Главная > Просвещение на приходе > Огласительные беседы > «Методические вопросы оглашения перед таинством Крещения» — миссионерские семинары в Московской Епархии

«Методические вопросы оглашения перед таинством Крещения» — миссионерские семинары в Московской Епархии

17 октября 2010

Священник Дмитрий Березин, секретарь Миссионерского отдела Московской епархии

Во времена апостолов была только миссия и водительство Святым Духом. Потом было миссионерство через мученичество. В период Вселенских соборов и чуть позже, миссия стала активно уступать катехизации, и, в конце концов, уступила (страны Европы, Грузия, Армения, Русь во всех ее проявлениях и т.д.). В отдельных уголках планеты миссия еще жила, но уже стало привычным и обыденным понятие «христианская страна», то есть страна, где большинство жителей исповедует христианство. И даже появилось понятие «христианский мир».

Но не будем вдаваться в исторические подробности и переместимся ближе к нашему времени – в начале ΧΧ века, при святителе Тихоне патриархе, стали запрещать любые активные формы религиозной жизни, и постепенно понятия «миссионерство» и «катехизация» ушли из лексикона. Осталась только проповедь с амвона, и то далеко не везде она была разрешена. И не все можно было в проповеди говорить.

В советские времена миссия и катехизация были вообще запрещены. Но вот пришли 1990-е года, и стало можно все, но никто не знал, что делать. Русская Православная Церковь столкнулась с массами людей, которые за период советского времени были «крещены, но не просвещены». И, как гласит статистика, таких людей около 75%, из них 2-3% ходят регулярно в храм, но даже среди этих 2-3% добрая половина не сможет вспомнить подробности творения мира или, например, перечислить по именам 12 апостолов.

На Архиерейском совещании 2 февраля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл выразил эту мысль так: «На рубеже 80-х и начала 90-х годов ХХ столетия начался период, впоследствии получивший наименование «второго Крещения Руси». Продолжая эту аналогию, вспомним первые годы, и даже десятилетия, после начала христианизации нашей земли. Часть народа, будучи крещена, продолжала оставаться под сильным языческим влиянием, являясь христианской лишь номинально. При необходимом быстром росте, церковные институты были не оформлены, их деятельность не была систематизирована. Не напоминает ли все это характерные признаки церковной жизни 1990-х и, частично, 2000-х годов? Русская Православная Церковь вела интенсивную, но порой спонтанную работу по рехристианизации нашего народа. На проведение фундаментального анализа, кропотливое составление планов, разработку системного подхода в отношении ряда важнейших пастырских задач просто не хватало времени, людей, сил.

Итогом начального периода новейшей истории нашей Церкви стало то, что по разным данным в среднем от 60 до 80% населения наших стран именуют себя православными. Но какова же на самом деле ситуация на местах? Любой, кто не оторван от реальности, осознает, что, если говорить об активных верующих, регулярно причащающихся и участвующих в церковной жизни, то доля такого населения гораздо ниже указанных процентов. Как я неоднократно отмечал в этом году (в частности в своих отзывах на ваши епархиальные отчеты), на тех, кто относит себя к православию, но не является активными верующими, должна распространяться особая пастырская забота.

Одной из форм пастырской заботы о тех пасомых, которые не являются активными верующими, является практика оглашения. Причем не только оглашения взрослых, желающих принять Крещение, но и оглашение родителей и восприемников, которые приносят крестить малышей.

На епархиальных собраниях благочинных и духовенства Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий неоднократно подчеркивал необходимость проведения огласительных и катехизаторских бесед. Однако такие беседы до сих пор проводятся далеко не везде. Среди основных причин такого положения вещей можно выделить следующие:

  • боязнь духовенства потерять паству из-за повышенных требований к ним («раньше крестили у нас, теперь будут крестить там, где обязательных огласительных бесед нет»);
  • неумение и нежелание проводить такие беседы (ссылка на занятость, на отсутствие ораторских способностей и т.д.);
  • неудобство проведения таких бесед в сельских храмах, куда регулярно ездить родителям и восприемникам бывает сложно («как они из города к нам будут ездить – на крестины-то еле собрались»);
  • боязнь превратить подготовку к Крещению в формальную процедуру.

С целью обмена опытом и обсуждения данной проблемы, Миссионерский отдел Московской епархии при поддержке Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета с сентября 2010 года начал проводить семинары на тему «Методические вопросы оглашения перед Таинством Крещения».

В настоящее время проведено четыре таких семинара, которые охватили духовенство, а также катехизаторов-миссионеров из числа мирян Бронницкого, Видновского, Воскресенского, Домодедовского, Егорьевского, Зарайского, Каширского, Луховицкого, Одинцовского, Наро-Фоминского, Озерского, Подольского, Серебрянопрудского, Ступинского, Чеховского, Звенигородского, Химкинского, Долгопрудненского и Красногорских благочиний.

На семинарах в качестве докладчиков принимают участие преподаватели Миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета: зам. декана факультета Андрей Борисович Ефимов и заведующий Учебно-методическим центром Артём Шарафутдинов. Также делают дополнительные доклады клирики благочиний.

