Главная > Вестник Миссионерского отдела > Опыт сотрудничества Дмитровского благочиния с Центром медицинской профилактики города Дмитрова. Работа духовенства в «Школе молодых мам». Священник Дмитрий Скидаленко

Опыт сотрудничества Дмитровского благочиния с Центром медицинской профилактики города Дмитрова. Работа духовенства в «Школе молодых мам». Священник Дмитрий Скидаленко

15 мая 2013

Священник Дмитрий Скидаленко, Настоятель Пантелеимоновского храма при Дмитровской городской больнице

Сотрудничество между духовенством благочиния и Центром медицинской профилактики города Дмитрова началось в начале 2009 года, когда на первое занятие «Школы молодых мам» был приглашен благочинный Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз, чтобы напутствовать сотрудников центра и слушателей на новое дело. Планируемое двадцатиминутное выступление отца Афанасия растянулось на более чем часовую беседу, которая показала то, насколько востребованы вопросы, касающиеся церковного отношения к материнству, рождению детей и таинствам Крещения, Миропомазания и Причащения младенцев. Возник вопрос о необходимости организационной и молитвенной поддержки молодых мам, которые не всегда могут выстаивать продолжительные службы в храмах, особенно на поздних сроках беременности. Результатом этой и последующих встреч с сотрудниками Центра стали регулярные встречи со священнослужителями в «Школе мам» и организация в Успенском соборе города Дмитрова молебнов «женам перед порождением». Летом того же года, по благословению Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, на меня было возложено послушание сотрудника епархиального отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями и работа по окормлению «Школы молодых мам».

Для лучшего понимания надо рассказать о структуре этой «Школы». Она представляет собой месячные курсы, состоящие из восьми занятий, которые два раза в неделю проводят с беременными и их мужьями сотрудники Центра медицинской профилактики. На эти занятия приглашаются специалисты из разных областей, связанные с вынашиванием, рождением и развитием младенцев. Большей частью это медики. На первое из занятий каждой из групп приглашается священник. Таким образом, у нас есть возможность провести с ними часовую беседу (чаще всего она растягивается на полтора часа, так как у молодых мам всегда много вопросов к батюшке). Конечно, за это время преподать в большей массе невоцерковленным мамам и папам (папы конечно реже посещают занятия, но на первой встрече обычно несколько из них присутствуют) какую-то значимую сумму знаний о Боге, вере, Церкви и духовной жизни представляется невероятно трудным. Такую задачу мы перед собой и не ставим. Наша задача на этой встрече повернуть их лицом к Церкви, обогатить их мировоззренческий взгляд на рождение ребенка церковным опытом и осмыслением происходящего. Показать им освященный Церковью путь преодолений тех переживаний и страхов, которые чаще всего испытывают молодые супруги перед рождением их первого ребёнка.

Структурно беседа состоит из двух частей: выступление священника в виде монолога и ответ на вопросы, которые задают слушатели. Повествование в первой части выступления также состоит из нескольких частей.

В начале, после представления выступающего священника сотрудником Центра, возникает необходимость снять некое недоумение и удивление, которое можно увидеть на лицах собравшихся. – «А батюшка-то, что нам будет рассказывать? Морали читать?» Поэтому мы всегда начинаем беседу с поздравления. Поздравления всех собравшихся с тем, что они уже стали мамами и папами. После чего для собравшихся раскрывается церковный взгляд на ребенка, находящегося в утробе матери не как на «плод», а как на личность, которая растёт и развивается, и у которой с момента зачатия есть и мама, и папа. Для иллюстрации из Священного Писания приводим тут диалог Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, которая ведомая Духом Святым именует святую Деву Матерью Господа Своего (Лк.1:43). Затем мы рассказываем о том, что рождение детей есть дело богоугодное и является исполнением одной из заповедей, данной Богом Адаму и Еве, а через них и всему человечеству, ещё в раю (Быт. 1:28).

