Главная > Вестник Миссионерского отдела > О ниспослании Корана. Священник Дмитрий Березин

О ниспослании Корана. Священник Дмитрий Березин

17 ноября 2011

Христианство и ислам считаются богооткровенными религиями, поскольку основаны на ниспосланном откровении. Целью данной статьи будет рассмотреть, как посылались откровения Божии людям на протяжении истории человечества и как отличить откровение Божие от просто некоего контакта с духами, которых в истории не счесть.

Мы имеем две основополагающие книги: Библию и Коран.

Библия

В христианстве откровение Божие называется Библией и включает в себя 49 книг Ветхого Завета и 26 книг Нового Завета. Книги Ветхого Завета состоят из Пятикнижия Моисея (Тора в иудаизме, Таурат в исламе), исторических книг (Иисуса Навина, Судей, Царств и т.д.), учительных (Иова, Псалтирь и т.д.), пророческих (пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и других). Книги Нового Завета состоят из четырех Евангелий, Деяний апостольских и посланий (соборные послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, и послания апостола Павла). Мы знаем, что существовали и апокрифические евангелия, не принятые Церковью в силу того, что авторство их представлялось сомнительным, а изложенное учение противоречило тому, чему учил Христос. Первые из известных нам кодексов, в котором перечислены все книги Нового Завета, принятые Церковью, относятся к середине 2-го века.

Мы знаем, что книги Ветхого Завета имели священное значение в народе Израиля, поэтому их легитимность сомнению сейчас никто особо не подвергает. В середине 3-го века до Рождества Христова эти книги были переведены на греческий язык, этот перевод назван Септуагинтой, или переводом 70-ти толковников. В середине 20-го века были найдены уникальные Кумранские свитки, содержащие все книги Ветхого Завета и датируемые I веком до Рождества Христова. Не вдаваясь в научные подробности, мы можем констатировать, что имеем Священное Писание Ветхого Завета в неискаженном виде, в том, в котором оно ниспосылалось Духом Святым пророкам Божиим.

Про Новый Завет мы знаем, что основные послания и Евангелия датируются 50-70 годами после Рождества Христова, то есть они стали записываться примерно через 15-20 лет после Распятия и Воскресения Спасителя. Самое позднее, Евангелие от Иоанна, датируется примерно 90-ми годами, и в нем указывается, что апостол Иоанн, бывший любимым учеником Христа, прочитал все, что было написано ранее, и решил дополнить тем, что он считал важным. В конце Евангелия он написал: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (От Иоанна, 21:25). Многое передавалось устно в Церкви и получило наименование Священного Предания.

Огромный текстологический и археологический материал также подтверждает истинность дошедшего до нас текста.

В Библии о Коране не говорится.

Коран

Коран содержит в себе 114 сур (глав), который посылались пророку Мухаммеду в течение почти 23 лет, начиная с 612 года. Суры ниспосылались через ангела Джибриила при различных обстоятельствах.  Ниспослание было смешанным. Только после ниспослания группы аятов пророк объявлял, в какую именно суру и в каком порядке они должны быть записаны. Были и Откровения, которые не должны были войти в Коран, а носили временный характер и позднее были отменены Аллахом[1].

После смерти Мухаммеда первым начал собирать аяты Корана халиф Абу-Бакр, дядя Мухаммеда.

Критерием истинности было наличие, по крайней мере, двух свидетелей. По свидетельству Айши, жены пророка, он иногда вспоминал ранее открытые ему суры, которые не были озвучены. Сюйюти приводит следующие слова халифа Омара: некоторые из вас говорят: «я владею целым Кораном», но как он может знать, что такое Коран, когда большая часть его исчезла. Пусть он лучше скажет: «я владею тем, что сохранилось до сих пор».

Через двенадцать лет после смерти пророка Мухаммада, когда Осман стал халифом, в ходу были различные части Корана, сделанные известными сподвижниками пророка, в частности Абдаллахом ибн Масудом и Убаййей ибн Каабом. Спустя семь лет после того, как Осман стал халифом, он приказал сделать копии Корана и разослать в разные страны.

Собранные воедино, сведённые в один список в период правления халифа Османа (644—656 гг.), эти Откровения составили канонический текст Корана, который дошёл до наших дней в неизменном виде. Первый полный такой список датируется 651-м годом (через 19 лет после смерти Мухаммеда).

Кроме того, нужно отметить тот факт, что первоначально Коран был записан без огласовок, что привело к различным вариантам прочтения одного и того же текста.

В Коране упоминается Библия: «Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе)» (Коран, 5:46).