Семинар начинается обыкновенно с доклада кого-либо из клириков благочиния о формах и методах оглашения, практикуемых в благочинии, перед таинством Крещения, затем слово берет Андрей Борисович Ефимов. Он особенно отмечает тот факт, что Церковь в России находится сейчас в уникальной ситуации: она активно возрождается и не преследуется властями, но при этом огромное количество крещеных людей далеки от Церкви. И такая ситуация требует от пастырей максимальной самоотдачи, жертвенного служения. Примером такого служения может служить святитель Иннокентий Московский, который, еще будучи безвестным священником, в 30-летнем возрасте написал для алеутов книгу «Указание пути в Царствие Небесное». Эта книга впоследствии была с алеутского переведена более чем на 40 языков мира.

Главной задачей как миссионера, так и катехизатора является приведение человека к личному опыту Богообщения. И на этом пути, особенно при проведении огласительных бесед, совершенно недопустим формализм. Катехизатор должен, прежде всего, являть образ христианской жизни собой, своим примером, поскольку в наше время слова совсем обесценились – поток рекламных и политических призывов привел к тому, что самые высокие слова стали обыденными. Именно сейчас свидетельство собственным примером нужно как никогда, а это предъявляет совершенно особые требования к катехизатору.

Можно отметить несколько принципов, соблюдение которых является важным при проведении огласительных бесед:

  1. Форма беседы и язык ее должны зависеть от того, с кем мы беседуем, от его пола, возраста, образования, настроения, духовного уровня и т.д.
  2. Катехизаторы являются только сотрудниками Богу. Бог сам ведет человека.
  3. Не должно быть никакого насилия катехизатора над личностью оглашаемого, поскольку Бог сотворил человека свободным, в том числе свободным в отказе от крещения.
  4. Вся наша жизнь – это катехизация, так что нельзя формально установить планку, что нужно знать и уметь для того, чтобы креститься.
  5. Огласительная беседа должна быть интересной, информативной, духовной и иметь практическое приложение.
  6. И, главное, как говорил святитель Иннокентий Московский: «Любящему дается что, когда и как сказать. Можно поделиться только тем, что у тебя есть».

После слово берет заведующий Учебно-методическим центром миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Артём Шарафутдинов. В своем докладе он затрагивает практические аспекты организации огласительных бесед, а начинает выступление с цитирования канонических правил, имеющих отношение к оглашению:

  • 2-е правило I Вселенского собора говорит о том, что прошедших краткое ог-лашение и принявших крещение не должно сразу возводить в священный сан, поскольку нужно время и для оглашения, и по крещении;
  • 46-е правило Лаодикийского собора говорит о том, что «крещаемым должно изучать веру и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам» (речь идет, видимо, о катехизации уже крещенных);
  • 47-е правило Лаодикийского собора говорит о том, что крестившиеся в болезни и получившие выздоровление должны научаться в вере.

Можно выделить следующие этапы оглашения:

  1. Предоглашение – первая встреча (или встречи), которые приводят человека к желанию готовиться к принятию крещения или отвращают от Церкви. В качестве примера можно привести, как ни странно, мусульманские мечети в Москве: если там видят, что зашел человек посторонний, к нему обязательно подойдут, предложат ответить на вопросы, поговорить с муллой и т.д. В нашей практике бывает так, что некорректное поведение кого-либо из сотрудников храма отвращает человека от Церкви на годы. В храме должен быть человек, который смог бы ответить на вопросы, дать совет, а в трудных случаях посоветовать поговорить со священником.
  2. Оглашение – этап, во время которого помимо преподавания знаний о вере катехизатор должен выяснить какие мотивы привели человека к крещению и какой духовный процесс в нем происходит. В организации данного этапа важно учитывать реальные условия храмов и возможности крещаемых.
  3. Катехизация – происходит уже после крещения в форме бесед, чтения книг и т.д.

Все эти этапы важны, и нельзя опускать ни один из них. Поделился Артём Альбертович и своим опытом организации огласительных бесед.

Набор в группы

В зависимости от количества оглашаемых, набор в группы может осуществляться раз в месяц, раз в неделю или даже ежедневно так, чтобы в зависимости от количества бесед не смешивать разные группы (например, одна группа набирается и занимается по понедельникам, вторая – по вторникам и т.д.);

Форма

▷ Лучше, когда беседа проходит не в классе у доски, а за круглым столом или среди поставленных в круг стульев, чтобы катехизатор не выступал в роли учителя, а оглашаемые в роли учеников.

▷ Хорошо, если беседы сопровождают наглядные материалы.

▷ Чаепитие во время, до или после огласительных бесед – это хорошо, поскольку позволяет установить личный контакт между оглашаемыми и катехизатором; в непринужденной обстановке легче задать какие-то вопросы личного характера.

▷ Должны быть правила общения в группе, например: выключенный сотовый телефон, знание о том, что информация о человеке не выйдет за пределы группы, запрет на «проповедование», т.е. разглагольствование.

