Главная > Вестник Миссионерского отдела > Новый человек в храме. Надо ли помочь ему вступить в общину?

Новый человек в храме. Надо ли помочь ему вступить в общину?

19 мая 2018

Данная публикация создана на основе материалов сайта «Пастырь» по результатам пастырского семинара «Церковный приход и церковная община: условия создания».

Новый человек начал регулярно ходить на службы. Нужно ли что-то делать, чтобы помочь ему вступить в общину?

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, настоятель Свято-Димитриевского храма при 1ГКБ в Москве:

Я думаю, главное — предоставить человеку, который только начал регулярно ходить на службы, возможность войти в церковную жизнь общины в той степени, в какой он сам этого хочет. Не нужно обязывать его ходить на чаепития, на беседы и лекции, на какие-то другие мероприятия. Любое такое обязательство лишает человека свободы. Но «единство рабов» — оно не есть единство Церкви. Там, где нет свободы — там нет и любви. «Невольник — не богомольник», и заставлять человека вступать куда-то, конечно, ни в коем случае нельзя.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин:

Думаю, через какое-то время можно подойти к нему, поинтересоваться: может быть, у него есть какие-то вопросы, может быть, ему нужно чем-то помочь? Если в ответ будет проявлено такое желание, можно с ним продолжить общаться. Если нет, значит, надо отойти в сторону и дать ему спокойно ходить в храм.

В любом случае, надо принимать людей в храме со всей любовью, так, чтобы они чувствовали, что находятся в Церкви, и вокруг них доброжелательные люди, не пытающиеся на них давить и учить, «как надо». Много говорится и пишется о всяких ужасах, которые обрушиваются на новых людей в Церкви, о страшных старухах, которые на них бросаются с замечаниями: «Так не стой, этого не делай, так не крестись, это надень, это сними…». Это действительно очень плохо. И на мой взгляд, сегодня в Церкви гораздо меньше таких вещей. Но ничуть не лучше та «бомбардировка любовью», которую так любят сектанты, и которую хотят принять на вооружение некоторые православные.

Мне кажется, людей надо оставить быть с Богом. В первую очередь, дать им возможность это свое желание исполнить, реализовать. А потом, чем ближе они будут приближаться к Богу, тем ближе будут становиться и к тем людям, которые находятся вокруг них.

Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Успенского храма на ВИЗе в Екатеринбурге:

У нас есть такая форма знакомства в новыми прихожанами: каждый желающий заполняет небольшую анкету, а когда накапливается некоторое количество анкет, мы проводим встречу-знакомство. Мы организуем чаепитие, приглашаем на эту встречу приходской актив. Сначала я про себя немного рассказываю, потом представляю священников и знакомлю со своими помощниками: со старостой, с регентом, со старшим киоскёром, с руководителем воскресной школы и остальными.

Дальше каждый из новых прихожан про себя немножко рассказывает: кто он, чем занимается, как здесь оказался; а каждый из сотрудников слушает с интересом. Человек говорит, например: «А я люблю шить», а у нас есть ризничная, которой нужны помощники, я ей говорю: «О, Любовь Сергеевна, это к Вам, берите на заметочку», и она с этим человеком дальше контакт выстраивает. Кто-то готов помогать по хозяйству, кто-то ещё в чём-то другом.

У человека, который хочет стать частью общины, должна быть ответственность за приход.

Маленькая, но ответственность: кто-то за цветочки, кто-то за свечки, кто-то транспортом может помочь, кто-то может на субботник прийти. От каждого по способности.

И так каждый человек включается в процесс. У нас есть специальный человек, приходской социальный работник, который работает с приходом по этим анкетам. Возникает задача, например: «Накосить траву на Троицу» или «Найти берёзки для украшения храма». Смотрят — 10—15 мужчин; обзвонили, попросили, человека 2—3 откликнулось, — уже хорошо.

Многим батюшкам кажется, что социальный работник должен заниматься только бездомными. А это часто проблема — «Чего тут они будут кучковаться?» А социальный работник должен заниматься в первую очередь приходом. Это помощник настоятеля по взаимодействию с прихожанами. Человек, от которого многое зависит, в том числе увеличение в приходе людей.