Главная > Вестник Миссионерского отдела > О методах проведения просветительских бесед. Владимир Стрелов

О методах проведения просветительских бесед. Владимир Стрелов

15 ноября 2012

Организация просветительских бесед на приходе, в школе, в ВУЗе и т.д. связана с работой в небольших группах, когда на беседу приходят очень разные люди, в том числе могут приходить и люди, негативно настроенные к Церкви. Как сделать так, чтобы беседа прошла конструктивно, чтобы людям было интересно, чтобы беседа не стала лекцией одного человека и не превратилась в перепалку с другим. Об этом данная статья.

Согласие

Что чаще всего мешает совместной работе, когда собирается группа людей?

Если все говорят одновременно, перебивая друг друга, это мешает. Или один человек берет слово и долго говорит, постепенно отходя от основной темы беседы. У кого-то звонит телефон, и он, вскакивая, покидает группу. Всем приходится либо ждать, либо потом повторять ему, о чем говорили без него. Когда один человек делает сообщение, кто-то шепчется между собой, это отвлекает внимание и говорящего, и остальных присутствующих. Высказанные кем-то соображения и мысли сразу оцениваются негативно: «Как ты мог такое сказать!», «Странная мысль…», «Это протестантизм какой-то!». Большинству участников, особенно далеким от православия, это будет мешать высказываться, задавать вопросы – а вдруг что-то не то скажешь.

Когда не определены рамки работы группы, появляется беспокойство: кто-то должен уже уходить, а тему еще не обсудили до конца.

Необходимо прийти к согласию по таким моментам, заключить общее соглашение. Обычно пункты такого соглашения вырабатываются сообща, всеми вмести, а не «спускаются сверху» ведущим, и достаточно регулярно повторяются в начале работы, особенно если встречи носят периодический характер. Важно отметить, что эти правила принимает для себя каждый из участников бесед и соглашается их исполнять.

В целом, это правила уважительного отношения друг к другу и к общей работе. Некоторые, как, например, отсутствие негативных оценок, направлены на создание комфортной доверительной атмосферы обсуждения, при этом само обсуждение направляется ведущим.

Большинство этих правил находят свое подтверждение в Священном Писании и аскетическом предании Церкви – достаточно почитать те увещания, которые ап. Павел обращает к своим собеседникам, например, из Римской (Рим. 12 гл.) или Ефесской церкви (Ефес. 4:1-5:21), или вспомнить увещания современных подвижников[7].

Некоторые современные верующие в связи с этим считают, что им правила не нужны, ведь они уже много лет являются православными христианами. Однако на практике мы то и дело сталкиваемся с тем, что в совместной работе люди руководствуются не смиренным духом, а духом суда, тщеславия и соревновательности, проявляют неуважительное отношение к собеседникам, просто забывая о существовании и ценности других – и не замечают этого.

Правила, предлагаемые ниже, являются лишь ступеньками к доброму, мирному общению. Их полнота и завершение – в исполнении заповеди любви (Ин. 15:12-13). Будет время, когда они настолько укоренятся в сознании и жизни, что действовать иначе будет казаться неестественным. Но пока мы не там, и надо с чего-то начинать.

Правила поведения участников бесед, которые помогают соблюдать внимательную, тактичную, уважительную форму общения на равных

