшего Синода от 22 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический сорокадневный срок.
Однако сейчас, к великому сожалению, реальная ситуация в большинстве случаев совершенно не соответствует ни историческому опыту Церкви, ни каноническим нормам. В то же время все чаще клирики и активные миряне высказываются в поддержку достаточно длительной и серьезной подготовки взрослых перед собственным таинством Крещения, крещением их детей или же перед венчанием. Вопрос о катехизации взрослых людей остро стоит в настоящее время перед Русской Православной Церковью. По статистике большинство населения страны, около 80%, относят себя к православным. Однако действительно воцерковленных православных христиан оказывается сравнительно совсем немного. И когда мы говорим о катехизической работе со взрослыми людьми, речь идет не только и не столько об оглашении тех, кто в сознательном возрасте принял решение креститься. В еще большей степени это проблема обучения вере и воцерковления уже крещенных в детстве или когда-либо еще людей, фактически отпавших от Евхаристического общения в Церкви, однако желающих крестить своих детей или венчаться. В некоторой мере катехизация должна была бы быть организована и для многих прихожан, имеющих зачастую весьма смутные представления даже об основополагающих положениях Православной христианской веры.
Что же должна дать катехизация некрещеных или невоцерковленных людей? Результатом этой работы должно стать обретение человеком понимания христианского мировоззрения, осознанное его вхождение в богослужебную жизнь Церкви и участие в Евхаристии. Это очень сложная задача. Поэтому при организации катехизаторской работы необходимо придерживаться определенных норм, которые призваны направить ее в правильное русло и уберечь от уклонений. Прежде всего, надо помнить, что обучение вере – долг пастыря, основанный на словах Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28.19). Священник не может уклониться от научения людей, он должен стать не «требоисполнителем», а духовным наставником, готовым потратить силы и время на то, чтобы привести еще одну душу к Иисусу Христу. К сожалению, реальность приходской жизни такова, что времени на эту важную обязанность остается немного, кроме того, успех катехизации определяется и уровнем богословских знаний самого пастыря, но богословское самообразование на приходе в нынешних условиях вещь сложная, но заниматься им нужно.
В то же время, катехизация – педагогический процесс, это в буквальном смысле «детоводительство» ко Христу. По сути, это воспитание человека, пусть уже и взрослого, истинное воспитание, христианское. Но если это педагогика, то, как и в любой педагогической деятельности, здесь надо учитывать возрастные особенности, психологические качества, нравственное и культурное развитие человека, уровень светского образования, социальный статус, религиозную мотивацию. Следует учитывать на кого ориентирована катехизация и принять тот факт, что характерные черты потенциальной аудитории наложат свой отпечаток на организацию всего процесса.
Мы уже сказали, что огласительная работа ведется, прежде всего, среди так называемых «этнически православных». Для людей далеких от Церкви Крещение, также как и Венчание, по свидетельству многих приходских священников, нередко является либо просто обрядом, данью традиции, либо чем-то вроде получения оберега. Однако в таком случае гораздо проще осуществить это «мероприятие» там, где к нему не надо долго готовиться, а можно просто придти, заплатить деньги и получить желаемое. Отсюда следует необходимое требование – правила и нормы совершения таинств Крещения и Венчания должны быть единообразными во всех храмах епархии. Если же люди будут знать, что требования везде одинаковые, что катехизация обязательна для участия в Таинствах вне зависимости от того, в каком храме они собираются крестить, креститься или венчаться. Это заставит их серьезнее отнестись к оглашению, и они скорее будут выбирать тот храм, где огласительные беседы будут более живыми, интересными, приближенными к реальной жизни. Из сказанного следует, что необходима координация действий и централизованная организация катехизации на уровне епархии.
В качестве подготовительной формы работы с теми, кто приходит в храм по случаю или же для того, чтоб совершить таинство Крещения или Венчания, могут быть проведены предварительные консультации дежурного священника или квалифицированного храмового работника-катехизатора, которые могли бы привлечь редко бывающих в храме людей к более частому его посещению. Цель этих консультаций – прежде всего, просто расположить нового человека к церкви через благожелательное общение, знакомство с храмом, его иконами, святынями, а также посредством содержательных ответов на возникающие вопросы, совета и помощи, в случае необходимости, и, наконец, разумного объяснения норм поведения в храме и правил участия в катехизационных беседах.