Кроме того, утверждается, что иудеи исказили посланное им Писание: «Среди иудеев есть такие, которые переставляют слова со своих мест и говорят: «Мы слышали и ослушаемся!» и «Послушай то, что нельзя услышать!» и «Заботься о нас!» Они кривят своими языками и поносят религию. А если бы они сказали: «Мы слышали и повинуемся!» и «Выслушай!» и «Присматривай за нами!» – то это было бы лучше для них и вернее. Однако Аллах проклял их за неверие, и они не веруют, за исключением немногих» (Коран, 4:46). С тем, что иудеи исказили Писание, соглашаются и христиане, относя это искажение к I-II векам.

Коран считается подтверждением прежних Писаний, но при этом утверждается, что каждому (христианам и мусульманам) установлен разный закон и путь для состязания в добрых делах: «Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.  Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:47-48). Поскольку невозможно согласовать многие места Корана и Евангелия, большинство исламских ученых предлагает понимать это следующим образом: Евангелие было дано Иисусу Христу устно, а апостолы записали не совсем то, ведь не все апостолы, писавшие Евангелия и послания, были близки ко Христу, а апостол Павел даже не был с Ним знаком при земной жизни Спасителя.

Итак, мы кратко рассмотрели то, о чем будем говорить дальше. Единственный вывод, который можно пока сделать: мы имеем два достаточно достоверных с исторической точки зрения собрания текстов, каждый из которых считается откровением Божиим и является основным для представителей той или иной религии. Между тем, эти тексты противоречат друг другу не только в некоторых исторических деталях, но и, что самое главное, в вероучительных основах.

Давайте рассмотрим, как ниспосылалось откровение Божие на протяжении истории человечества.

 

Пророчества и явления Божии людям до Христа

О первых и важнейших откровениях Божиих мы имеем следующие свидетельства:

«И сказал Бог Ною…» (Бытие, 7:1) – повеление Ною (Нуху) построить ковчег;

«И Господь явился Аврааму и сказал ему… И пал Авраам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал… И пал Авраам на лице свое и рассмеялся, и сказал сам себе: неужели у столетнего будет сын…» (Бытие 17:1-22) – завет с Авраамом (Ибрахимом) об обрезании, обещание сделать отцом множества народов и пророчество об Измаиле и Исааке.

«Господь явился ему и сказал…» (Бытие, 26:2) – явление Исааку (Исхаку) и завет с ним.

«И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит… Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль…» (Бытие, 28:10-19) – явление Иакову (Йакубу) и благословение его.

«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исход 3:2-6) – явление Моисею (Мусе) и призвание его на пророческое служение.

Это только самые яркие явления Божии, описанные в Ветхом Завете и точнее, в Пятикнижии Моисееве (Торе у иудеев или Таурате у мусульман).

Мы видим, что данные явления либо просто происходят в форме диалога, либо вызывают благоговейный страх у пророков, и они «падают на лице свое», либо происходят во сне. Ни у одного из пророков не возникает сомнений в том, Кто перед ними явился.

Среди множества случаев можно отметить особые: явления пророкам Иезекиилю и Исайе и борьба Иакова с Богом.

В явлении пророку Иезекиилю он подробно описывает сначала явление славы Господней, после чего он «пал на лице свое и слышал голос Глаголющего», а затем съел данный ему свиток «и было на устах моих сладко, как мед» (Иезекииль, 1:1-3:3). Пророку Исайе один из Серафимов, взяв клещами уголь с жертвенника, коснулся уст (Исайя 6:6), но никаких описаний страданий мы не видим, скорее это символическое описание происходящего.

В книге Бытия есть эпизод, который довольно трудно однозначно истолковать: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Бытие 36:24-30). Мы видим борьбу человека и Бога, и странный исход этой борьбы: Бог увидел, что не одолевает человека, а человек держит Бога, прося Его благословения. Подробное толкование не входит в цели нашей статьи, однако отметим тот факт, что данная борьба не сопровождается безотчетным страхом. Исторически она предваряет встречу Иакова с братом Исавом.

 

Пророчества и явления Божии людям во время земной жизни Иисуса Христа и после Воскресения

Если оставить в стороне само явление Христово в мир и Его земную жизнь, а остановиться только на некоторых моментах явления Бога Отца, Святого Духа или ангелов, следует особо выделить события зачатия Иоанна Предтечи, Благовещения Богородице и Преображения Господня.

Встреча праведного Захарии и Ангела Гавриила (в православной традиции – Архангела Гавриила): «Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения… тогда явился ему Ангел Господень… Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему… И сказал Захария Ангелу… Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (От Луки, 1:8-20) – наиболее близкое по обстоятельствам и описанию с Мухаммедом явление Ангела Гавриила праведному Захарии. Захария усомнился и страх напал на него, но после диалога, чтобы укрепить его веру, Ангел Гавриил лишает его возможности говорить. Захария не сомневается в том, кто ему явился.

