Главная > Вестник Миссионерского отдела > Основатель Бобренева монастыря святой благоверный князь Димитрий Донской как ученик преподобного Сергия Радонежского. Игумен Петр (Дмитриев)

Основатель Бобренева монастыря святой благоверный князь Димитрий Донской как ученик преподобного Сергия Радонежского. Игумен Петр (Дмитриев)

15 ноября 2014

Игумен Петр (Дмитриев), Настоятель Богородицерождественского Бобренева мужского монастыря

 

В лике русских святых особое место занимает образ святого благоверного князя Димитрия Донского. В своем докладе я хотел бы показать на примере его жизни, что пребывая и воспитываясь в среде святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского, он не был лишен человеческих недостатков, но стремился к их преодолению. Несмотря на сложный период своего княжения, явился защитником православной веры.

Димитрий Иоаннович родился в 1350 г. и уже в 9 лет остался без отца, В наследство ему досталось Московское княжество. В силу возраста и неопытности, молодому князю помогали бояре, огромное влияние на князя-отрока оказывал митрополит Московский Алексий. Князь Димитрий был сопричастен среде подвижничества его современника преподобного Сергия Радонежского. Это покровительство святых с малых лет князя оказало благотворное влияние на его духовно-нравственный облик. В “Слове о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича” говорится: “Ещё юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал”.[1]

В начале своего княжения Димитрий Иоаннович фактически был управляем боярами, от его имени они предпринимали различные действия по отношению к удельным князьям. По оценкам историков личность князя остается не ясной. Его политика в юные годы была такой же, как и в совершеннолетнем возрасте. Летописи оценивают его взаимоотношения с боярами как очень дружественные, — князь постоянно советовался с ними, и они были у него как князья. Из этого можно предположить, что он был мало самостоятельным и подвергался их влиянию.[2]

В 1365 г. связи между Москвой и Суздалем укрепляются посредством брака между великим князем Димитрием Иоанновичем и дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича Евдокией Димитриевной. Здесь следует сказать, что воспитанные добрые качества проявились и в отношении семейной жизни. В «Слове…» говорится, что князь был целомудренным как до брака, так и в нем, никогда не изменял своей супруге. Княгиня Евдокия была подвижнического устроения и проявляла строгость в семейной жизни. Она стала основательницей многих монастырей и храмов, в конце своей жизни приняла монашеский постриг и прославлена в лике святых, как преподобная Ефросиния Московская. В браке у великокняжеской четы родилось 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери. Большое влияние на семейную жизнь имел преподобный Сергий Радонежский. Он крестил двоих сыновей великого князя.[3]

У Димитрия Иоанновича было противостояние с тверским князем Михаилом. Последний питал ненависть к Московским князьям и всеми силами пытался захватить первенство в великом княжении. Москва предпринимала разные попытки расправиться с князем Михаилом, так, хитростью пригласив его на третейский суд в Москву, князь Димитрий вместе с митрополитом Алексием заточили его в тюрьму, но позже князя пришлось отпустить под давлением Орды. Князь Михаил, будучи в союзе с Литовским князем Ольгердом, так как последний приходился ему зятем и был женат на сестре Михаила Иулиании, уговорил Ольгерда напасть на Москву. Димитрий Иоаннович не успел собрать войска и остался в осажденном городе. Ольгерд не смог одолеть Москву и увел свои войска, но приказал им сжечь все окрестности. Так князь поплатился разорением своих земель за свои хитросплетения. Но вместо того, чтобы упокоиться Димитрий Иоаннович предпринял набеги на смоленские и тверские земли. Князь Михаил не получая поддержки Ольгерда, так как тот был занят сражением с Тевтонским Орденом, решил просить помощи у Орды. Но боясь разграбления Руси и, что после этого против него пойдут все русские князья, решил получить только ярлык на великое княжение. Димитрий Иоаннович зная о нестроениях в Орде и ее ослаблении не придал значения тому, что ярлык достался Михаилу, а призывал остальных князей подчиняться ему. Постепенно упорство Димитрия Иоанновича увенчалось успехом: на его сторону перешел Новгород, а сам он, заплатив большую дань Орде, получил ярлык на великое княжение. Теперь у него были силы против нового похода литовцев на Москву. Димитрий Иоаннович вместе с рязанскими войсками остановил неприятеля. Был заключен мир между великим князем и Литвой, после которого северо-восточные земли Руси освобождались от литовского влияния и могли дальше самостоятельно развиваться. С силой Москвы смирился и тверской князь Михаил, который уступил ее влиянию. Так Димитрий Иоаннович выступил в качестве объединителя русских княжеств и сделал предпосылки к отпору Орде.[4]