Уместно, конечно, поставить и вопрос о конкретных программах катехизации взрослых. Здесь, прежде всего, мы должны обращать свой взор к святоотеческому наследию, искать общее руководство в тех трудах святых отцов, которые посвящены оглашению и Крещению обращающихся к вере, например, это огласительные и тайноводственные поучения св. Кирилла Иерусалимского и огласительные слова св. Иоанна Златоуста. Их труды не потеряли и не могут потерять своей актуальности и в наше время, несмотря на изменившиеся условия жизни. Природа человека остается неизменной.
В наше время нередко встречаются попытки в целях более успешной катехизации использовать западный конфессиональный опыт. Никоим образом не отрицая то, что может быть в нем полезного, приведем все же слова выдающегося богослова протоиерея Георгия Флоровского об относительности ценности современных богословских схем. Размышляя о современном богословии в целом, он указывает на актуальность опыта Святых Отцов в «такое время, как наше» и на надуманность схем современных богословов: «У меня часто бывает странное чувство. Когда я читаю ранних классиков христианского богословия, Отцов Церкви, я нахожу, что они для моего времени с его бедствиями и проблемами более актуальны, чем продукция современных богословов. Отцы имели дело с жизненными проблемами, с разрешением вечных вопросов, которые описаны и изложены в Священном Писании. Рискну утверждать, что св.Афанасий и бл. Августин гораздо более современны, чем многие из наших теперешних богословов. Причина здесь проста: они говорили о реальных вещах, а не о схемах, они были озабочены не столько тем, во что человек может поверить, сколько тем, что Бог сделал (курсив – прот. Георгия Флоровского) для человека. Нам в «такое наше время», следует расширить свои горизонты, признать древних учителей и попытаться создать для нашего времени жизненный синтез всего христианского опыта»1.
В то же время, необходимо в наибольшей степени приблизить огласительные беседы к внешним обстоятельствам современной жизни. И тут мы можем с удовлетворением указать на тот факт, что к настоящему времени силами инициативных священников и мирян создано уже немало достаточно хороших, продуманных программ, готовящих взрослого человека к принятию крещения или к воцерковлению его, в случае если он был когда-то ранее крещен и отпал от Церкви. В общих чертах примерная программа первоначальной катехизации могла бы выглядеть таким образом.
Прежде всего, нужно обсудить с пришедшими вопросы о смысле жизни, о Боге и о вере в Бога. Человек должен понять, куда и зачем он пришел, он должен обратиться к Богу сознательно и целостно, а для этого ему надо дать верное понятие о состоянии человека без веры, об истинной вере и о Боге, в Которого верят христиане.
Следующие собеседования надо посвятить ключевым понятиям, без которых невозможно воцерковление – понятию греха и покаяния. Осознание добра и зла должно быть важнейшим моментом перед Крещением или Венчанием. Если люди пришли в церковь для совершения Таинств, они не могут по-прежнему совершать те действия, которые христианство признает греховными, значит они должны изменить свою жизнь в соответствии с нравственными требованиями Церкви. А нередко современный далекий от религии человек имеет весьма искаженное представление о грехе.
Приходящий в Церковь должен также увидеть путь спасения человека и осознать, что Христос – Спаситель, Бог, явившийся во плоти. Возможно, следует побуждать оглашаемых самостоятельно читать Евангелие.
В результате всего этого обсуждения человек должен придти к пониманию необходимости соблюдения заповедей и постоянной церковной и домашней молитвы. Более того, пришедшие в храм только ради совершения Таинства люди должны понять, что без Церкви нет спасения, что только в ней возможен путь христианина.
Длительность огласительного цикла хотя и не должна быть слишком большой (ради того, чтобы не отвлекать обучением загруженных работой, заботами о семье и бытовыми проблемами людей на долгое время), но все же не может быть и__ менее месяца, по крайней мере, из соображений методических: перемена сознания человека требует определенного времени, периода проживания внутренних изменений. Видимо, самый оптимальный срок – около двух-трех месяцев. Наиболее приемлемым режимом бесед, очевидно, следует признать одну беседу в неделю. Катехизируемый должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и откликнуться своей жизнью на призыв Церкви. Представляется необходимым участие оглашаемых в церковных богослужениях на протяжении всего цикла огласительных бесед. Это даст им личный опыт литургической жизни.