Благовещение Богородице сопровождается ее смущением от слов Ангела, но смущение уходит и остается великое смирение перед волей Божией: «…Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога… Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (От Луки, 1:26-38).

События Преображения Господня описываются у первых трех евангелистов: во время Преображения Господня и явления пророков Моисея и Илии апостол Петр восклицает: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (От Матфея, 17:4), то есть он испытывает такую радость, что хочет продлить ее как можно дольше. Когда же ученики услышали «глас из облака», они «пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (От Матфея, 17:6-7).

Явления Воскресшего Спасителя ученикам и Сошествие Святого Духа на апостолов не являются непосредственно дарованием откровения, поэтому в данной статье мы их рассматривать не будем.

Стоит отметить явление Христово Савлу: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск» (Деяния, 9:3-8). Опять мы видим диалог, но диалог, в котором Господь не заставляет Савла что-либо сделать, а дает ему возможность самому пойти Себе навстречу «Господи! Что повелишь мне делать».

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в общении с Богом или посланным от Него Ангелом, люди испытывали сначала некоторый страх, а потом либо как-то проявляли свое недоверие, за что сразу получали вразумление, либо смиренно принимали волю Божию.

Вот многочисленные примеры из Священного Писания, как Бог непосредственно лично или через ангелов обращался к совершенно разным по происхождению, духовному состоянию и предыдущей жизни людям.

 

Каким же образом был ниспослан Коран?

Мы знаем из свидетельства самого Мухаммада, что в 612 году, во время молитвы на горе Хира, ему явился ангел Джибриил.

Послушаем, что об этом говорит Аиша, любимая жена пророка Мухаммеда, дочь халифа Абу Бакра, передающая рассказ об этом со всеми подробностями: «Началом Откровений, ниспосылавшихся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений за исключением таких, которые приходили, подобно утренней заре[2]. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые состояли в поклонении Аллаху в течение многих ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к себе домой и запастись всем необходимым, и тогда он приходил к Хадидже и собирал для себя всё, что ему было нужно на новый такой же срок.

Так продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел Джибриил и сказал: «Читай!», на что он ответил: «Я не умею читать!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом он отпустил меня и сказал: «Читай!», и я в третий раз сказал ему в ответ: «Я не умею читать!» И он стал сжимать меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой – Щедрейший…» (Коран, 96:1-5).

Такое описание несколько не похоже на те, которые мы видели в Библии. Дальнейшие события тоже заставляют задуматься.

Мухаммед в страхе и смятении возвращается домой к жене Хадидже со словами: «Укройте меня, укройте меня!» и пребывает в таком положении, пока страх его не проходит. Хадиджа убеждает его, что это видение было от Аллаха, ведь Мухаммед ведет праведную жизнь.

После этого Хадиджа ведет его к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю ибн Асаду, который был христианином[3]. Выслушав его рассказ, Варака сказал ему: «Это тот же ангел, которого Аллах посылал к Мусе (Моисею)!..».

Явления ангела продолжались, хотя передача откровения временно прекратилась. Судя по всему, у Мухаммеда еще оставались сомнения в том, кто приходит к нему. Тогда Хадиджа сказала Посланнику Аллаха: «О сын моего дяди! Сможешь ли ты сообщить мне, когда придет к тебе тот, который приходит к тебе обычно?» Сказал: «Да». Она сказала: «Когда придет, скажи мне!» Пришел к нему Джибриил, как обычно. Посланник Аллаха сказал Хадидже: «О Хадиджа! Вот Джибриил пришел ко мне». Сказала: «Встань, о сын дяди, и сядь на мое левое бедро». Посланник Аллаха встал и сел на ее левое бедро!» Сказала: «Обойди вокруг и сядь на мое правое бедро!» Посланник Аллаха обошел и сел на ее правое бедро. Спросила: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Да». Сказала: «Обойди вокруг и сядь мне на лоно!» Посланник Аллаха обошел вокруг и сел на ее лоно. Спросила: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Да». Тогда она раскрылась и сбросила свое покрывало, а Посланник Аллаха сидел на ее лоне. Потом спросила его: «Видишь ли ты его?» Ответил: «Нет». Сказала: «О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол»[4].

Когда передача откровения продолжилась, видения приходили уже в несколько ином виде. Однажды аль-Харис бин Хишам спросил Мухаммеда: «О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». Аиша подтверждает: «И мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылались откровения, а после завершения ниспослания со лба его всегда лился пот»[5].

Какие особенности можно отметить: страх, переходящий в ужас, желание спрятаться, холодный пот, сомнения. Если вам когда-либо снились кошмары, вы легко можете представить себе это состояние.

 

Что мы еще знаем о контактах с духовным миром?