  1. Стараемся оставаться «здесь и сейчас». Это означает, что мы не размышляем о прошлом, не тревожимся о будущем, оставляем все, что нас беспокоит, за пределами рабочего пространства, стараемся быть полностью включенными в процесс. Для этого бывает нужна минута тишины в начале занятия.
  2. Если опаздываем, предупреждаем заранее.
  3. Отключаем средства связи или информируем о причинах ожидания звонка, выходим только по действительной необходимости.
  4. Соблюдаем установленный регламент высказываний: 1-3-5 минут. Это дает возможность высказаться всем и учит четко формулировать свои мысли. Если я уважительно отношусь ко всем участникам бесед, то захочу выслушать и с вниманием отнесусь к высказываниям каждого.
  5. Говорит всегда только один, и когда он говорит, все внимательно слушают. Не переговариваемся (без «междусобойчиков»). Это правило позволяет развивать интерес к каждому человеку, услышать его, в каждом увидеть образ Божий. С другой стороны, говорящий получает понимание того, что он важен для всех участников. Что бы он ни говорил (в рамках правил), его слушают.
  6. Говорим только от своего имени, не употребляя местоимений «вы», «мы», «они». Мы несем ответственность за свои слова, делимся своими мыслями. Если же кого-то цитируем, то важно корректное цитирование. Фразы вроде «Церковь считает…» или «Святые отцы пишут…» применимы только к очень небольшому кругу тем, которые утверждены Соборами или имеют «согласие отцов». Темы, по которым в Церкви имеются разные мнения, нужно давать с большей точностью цитирования. Ну и конечно некорректны фразы вроде «Вы там все…» или «Мы знаем, что они…».
  7. С уважением относимся друг к другу, а для этого:
  • не поучаем друг друга,
  • не проповедуем (для этого есть другое место и время),
  • не делаем замечаний,
  • не даем советов,
  • не перебиваем,
  • не исправляем,
  • не подсказываем,
  • не говорим друг о друге в третьем лице (как будто человека с нами нет), стараемся говорить, обращаясь к нему как к одному из собеседников,
  • не даем оценки высказываниям других членов группы (ни хороших, ни тем более плохих)*[1],
  • не вешаем ярлыки («консерваторы», «обновленцы», «либералы» и прочие, потому что они не имеют точного определения, и могут пониматься разными участниками по-разному, или не пониматься вовсе).
  1. Беседа – пространство безопасности и доверия. Поэтому:
  • мы не спорим, а дополняем (каждый имеет право на собственное мнение, пусть даже это мнение и будет неправильным, ведь далеко не все ходившие за Христом остались с Ним),
  • все приглашаются к общению, но никто не принуждается,
  • стараемся принимать друг друга, какие мы есть сейчас в данный момент, никого не осуждать даже в мыслях (или хотя бы ловим себя на том, что осуждаем).

Сюда можно было бы добавить, что личные высказывания, когда человек делится своим духовным опытом или переживаниями, не должны быть предметом обсуждения с третьими лицами.

Основные роли участников при проведении просветительских бесед

«Все у вас должно быть благопристойно и чинно… Ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14: 40,33), – наставляет ап. Павел верующих Коринфской церкви.

Ведущий и помощник ведущего

При проведении бесед, особенно в незнакомой аудитории, хорошо иметь помощника, верующего образованного человека. Лучше, чтобы помощник не занимался модерацией, а участвовал в содержательном обсуждении, соблюдая правила, установленные для всех участников, не давя авторитетом эксперта или руководителя. Задачи же ведущего сводятся к модерации, к управлению беседой, т.е. он должен:

  • обозначить правила и следить за их выполнением,
  • спровоцировать дискуссию,
  • помогать группе выйти из тупика,
  • следить за атмосферой в группе и регламентом.

Для этого ведущий:

  • больше молчит сам (если он будет говорить, другие будут молчать и ждать от него ответов на все вопросы),
  • побуждает участников высказываться, обращаясь к группе в целом («Кто что думает? Пожалуйста, кто еще ничего не говорил?»), лично («Михаил, мне кажется, ты немного выключился. Что ты думаешь?») или предлагая высказаться по очереди («Давайте все выскажемся по кругу, начиная с Натальи, и по часовой стрелке, 1-2 минуты»),
  • задает вопросы.

Правила для ведущего:

  • Не отвечает на вопросы, переадресуя их аудитории, или кратко отвечает последним. Может приводить взгляд Церкви на обсуждаемый вопрос.
  • Прерывает диалог («теннис») двух участников, возвращая их к групповому взаимодействию,
  • Спокойно реагирует на провокации: «Хорошо, мы подождем, пока вы выйдете».
  • Не дает развиваться конфликтам.
  • Не выходит во время обсуждения.
  • В трудных ситуациях с одним из участников (агрессия, важный личный вопрос, зацикленность на одной из тем и т.д.):
    • предлагает потерпеть и пообщаться после общей встречи,
    • предлагает ему выйти и побеседовать с помощником,
    • дает высказаться, но не позволяет группе втягиваться.
  • Сам соблюдает правила.

Помощник ведущего:

  • наблюдает за беседой и дает в конце обратную связь ведущему – что было хорошо, что было неудачно (но при этом сам участвует в беседе, не скрывая, что он помощник ведущего, не является «темной лошадкой» или «засланным казачком»),
  • молится,
  • заменяет ведущего в трудной ситуации, работая вместе и на ведущего, не допуская конкуренции.

Если мы посмотрим на жизнь Иисуса Христа, то Он:

  • говорил поучения для масс (проповеди),
  • обсуждал это с учениками (просветительские беседы),
  • закреплял это собственным примером в жизни.

Очень важно разобраться в том, чем отличается проведение просветительских бесед от занятия по катехизации. Позицию катехизатора можно представить так: «Спасибо вам за высказывание, а теперь я расскажу, что считает Церковь». Ведущий же просветительской беседы скажет: «Хороший вопрос, что каждый об этом думает?»