Далее нам кажется уместным коснуться вопроса, который волнует всех собравшихся, а зачастую для многих и являющийся одним из основных движимых мотивом посещения этих занятий. Это вопрос об опасностях и рисках для матери и её ребенка при его рождении. Можно сделать акцент на том, что среди всех живых существ, к коим относится и человек, практически все животные рожают своих детёнышей естественным путём, без посторонней помощи. Как пример я всегда привожу рождение жирафа. Рождение жеребёнка происходит в позиции «стоя», поэтому новорождённому, весом около 50 килограмм, первым делом предстоит падение с двухметровой высоты. Уже спустя час детёныш твёрдо стоит на ногах и через несколько часов начинает бегать. Так и у многих других животных. И только рождение человека связано с реальным риском, как здоровья малыша, так и матери и практически не возможно без посторонней помощи. Что же является причиной этого? Тут мы приводим историю грехопадения человека. В этом повествовании стараемся заострить внимание на диалоге Бога с согрешившими Адамом и Евой, когда Господь пытается привести их к раскаянию за содеянный грех. И за то наказание и проклятие, которое Господь произносит над нераскаявшимися прародителями. И здесь становится уместным призыв к собравшимся не идти по этому пути, а постараться и нам, постоянно прегрешающим, исполнить то, чего ждал Бог от Адама и Евы. После этого следует небольшое изложение сути Таинств Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн и о желательном участии в них не только мам, но и их супругов в преддверии рождения их детей.

Далее можно перейти к заботе, которую проявляет Церковь к новорожденному младенцу и его матери. Тут уместно рассказать им (а лучше показать) о богослужебной книге под названием Требник, открыв которую, мы увидим на первом месте «Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча». Здесь можно привести пример того, какое внимание этой молитве уделяется в Греческой Православной Церкви, где чтение этой молитвы о только что родившей матери и о её чаде, которое не ограждено ещё благодатью Крещения широко распространено и является обязательным. Исполнить это небольшое правило оказывается не трудно и у нас. Так, важно пояснить, что чтение этой молитвы о матери совершается большей частью заочно, и вы сами, или ваши родственники могут попросить помолиться за вас знакомого священника. Тут закладываются первые основы общения между священником и аудиторией.

Затем следуют вопросы более практического характера. Говорим о практике наречении имени младенцу, о выборе ему небесного покровителя и о времени, когда лучше всего совершать Таинство Крещения. Отдельно проговариваем требования Церкви к крестным родителям, об их необходимых качествах, и рассказываем о практике проведения огласительных бесед с родителями и восприемниками.

Также приходиться упоминать и о тех случаях, когда ребёнок испытывает после рождения угрозу для его жизни. В таких ситуациях, по желанию родителей, мы можем совершить Таинство Крещения в родильном доме, в палате интенсивной терапии, куда у священнослужителей есть допуск.

Напоследок всех желающих мы приглашаем в Успенский кафедральный собор, где каждый второй и четвертый вторник месяца мы совершаем молебен «женам перед порождением».

После такой беседы обычно возникает у слушателей множество разных вопросов, как частного, так и общего характера на затронутые темы. Чаще всего это вопросы соблюдения церковных постов, подготовки к Таинствам и т.п. В случае возникновения других вопросов, по окончании нашей первой встречи, как уже говорилось выше, они имеют возможность задать их мне по телефону.

Вторая и последующие встречи молодых мамам и их супругов с Церковью происходит на молебне. Конечно не все из тех, кто посещает «Школу мам» приходит на молебен, но можно с уверенность сказать, что те, кто пришел в церковь на молитву, имеет благодатную почву в сердце, на которой могут взойти ростки евангельских семян. В проповеди до и после молебна мы обычно затрагиваем вопросы, касающиеся духовной жизни, молитвы, подготовки к таинствам Исповеди, Соборования и Причастия. Часто после молебна приходится подолгу беседовать той или иной мамой, у которой сложилась сложная жизненная ситуация, искать решение проблем. Практически для каждой из них это первые личные беседы со священником в церкви.

Особенно приятно, когда видишь молодых родителей, посещавших «школу мам» и молебны, пришедших в храм для крещения их чад. А беседы, которые обращены к молодым мамам и папам являются фактически частью огласительных бесед с родителями перед таинством Крещения.

Сотрудничество с Центром медицинской профилактики и Дмитровского благочиния не заканчивается на посещении «Школы мам». Совместно с центром мы проводим встречи со старшеклассниками и студентами средних профессиональных учебных заведений на темы профилактики проблем юношеского алкоголизма, наркомании и прочих пороков. Хочется надеяться, что опыт нашего сотрудничества будет полезен нашим собратьям пастырям, и не только перенят, но преумножен и развит.