Важно помнить, что цель катехизации – не сообщение определенной суммы знаний, а приобщение человека к жизни в Церкви, к Евхаристическому общению. Поэтому надо смотреть на процесс оглашения как на первую ступень в христианской жизни человека, но отнюдь не как на короткий период подготовки к совершению Таинства, после которого слушатель вернется к своей обычной жизни. Именно поэтому так важны участие в богослужениях Церкви, домашняя молитва, чтение Евангелия.
Непосредственно перед совершением Таинства катехумены должны либо исповедаться, если они уже крещены, либо провести исповедально-доверительную беседу со священником. Это позволит выяснить, насколько оглашаемый готов к участию в Крещении или Венчании, верует ли он православно, отказался ли он в своей жизни от того, что несовместимо с христианской верой, понимает ли смысл жизни в Церкви.
Одновременно, если мы определяем катехизацию как элемент процесса вхождения человека в Церковь, мы, несомненно, сталкиваемся с проблемой согласования катехизической деятельности с последующей за нею пастырской деятельностью. Человек, прошедший оглашение не должен остаться без внимания после совершения Таинства, к которому готовился. Священник, руководивший огласительным циклом бесед, призван осуществлять и дальнейшее пастырское окормление новообретенных членов Церкви.
Полноценное воцерковление невозможно без участия в христианской общине. В этот период оглашаемый входит в Церковь как общину учеников Христовых, а это значит, что сама жизнь членов Церкви и будет важнейшим основанием для свидетельства о Христе и Церкви и для воцерковления человека. Катехумен знакомится на данном этапе с живыми, реальными людьми, называющими себя христианами и прихожанами определенного храма. Все проблемы катехизации – это не проблемы теоретического научения основам веры, это скорее проблемы организации нашей приходской жизни. Поэтому основной задачей священника в деле оглашения должно быть создание реальной христианской общины из уже верующих и воцерковленных людей. Не может быть успешной катехизации новых людей там, где нет нормально организованной жизни прихода. А уже в сплоченной, неформальной общине, объединенной совместными делами и заботами, под непосредственной опекой священника должно проходить воспитание активных мирян, способных помогать в процессе воцерковления новоначальных. Одной из форм продолжения катехизации воцерковляющихся может быть приходская школа или курсы для взрослых. Во-первых, в качестве следующей ступени, уже после совершения Крещения или Венчания, можно было бы проводить более углубленные занятия по Закону Божиему, истории Церкви, основам литургики.
С другой стороны, это могут быть не только богословские курсы, более глубоко раскрывающие православное учение. Не менее важно для взрослых людей, входящих в Церковь, научится правильно строить взаимоотношения в семье с Богом и в Боге, как в малой Церкви – и между супругами, и родителей с детьми. Курсы молодой православной семьи могли бы быть поддержкой тем, кто недавно венчался или крестил ребенка, и помогли бы создать на приходе сообщество православных духовно здоровых семей. Так же актуальна была бы и школа православной матери.
Надо отметить, что нередко сами новокрещаемые взрослые люди хотят узнать больше о Православной вере, о Библии, активно участвовать в жизни Церкви, однако их интерес и неофитский энтузиазм часто не находит ни отклика, ни какого бы то ни было удовлетворения на приходе. Так что порой катехизаторам не надо даже прикладывать особых усилий, а достаточно лишь просто поддержать нового человека на его пути в Церковь.
В завершение отметим, что в настоящее время разработано множество различных планов катехизации, немало их и в Интернете. Иногда бывает впечатление, что главная задача в катехизаторской работе некоторыми сводится к поиску новых форм преподнесения знания о православном христианстве. Однако средоточием катехизации должно быть все-таки ее содержание, свидетельство о жизни вечной и явление этой жизни в проповеднике. Успех в катехизации может быть достигнут лишь через богословие, явленное не только в слове, но и в жизни пастыря – проповедника или катехизатора.
Еще раз подчеркнем, что катехизация не может быть сведена к интеллектуальному обучению вере, а должна включать и исполнение заповедей. Катехизация взрослых людей открывает возможность для приобщения к христианской жизни людей, пока стоящих в стороне от Церкви. Этот вариант миссии проще и намного более действенен, чем многие миссионерские проекты со светскими организациями. Этот путь – исторический путь Церкви. Поэтому нам надо обязательно возрождать катехизацию взрослых людей.