На занятия по катехизации приходят люди, уже находящиеся в Церкви, в основном – это постоянные прихожане, они хотят больше узнать о церковной жизни. На просветительские беседы приходят (а иногда их приводят) люди, имеющие очень разное представление о православии и не всегда относящиеся к нему положительно.

Дополнительные роли при проведении просветительских бесед (необязательные, выбираются из участников бесед)

  • Таймер – следит за временем (например, каждые 10 минут), предупреждает заранее об окончании работы или времени, выделенного на задачу. Напоминает о регламенте выступлений.
  • Секретарь – записывает все, что говорится, теми же словами, минимально вмешиваясь в формулировки. Если непонятно, переспрашивает. Задача – адекватно зафиксировать все, что говорилось. Сам говорит, выйдя из роли на время, попросив кого-то взять на себя эту роль.
  • Докладчик – должен проанализировать, суммировать и наглядно представить все высказанное по вопросу.
  • Эксперт – это не роль, на которую назначают, а просто самый информированный участник. Задача ведущего в работе с «экспертом» – следить за тем, чтобы он своими знаниями не подавлял активность других участников, т.е. «включать и выключать» его в определенные моменты.

Работа с «трудными клиентами»

«Трудные клиенты» – это люди, которые мешают проводить ту беседу, которая была задумана. Они могут просто саботировать групповое участие или же активно противодействовать.

Что делать с трудными клиентами в аудитории?

  • Выдержать паузу, кашлянуть, изменить интонацию, обратить взор
  • Задать вопрос (остановиться, переключить внимание на конкретных людей)
  • Подойти, прокомментировать ситуацию
  • Включить юмор
  • Предложить полезную деятельность: записывать, высказаться, сбегать в ближайший магазин.

Волшебные слова:

  • Жесты – те же слова.
  • Кто-то вклинивается. «Подожди, дай … закончить».
  • Уходит от темы. «Подождите минуточку. Мы договорились обсуждать…»
  • Много говорит. Подойти – и обратиться к другому. Или: «Спасибо! Это интересное замечание. А кто еще как думает?» Или: «Очень интересно, но давайте не забывать о регламенте». Или: «Постой, дай высказаться другим».
  • Тянет одеяло на себя. «Может быть, каждый выскажется…»
  • В ответ на замечание. «Спасибо, что поправили меня. Как это исправить?»
  • Переформулирование и обратная связь. «Правильно ли я вас понял? Иными словами…»
  • Топтание на месте. «Есть ли прогресс? Может, вернуться к этому позже, а сейчас…»
  • Пауза. «Все ли в порядке?» Или: «Так как ни одно из предложений не вызвало энтузиазма, предлагаю…»
  • Дело идет. «Хорошая мысль! У вас очень хорошо все получается. Давайте продолжим в том же духе».
  • Что-то не так. «Похоже, мы стоим на месте. N выключен, почему? Давайте вернемся назад…»
  • Критикует. «Мы договорились не давать оценок. В чем суть вашего предложения?» (бумеранг).
  • Сплетничает. «Вы точно это знаете? Кто еще так думает?»

[1] * Пояснение

У некоторых слушателей возникают вопросы относительно запрета оценок высказываниям других: «А если человек говорит ересь?» – задаются они вопросом.

В миссионерской работе любое высказывание участника, вне зависимости от его уровня подготовки, ценно: замечательно, что человек высказался, а не проявил равнодушие или агрессию. Но ценность высказывания не означает его правильности, и здесь возникает противоречие. Как быть, к примеру, если мы пришли в ВУЗ, чтобы пробудить у ребят вопросы о Боге, и кто-то говорит нечто, что противоречит православной вере?

Многолетний опыт убеждает нас, что не стоит в такой ситуации спорить или поправлять – это оттолкнет участника, но можно дополнить: «Мне думается, на этот вопрос можно взглянуть и так…». Можно также попросить высказаться других участников: «Спасибо! Какое оригинальное, интересное мнение! А кто еще что думает?» Истина может постоять за себя, и такая мягкая форма поможет человеку с благодарностью ее принять, а не чувствовать себя незнайкой и посмешищем.

Если же кому-то такая форма кажется чуждой, ему следует проверить себя Евангелием, ведь, по сути, это правила уважительного слушания и беседы на равных. Никто не учит, никто не заискивает. Нет позиции «сверху» и «снизу». В этом – прямое следование заповеди Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

Естественно, каждый при этом может вносить в обсуждение то, чем одарил его Господь – если человек является подготовленным в области богословия, педагогики, психологии, управления, он может порекомендовать другим почитать нечто или процитировать что-то, что ему покажется уместным из научного знания или святоотеческого наследия.