Постепенно усилившаяся непокорность Димитрия Иоанновича к Орде сильно раздражала хана Мамая, и он решил проучить Московского князя. Он не скрывал своего похода на Русь и, согласно летописи, говорил: «Пойдем на русского князя и на всю землю Русскую, как было при Батые. Христианство погубим, а церкви Божии сожжем, и кровь христианскую прольем, а законы их изничтожим».[5] Димитрий Иоаннович не мог допустить искоренения основы жизни русского человека – православной веры, и поэтому должен был защитить Русскую землю. К 1380 году Димитрий Донской объединил вокруг Москвы почти всех русских князей, готовых сразиться с Ордой. Мамай тщательно готовился к походу, усилил свое войско наемными воинами и заключил союз с Литвой, которая должна была помочь хану в его наступлении против княжеских войск. К этому времени уже не было в живых верного помощника и духовного руководителя митрополита Алексия. Последний постоянно поддерживал великого князя в противостоянии с удельными князьями и Литвой. Этим покровительством были недовольны и князь Михаил, и Ольгерд, пытаясь жаловаться на митрополита Константинопольскому Патриарху. Ольгерд добился того, что Патриарх посвятил в сан митрополита серба Киприана и отослал на Русь для разбирательства с митрополитом Алексием. Но его прибытие только усугубило положение. Димитрий Иоаннович был против этого назначения и хотел, чтобы после смерти Алексия новым митрополитом стал его любимец архимандрит Михаил по прозвищу «Митяй».[6] Здесь начинаются разногласия между Димитрием Иоанновичем и преподобным Сергием, который поддерживал законного преемника святителя Алексия митрополита Киприана. Последний жил в Киеве, и после смерти Алексия хотел приехать в Москву, но князь Димитрий прогнал его оттуда. Так на время начала войны у Москвы не оказалось митрополита, и войско оставалось без святительского благословения. Несмотря на разногласия между Димитрием Иоанновичем и преподобным Сергием, князь поехал к нему за благословением на ратный подвиг. Преподобный Сергий сильно почитался среди народа как подвижник и святой, который молитвой мог творить чудеса.[7] Димитрий Донской побеседовал с преподобным Сергием, игумен благословил великого князя идти на битву. Преподобный предсказал ему победу в сражении, но говорил, что много воинов должны будут сложить свои головы на поле брани. Он предсказал князю, что тот останется жив, несмотря на большие потери его войска. Заверив князя в своих молитвах, преподобный Сергий дал Димитрию Донскому двух схимонахов из своего монастыря – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. С воодушевлением великий князь вернулся в Москву.[8]

Бог через особые знаки давал понять Димитрию Донскому, что дело, на которое он идет имеет Божие благословение. Кроме поддержки преподобного Сергия еще два предзнаменования победы произошли перед Куликовской битвой. Первое – это чудесное обретение мощей святого Александра Невского. Инок-пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым; наутро гроб был выкопан, и были обнаружены нетленные мощи. Второе – это чудесное явление образа святителя Николая, появившегося на дереве на пути войска в Коломну. Тогда князь сказал: “Сие место угреша мя!”. После Куликовской битвы на этом месте он основал Николо-Угрешский монастырь.[9]

Исторические источники свидетельствуют, что русские князья могли договориться с Мамаем и выплатить ему большую дань, но они отказались. Димитрий Донской решил сделать в начале Куликовской битвы решительный тактический шаг – опередить Мамая до соединения его с литовским войском.[10] Великий князь перейдя Оку остановился у Дона, некоторые воеводы начали отговаривать его переходить реку, но тут прискакал гонец от Преподобного с благословенной грамотой: «Иди, господин, — писал Сергий, — иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе!». После этого князь Димитрий перешел Дон и атаковал ордынское войско.[11]

Битва состоялась 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. Схимонах Александр Пересвет принял вызов на бой татарского богатыря: простившись с ближними и призвав себе на помощь молитвы Преподобного, с копьём наперевес он ринулся на татарина; столкнувшись друг с другом с неимоверной силой, оба воина погибли в смертельной схватке.[12]

Битва продолжалась весь день с большим ожесточением, оба войска несли огромные потери. Исход сражения решил удар «засадного полка» во главе с князьями Владимиром Андреевичем и Димитрием Михайловичем Боброком. Мамай бежал с поля сражения с небольшим войском, а русские войска долго гнали его вперед. Литовские войска, узнав об исходе сражения поспешно ушли.[13]

Русским князьям пришлось заплатить высокую цену за победу над Мамаем: большая часть войска погибла на Куликовом поле, хотя потери монголо-татар намного превышали русские. После захоронения павших воинов на поле брани была сразу же построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. После этой битвы Димитрия начали в народе называть Донским.[14]

После сражения великий князь сразу же отправился к преподобному Сергию. Здесь в Троицком монастыре уже служились панихиды. Преподобный видел духовными очами все сражение и поминал павших воинов. Желая увековечить память воинов, павших на Куликовом поле, был учреждён особый день их ежегодного поминовения, который вошел в церковный обиход, как Димитриевская суббота.[15]

Следующие два года были временем расцвета политики князя Димитрия. Северо-восточные княжества признали его лидерство и в отношении с Ордой во всем поддерживали.[16] После победы над Мамаем русский народ воспрянул духом, он понял, что может дать отпор такому сильному врагу, как Золотая Орда.

