Главная > Вестник Миссионерского отдела > Литургия Преждеосвященных Даров с комментариями. Протоиерей Андрей Коробков

Литургия Преждеосвященных Даров с комментариями. Протоиерей Андрей Коробков

15 ноября 2014

В данной статье приводится текст возможных комментариев при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Помимо устного комментирования, его можно раздавать в печатном виде прихожанам, желающим более глубоко узнать богослужение.

 

Перед началом Литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры!

Литургия Преждеосвященных Даров, по древним свидетельствам, передана нам самими апостолами. Самые ранние свидетельства о ее совершении относятся к началу VII века. Эта литургия служится только в Великий пост – Святую Четыредесятницу, которая напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя.

Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!», таким же, как и на Литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого; таким образом, с первых слов данной Литургии мы видим, что все богослужение обращено к надежде Царства Небесного, оно есть то духовное ожидание, которым пропитано богослужение Великого поста.

Во время чтения 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!», священник в алтаре читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления Божия дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа.

По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению.

«Миром Господу помолимся» — первые слова ектении, означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы. Прежде примириться со всеми, на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, это непременное условие для нашего участия в богослужении.

Каждый молящийся в храме – не пассивный зритель, а участник богослужения. Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву, а все мы вместе являемся общим церковным собранием.

По окончании ектении и возгласа священника чтец читает 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133) царя Давида, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.

Во время чтения первой части кафизмы священник отлагает в сторону Евангелие, разворачивает святой антиминс, после чего Святой Агнец, заранее освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос.

После этого диакон произносит так называемую «малую» ектению, потому что, в отличие от предыдущей, она содержит всего три прошения, в которых испрашивается Божие заступничество. «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» – отвечает хор, а вместе с ним и все мы. В это время следует молитва священника, в которой у Бога испрашивается утверждение в хождении по Его заповедям: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава».

Далее мы услышим чтение второй части 18 кафизмы, во время которого священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и полагает земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения и читается тайная молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…».

Затем читается последняя, третья часть кафизмы, в это время совершается перенесение Святых Даров с престола на жертвенник. Во время перенесения Святого Агнца священник поставляет дискос на главу, выражая тем самым глубокое смирение и благоговение перед Великой Святыней. В это время вновь переживается таинственное и трепетное событие Сошествия на землю Царя мира, который принесет Себя в жертву за жизнь всего человечества. Перенесение Даров предваряется звонком в небольшой колокол, и все собравшиеся в храме, отмечая важность и святость этого момента, опускаются на колени.

Священник покрывает на жертвеннике Святые Дары и поставляет перед ними зажженную свечу. Покровение Даров одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и Голгофу; свеча – освящение, подаваемое нам Истинным Светом.

Затем хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» и положенных на этот день стихир.

Стихиры – это богослужебные поэтические тексты, в которых отражается суть празднуемого дня. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Обычай воскурять фимиам берет свое начало в ветхозаветной древности. Зажженное кадило символизирует горение в вере наших сердец, а возносящийся ввысь дым фимиама — наши молитвы к Богу. Во время пения последней стихиры священнослужители совершают торжественный вход. Предстоятелем читается молитва: «Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе Владыко всех, исправь молитву нашу подобно кадилу пред тобою… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу».

Священнослужители выходят на солею – так называется возвышение перед входом в алтарь, и предстоятель благословляет Святой вход через Царские врата словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!». Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!». «Прости» – значит, станем прямо, благоговейно.

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительнее современного, собравшиеся в храме сидели, вставая на особенно важные моменты богослужения. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний христианский богослужебный гимн «Свете Тихий». «Тихим Светом» называется в нем Господь наш Иисус Христос, который по Божеству, есть Присносущий Свет, ибо Он есть вечное сияние Бога Отца и образ Существа Его; ради любви к людям, ради нашего спасения Он принял образ человека и соделался доступным для всех. Священнослужители входят в святой алтарь и совершают восхождение на Горнее место.

 

Остановка после «Свете Тихий»

Чтец произносит прокимен.

Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно выразительный и подходящий к случаю. Название свое прокимен, «предваряющий», получил потому, что он предшествует чтению Священного Писания.

Для лучшего понимания эти отрывки из книг Бытия и Притчей Соломоновых могут быть прочитаны в русском переводе. Паремия – с греческого означает притча, иносказание.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым, призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Между паремиями Царские Врата открываются, и священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!» — напоминая верующим, что ветхозаветные праведники были просвещаемы светом Божественной истины и пророчествами готовились к пришествию на землю Спасителя.

По установившейся традиции, в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звон небольшого колокола.

Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, после которого, по указаниям устава, полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». В нем выражено глубокое осознание греховности человеческого естества, постоянно стремящегося к лукавому самооправданию. В знак осознания собственной немощи и противления греху все молящиеся смиренно опускаются на колени и призывают на помощь Божественное милосердие.

Полную покаяния вечерню завершает молитва святого Ефрема Сирина, которая за богослужением читается только во время Великого поста. Эта молитва сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего духовного делания, которое заключается не только и не столько в ограничении себя в пище, но прежде всего в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями.

В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, дни памяти великих святых и на Страстной седмице, полагаются чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия.

 

Остановка перед сугубой ектенией

После молитвы преподобного Ефрема Сирина следует непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров. Вкушая от одной священной Трапезы Тела и Крови Христовых, христиане соединяются с Богом, и в Нём становятся едиными. Евхаристия берет свое начало с Тайной Вечери, совершенной Господом накануне Своих страданий, а участие в Евхаристии является реальным переживанием этой Вечери.

Во время произнесения сугубой ектении священник молится о том, чтобы Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, Свои богатые щедроты.

В Древней Церкви Таинству Крещения предшествовал долгий период оглашения желающих стать христианами.

Великий пост в древности был временем подготовки к Таинству Крещения, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные беседы, на которых им разъяснялись основы православного вероучения для того, чтобы их жизнь в Церкви была осмысленной. Такие беседы, как вы знаете, и сейчас проводятся в наших храмах. Оглашенные посещали также и богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время её произнесения диакон призывает всех верных, т.е. уже крещеных и постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молится Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричислил их к духовному стаду Христову.

С половины Поста, с Крестопоклонной седмицы, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т.е. уже «готовых к просвещению». Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд «просвещаемых» и уже скоро над ними совершится Таинство святого Крещения. Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви… и показал их достойными членами Тела Христова. Затем диакон призывает, чтобы все оглашенные и все, кто готовится к просвещению вышли из храма, и на богослужении остаются только верные, т.е. только крещеные православные христиане.

Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне перенесение похоже на Великий вход за полной Литургией, но по существу и духовному значению он отличается. Он знаменует собой шествие Христа на Распятие, на вольные страдания за жизнь мира, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Хор исполняет особое песнопение: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится». Священник в алтаре с воздетыми вверх руками трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя». Эти слова говорят о том, что мы должны приступать к Священной Трапезе памятуя о духовной чистоте, необходимой для участия в Евхаристии. Во время перенесения Святых Даров, все благоговейно должны опуститься на колени. Священник ставит Святые Дары на престол и покрывает их особым платом, называемым «воздУх». После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами.

После просительной ектении следует молитва Господня «Отче наш».

После возгласа диакона «Вонмем», т.е. будем внимательны, священник, касаясь рукой Святых Даров, громко произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!», это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Наступает долгожданный момент духовной радости – причащения Святых Христовых Тайн.

Когда Причастие завершится, священник заходит в алтарь, благословляет народ и произносит отпуст с упоминанием празднуемых святых дня и святителя Григория Двоеслова, папы Римского, святого еще неразделенной Древней Церкви, к которому восходит традиция составления и совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

 

Комментарии во время Литургии Преждеосвященных Даров можно совершать:

  • Перед началом Литургии;
  • После «Свете Тихий»;
  • Перед сугубой ектенией;
  • Перед Причащением (можно дополнить существующие комментарии, прочитать жития святых, в том числе святителя Григория Двоеслова);
  • По окончании Божественной Литургии.