Ведь были же и другие откровения людям, которые посылались не от Бога, а от неких духов.

  1. Контакты с духами – спиритизм, яснослышание и т.д.

Возьмем, например, Елену Рерих, одну из основоположниц теософии. Она мечтала овладеть методом духообщения (спиритическими сеансами), полагая, что таким путем могут быть получены истинные сообщения от «Владык», хотя уверяла, что «она никогда автоматически не писала». Исследователи, анализировавшие дневники Е.Рерих, пришли к выводу, что собеседники «являлись» Е. Рерих из астрального мира и в астральных телах. По утверждению Елены Рерих, книги Живой Этики (Агни-Йоги), религиозно-философского учения, претендующего на синтез всех йог и религий, были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Это сотрудничество продолжалось в 1920—1940 годы. Елена Рерих утверждала, что методом яснослышания получала от Махатмы Мориа послания, которые были изданы серией из 14 книг, составляющих учение[6]. Исходя из монотеистических позиций, как мы можем понимать такой контакт? Не иначе как контакт с лукавым духом.

  1. Явления бесов святым подвижникам

Не менее интересны и другие контакты с духами, например, множество раз описываемые в житиях святых – бесы старались запугать подвижников, являлись им видимым образом в страшном обличье, даже могли кидаться предметами. Однако молитва и крестное знамение отгоняли их.

  1. Явление сатаны в виде ангела света

Известно и о том, что сатана может являться в виде ангела света. Об этом пишет апостол Павел: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2-е Коринфянам, 11:13-15).

«Диавол может явиться в виде ангела или в виде святого. Бес, замаскированный под ангела или под святого, распространяет вокруг себя волнение, смущение — то, что имеет в себе. Тогда как настоящий Ангел или святой всегда распространяют райскую радость и небесное веселье. Смиренный чистый человек, даже будучи неопытным, отличает Ангела Божиего от явившегося в виде ангела света беса. Это происходит потому, что такой человек имеет духовную чистоту и находится с Ангелом в родстве. А вот эгоист и человек плотской легко прельщается лукавым диаволом. Диавол является в виде ангела света, но стоит человеку включить в работу один смиренный помысл, как диавол исчезает» (старец Паисий Святогорец).

 

Выводы

Мы видим значительные отличия в образе ниспослания откровения Библии и Корана. Множество пророков ветхозаветного времени, общаясь с Богом лично или с посланными Ангелами, несмотря на благоговейный страх, могут вести диалог, не имеют сомнений в том, Кто им явился, не впадают в какие-либо особые экстатические состояния. При этом Священное Писание Ветхого и Нового Завета глубоко взаимосвязано между собой: в Новом Завете цитируется Ветхий, в Ветхом есть много пророчеств, исполненных в Новом. Иисус Христос говорит о том, что пришел не нарушить закон и пророков, но исполнить (то есть восполнить) (От Матфея, 5:17).

Ниспослание Корана разительно отличается от предыдущих откровений не только по способу, как мы увидели выше, но и по смыслу – описание событий ветхозаветного и новозаветного периода очень часто противоречит тому, что написано в Библии. Самый яркий пример – Распятие Спасителя. Для иудеев и христиан в этом никогда не было сомнений, однако в Коране утверждается, что это им только показалось, а Аллах вознес Его к Себе (Коран, 4:157-158). Вообще, складывается впечатление, что Библия и Коран описывают совсем разных людей.

Итак, мы стоим перед неразрешимым противоречием, разрешать которое каждый должен сам.

Христиане решают его, считая Мухаммеда лжепророком и не принимая Корана, несмотря на его уникальность и красоту языка.

Мусульмане решают его, считая предыдущие Писания искаженными и пользуясь только Кораном, несмотря на документальные доказательства обратного.

 

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD

[2] То есть таких видений, относительно истинности которых не возникало никаких сомнений.

[3] Вопрос о том, какое христианство исповедовал Варака, остается не вполне ясным. Вероятно, он принадлежал к одному из иудео-христианских объединений (к елкезаитам/елкессеям или к назареям), именуемых в Коране и доисламской поэзии термином «насара», который позднее в классическом арабском стал обозначать христиан вообще. На связь Вараки с иудео-христианами указывает сообщение о том, что Варака делал выписки из Евангелия на древнееврейском языке: речь, вероятно, шла о Евангелии от Матфея на арамейском, записанном квадратным письмом (Православная энциклопедия).

[4] Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. Третий по степени важности (после Корана и хадисов) источник ислама.

[5] Сахих. Аль-Бухари

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%F0%E8%F5,_%C5%EB%E5%ED%E0_%C8%E2%E0%ED%EE%E2%ED%E0#.D0.96.D0.B8.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.AD.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0