Но несмотря на победу в Куликовской битве, татаро-монгольское иго не было сброшено. Ответный удар последовал в 1382 г., когда хан Тохтамыш предпринял неожиданный поход на Москву. От внезапности нашествия татар князья буквально потеряли голову, и между ними началась вражда и недоверие. Димитрий Донской не смог вовремя собрать войско и, несмотря на то, что всегда уповал на Бога, проявив малодушие бросил Москву на произвол судьбы, бежал в Переяславль, оттуда в Ростов и затем в Кострому. Москва под натиском хана пала и была разграблена. Татары никого не щадили: ни взрослых, ни детей, ни духовных лиц, грабили, жгли, убивали всех в городе. После нашествия Тохтамыша Москва представляла собой ужасное зрелище. Но вскоре, собрав войска, Димитрий Донской решил дать бой Тохтамышу, последний не решился на сражение, ушел обратно в Орду, попутно разграбив Рязанские земли. После этого набега вновь начались нестроения и заговоры против Московского княжества. Князь Тверской Михаил хотел получить ярлык на Владимирское Княжение, но Димитрий Донской сумел отплатить хану Тохтамышу данью, и ярлык остался у Московского князя.[17]

Одним из важнейших итогов правления великого князя Димитрия стало превращение земель Владимирского великого княжения в наследственное владение московских князей, что окончательно сделало их самыми сильными среди правителей Северо-Восточной Руси. В завещании, составленном незадолго до смерти, Димитрий Иоаннович передал старшему сыну Василию «великое княжение» как свою вотчину.[18]

Димитрий Донской – основатель множества храмов и монастырей на Руси, этим он стремился не просто угодить Богу ради личной выгоды, но строил, чтобы увековечить воинскую славу нашего народа и стойкость духа.[19]

В 1381 году в Коломенском крае, по благословению преподобного Сергия, великий князь основал Богородицерождественский Бобренев монастырь. Эта обитель стала местом, где постоянно поминались воины, положившие свои жизни за веру и Отечество в Куликовской битве. По преданию, первыми насельниками монастыря стали участники Куликовской битвы. [20]

Приближаясь к порогу земной жизни, великий князь призвал своего духовного руководителя – преподобного Сергия Радонежского, который совершил над ним Таинства, необходимые для достойного перехода в вечность.[21]

Димитрия Донского прославили спустя 600 лет после его кончины на Поместном Соборе 1988 г., как святого благоверного князя «на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага спасения ближних».[22]

Пример Димитрия Донского всегда воодушевлял воинов на ратный подвиг, к примеру, в прошлом столетии во время Великой Отечественной Войны его имя призывалось патриаршим местоблюстителем Сергием (Страгородским) наряду со святым Александром Невским, призывая народ противостоять иноземным захватчикам.[23] И православный народ, вняв этому призыву, собрал деньги на строительство танковой колонны, которая была названа его именем.[24]

Подводя итог, нужно сказать о том, что хотя Димитрий Донской и почитается, как святой, его жизнь, как жизнь всякого человека была подвержена действию страстей: гнева, гордости, зависти, малодушия. Но несмотря на это, он имел надежду на Божественную помощь в их преодолении. Общение с такими святыми, как святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский, оказало огромное влияние на его духовно-нравственные качества, кроме того, их помощь была необходима князю, стремившемуся объединить русские земли вокруг Московского княжества. Несмотря на разногласия в отношении митрополита Киприана, он все же сумел смириться и пойти за благословением к преподобному Сергию, понимая опасность остаться без божественной помощи в сражении. Куликовская битва вошла в историю как переломный момент в противостоянии русского народа татаро-монгольскому игу. Димитрий Донской стал защитником православной веры, не дав быть ей искорененной нашествием Мамая. Благоверный князь стал основателем множества монастырей и храмов.

Пример святого Димитрия Донского как защитника православной веры и сегодня воодушевляет людей на исповеднический подвиг. Основанный великим князем Бобренев монастырь стал не только памятником стойкости русского духа, но и обителью милосердия, ведь по преданию первыми в нем селились воины Куликовской битвы. Постоянная молитва за усопших воинов стала духовной милостыней, которую более шести столетий насельники монастыря отдают за души людей, положивших свои жизни за веру и Отечество.