Процесс оглашения

▷ Священник, в идеале, должен участвовать во всем процессе оглашения, но если это невозможно, то обязательно при первой и последней беседах.

▷ Если в группе оглашаемых присутствуют воцерковленные люди – друзья или родственники оглашаемого, – важно привлекать их к обсуждению.

▷ При оглашении и катехизации нужно избегать запугивания, перегибов с чувством покаяния и отречения от мира. Важно показать, что христианство дает настоящую, истинную свободу и радость в Боге, а не ставит запреты на ка-кие-то действия.

▷ С началом оглашения, человек должен постепенно начинать соблюдать посты, молиться (первое время не по молитвослову, а либо своими словами, либо читая «Отче наш» и другие уже понятные для него молитвы), посещать богослужения (молебны, всенощное бдение и т.д.), изучать Священное Писание. Беседы

▷ В беседах важно затрагивать и обсуждать с христианской точки зрения такие темы, как работа, стресс, болезнь, смерть, вина, страх. Необходимо показать, что евангельская история – это не какие-то события, произошедшие давным-давно, а то, что они имеют отношение и к современной жизни, передать личный опыт, радость.

▷ Информацию в беседах нужно дозировать – не более 5 основных мыслей за беседу. Каждая мысль подкрепляется примером, и обсуждается практическое ее применение в жизни.

▷ Время беседы не должно быть более 90 минут, при этом нужно помнить, что у даже взрослого человека период активного слушания составляет 20-30 минут, после этого времени нужно либо отвечать на вопросы, либо вступать в диалог с аудиторией. Нельзя, чтобы огласительные беседы превратились в монолог катехизатора. Нужно давать людям возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы.

▷ Для современного человека важно точно понимать время, которое он будет тратить, поэтому занятия должны начинаться в строго оговоренное время и заканчиваться тоже в строго оговоренное время. Крещение

▷ В идеале, крещение должно быть торжеством всего прихода, а не только родственников крещаемого. Хорошо, чтобы крещаемый познакомился с кем-то из прихожан, к которому бы обращался с вопросами уже при регулярном посещении храма. Сделать это можно за чаепитием.

▷ Не стоит бояться отказов в крещении. Если человек не желает проходить оглашение, заведомо говорит о том, что не будет жить церковной жизнью, имеет убеждения, противоречащие догматам или христианской нравственности или имеет неверные мотивы к крещению (например, «чтобы не болеть»), то в крещении может и должно быть отказано. После Крещения

▷ Оглашаемым нужно показать, где расположена приходская библиотека, дать ссылки на хорошие интернет-порталы (www.azbuka.ru, www. predanie.ru, www.pravmir.ru) .

▷ Нужно, чтобы новокрещенные участвовали в жизни прихода: знали, к кому можно обратиться с вопросом, могли участвовать в социальном или молодежном служении и т.д. Выступления всегда сопровождаются дискуссией о необходимости и формах проведения оглашения. Иногда дискуссии носят очень горячий характер.

Мнения представлены почти все – от полного нежелания проводить оглашения до предложения ввести длительное обязательное оглашение во всей епархии. Интересная дискуссия развернулась вокруг вопроса о критерии, по которому родители и восприемники могут допускаться к таинству Крещения.

Были высказаны следующие точки зрения:

▷ критерий допуска к Крещению – церковная жизнь родителей: регулярная исповедь и причастие, и, как следствие, ребенок будет расти в верующей семье. В иных случаях допускать к Крещению не нужно, иначе это будет профанация таинства;

▷ критерий – завершение цикла огласительных бесед и обещание вести церковную жизнь.

На семинарах обозначились две точки зрения на факт отказа в крещении:

▷ не надо бояться отказать в крещении, потому что если человек крестившись, не будет вести церковную жизнь, на Страшном Суде с него будет спрашиваться как с христианина;

▷ как можно отказать в крещении, если человек (или родители) просит об этом, готов ли священник принять такое решение?

Также выявилась проблема оглашения в сельских приходах, где немного крестин и бывает сложно организовать полноценное оглашение. Решений было предложено несколько:

▷ объединяться маленьким приходам и проводить огласительные беседы в одном из них или по очереди, собирая всех желающих креститься, их родителей и восприемников;

▷ при крещении детей проводить краткую беседу с родителями и восприемниками непосредственно перед крестинами;

▷ выдавать комплект материалов, куда могут входить памятка крещаемому и восприемникам, Новый Завет, книга, брошюра, аудиозапись или видеофильм с огласительными беседами.

Живость дискуссий и наличие разных мнений показывает, что тема эта очень актуальная, и относятся к ней все неравнодушно. Важнейшие выводы, которые уже можно сделать на основании проведенных семинаров:

▷ Проводить оглашение надо;

▷ Необходимо оглашать не только взрослых, готовящихся к Таинству Крещения, но и родителей и восприемников, приносящих крестить младенцев;

▷ Формы и методы оглашения могут различаться в зависимости от приходской специфики.