Главная > Материалы > Теория миссии > Миссия и катехизация
krest

Миссия и катехизация

04 августа 2009

krestК миссии Церкви следует отнести и существующий с древнейших времен институт оглашения или катехизации. Оглашение было обращено к уже уверовавшим во Христа, но стремящимся яснее представлять себе основы преподанного учения. Огласительные беседы составляли обязательную часть подготовки к таинству Крещения, иногда они длились месяцами. Главная, на наш взгляд, идея оглашения – это воспитание чувства ответственности перед Богом и Церковью, без которого не может состояться истинный ученик Христов.

По разным причинам (повсеместное крещение младенцев, снижение общего уровня грамотности, массовые крещения по политическим мотивам) огласительная практика сошла на нет в VIVII столетиях [7, с. 259]. Однако в последние десятилетия в РПЦ сложились условия, при которых оглашение стало не просто возможным, но и очень востребованным. Задача Церкви – выработать принципы катехизации, пригодные в нынешних обстоятельствах и, не упуская ничего ценного из святоотеческого огласительного наследия, стремиться к созданию новых катехизических пособий, учитывающих изменения, произошедшие за то время, пока катехизация практически не совершалась.

Одно из таких изменений связано с культурным фоном, на котором происходит сегодня воцерковление. Классическая православная литература создавалась с учетом достижений античной философской мысли и, кроме того, предполагала укорененность читателей в Священном Писании. Богословие могло плодоносить только на почве серьезной внутренней культуры.

Для успешного воцерковления необходим некоторый базис, хотя бы в виде всеобъемлющей бытовой традиции, регламентирующей повседневную жизнь мирянина и задающей определенную систему духовных ценностей. В наши дни, с разрушением традиционного жизненного уклада, после десятилетий подпольного существования религии и философии, у многих потенциальных катехуменов даже этого базиса не осталось.

И вот Церковь обращается к ним, к этим людям, «на своем языке, а современный человек… просто не воспринимает ту культуру и те слова, которыми оперирует Церковь. Людям поэтому тяжело читать Евангелие, воспринимать традиции Церкви, а тем более – перестраивать в соответствии с ними свою жизнь» [28, с. 70].

А значит, задача нынешних катехизаторов усложняется. И если они просто перескажут Катехизис, даже снабдив пересказ хорошими богословскими комментариями, порекомендуют правильную духовную литературу, обучат оглашаемых основам Писания и молитвы, то этого, увы, может оказаться совершенно не достаточно. Это будет всего лишь здание на песке.

Современному катехизатору нужно уметь «вместе с научением церковности, а порой и до нее, вводить людей в русло исторической традиционной… отечественной и европейской культуры» [28, с. 71]. Сегодня бывает так, что христианству просто не к чему привиться, так что надо сначала растить дерево, а потом уже прививать благородную ветвь.

В дополнение позволим себе указать на одну систематическую ошибку, которую часто допускают при воцерковлении новоначальных христиан. Вспомним, с чего обыкновенно начинается знакомство с Церковью? Кто-то расскажет, как правильно держать пост; кто-то даст молитвослов и объяснит, какие молитвы (и «от чего») надо читать; кто-то за руку приведет на исповедь… Все это хорошо, но это все – обряд, всего лишь облачение на том, что должно стоять в центре.

Обряд, как мы знаем, это внешнее проявление веры, но без внутреннего внешнее бессильно, бесполезно, а то даже и вредно: «буква убивает…» (2 Кор. 3:6). Сколько таких обрядоверцев появилось в православных храмах нашими же стараниями!

«Итак, воцерковление не должно начинаться с обряда. Прежде всего людям нужно свидетельствовать о жизни во Христе… И только по мере появления религиозного чувства… очень деликатно и индивидуально обрамлять это чувство церковными формами» [28, с. 88]. Иначе те, кто пришли в храм, сочтут, что Церковь – это что-то вроде конторы по решению житейских проблем, и нужна она исключительно когда что-то «болит» или «не ладится». Ради пользы ближних можно, конечно, жертвовать многим, но не Христом, который наша главная Ценность и Упование.