В XVIII в. после пожара в Коломне в Бобренев монастырь была перенесена и действовала на протяжении более чем 40 лет Коломенская духовная семинария. В конце ХIX в. и в начале ХХ в. до самого закрытия в обители существовала церковно-приходская школа, в которой проходили обучение более 60-ти учащихся, она располагалась в отдельном монастырском здании.

Духовный авва Бобренева монастыря преподобный Сергий Радонежский как покровитель всех учащихся и по сей день вдохновляет насельников обители возрождать былые традиции: в сентябре 2013 г. в Бобреневом монастыре была открыта воскресная школа для детей и взрослых, рассчитанная на 50 учащихся. В программе первого года обучения — основы православной веры для взрослых, закон Божий для детей, а также творческие занятия. В дальнейшем планируется строительство на монастырской территории отдельного здания для просветительского центра.

На рубеже XIX и ХХ веков Бобренев монастырь славился своей помощью населению, так братия обители оказывала медицинскую помощь всем нуждающимся. И сейчас монастырь оказывает помощь малоимущим и социально незащищенным людям, приходящим в обитель.

Возрождая традиции окормления военнослужащих, Бобренев монастырь участвует в жизни кадетского корпуса «Орел» в селе Дединово. С кадетами проводятся регулярные встречи и беседы на духовно-нравственные темы, все значимые мероприятия посещают клирики монастыря. В будущем планируется расширить деятельность монастыря в духовно-нравственном воспитании кадетов: участие в восстановлении кадетского храма, посещение кадетами богослужений в Бобреневом монастыре, организация совместных мероприятий, таких, как паломнические поездки, экскурсии и др.

Надеемся на Божию помощь в сохранении и преумножении тех традиций, которые были положены в основание Бобренева монастыря не только как памятника воинской славы России, но и как места просвещения и милосердия.

 

[1] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991. С.89

[2] Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 11. Великий князь Димитрий Иванович Донской http://statehistory.ru/books/Nikolay-Kostomarov_Istoriya-Rossii-v-zhizneopisaniyakh-ee-glavneyshikh-deyateley—Pervyy-otdel/11

[3] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991. С.90,92-93.

[4] Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 11. Великий князь Димитрий Иванович Донской http://statehistory.ru/books/Nikolay-Kostomarov_Istoriya-Rossii-v-zhizneopisaniyakh-ee-glavneyshikh-deyateley—Pervyy-otdel/11

[5] Летописная повесть о Куликовской битве. http://www.pravoslavie.ru/arhiv/print5297.htm

[6] Кучкин В.А. Сергий Радонежский. Вопросы истории.- 1992.-№10, http://annales.info/rus/small/serg_rad.htm

[7] Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 11. Великий князь Димитрий Иванович Донской http://statehistory.ru/books/Nikolay-Kostomarov_Istoriya-Rossii-v-zhizneopisaniyakh-ee-glavneyshikh-deyateley—Pervyy-otdel/11

[8] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991.с.95.

[9] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапшников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991. С.95-96.

[10] Православная энциклопедия. Т. 15. С. 116-132. 2007. http://www.pravenc.ru/text/178205.html

[11] Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 11. Великий князь Димитрий Иванович Донской http://statehistory.ru/books/Nikolay-Kostomarov_Istoriya-Rossii-v-zhizneopisaniyakh-ee-glavneyshikh-deyateley—Pervyy-otdel/11

[12] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991.с.97-98.

[13] Православная энциклопедия. Т. 15. С. 116-132. 2007. http://www.pravenc.ru/text/178205.html

[14] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991.с.99

[15] Там же.

[16] Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 11. Великий князь Димитрий Иванович Донской http://statehistory.ru/books/Nikolay-Kostomarov_Istoriya-Rossii-v-zhizneopisaniyakh-ee-glavneyshikh-deyateley—Pervyy-otdel/11

[17] Там же

[18] Православная энциклопедия. Т. 15. С. 116-132. 2007. http://www.pravenc.ru/text/178205.html

[19] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991.c.93

[20] Св. Дмитрий Донской и Коломна, сборник. – Коломна, 1994.

[21] Московский патерик: Сборник. Сост.: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов. М.:Столица, 1991.

[22] Православная энциклопедия. Т. 15. С. 116-132. 2007. http://www.pravenc.ru/text/178205.html

[23] Обращение митрополита Сергия (Страгородского) 22 июня 1941 года. http://www.pravmir.ru/obrashhenie-mitropolita-sergiya-stragorodskogo-22-iyunya-1941-goda/

[24] Танковая колонна «Димитрий Донской» http://tankfront.ru/ussr/colums/dimitri_donskoi.html