Главная > Вестник Миссионерского отдела > Основатель Лужецкого монастыря преподобный Ферапонт – верный ученик преподобного Сергия. Игумен Авель (Пивоваров)

Основатель Лужецкого монастыря преподобный Ферапонт – верный ученик преподобного Сергия. Игумен Авель (Пивоваров)

15 ноября 2014

Игумен Авель (Пивоваров), настоятель Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова мужского монастыря

 

Преподобный Ферапонт Белоезерский, Можайский, Лужецкий и всея России чудотворец принадлежит к числу непосредственных учеников преподобного Сергия Радонежского.

Господь сказал: «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики…» (Ин. 8:31).

Из жития преподобного Ферапонта мы знаем, что после своего прихода в московский Симонов монастырь преподобный Ферапонт испрашивал советы и благословения преподобного Сергия Радонежского, который, нередко бывая в Симонове, большую часть времени сего своего посещения проводил с преподобным Кириллом и другом его, преподобным Ферапонтом. Как будет видно из дальнейшей жизни преподобного Ферапонта, слова Спасителя об истинном ученичестве, будут исполнены святым до конца. Часто духовная связь учителя и ученика, глубокое восприятие традиции учеником, любовь и почитание учителя своего, проявляется в обстоятельствах жизни обоих, их определенной схожести.

Чтобы это увидеть, обратимся к обстоятельствам жизни преподобных.

Итак, Варфоломей просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он был с ними до исхода от земной жизни, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.

Служа своим престарелым родителям, молодой Варфоломей проходил послушнический искус, хотя ведь можно было просто оставить родителей на попечение братьев и уйти в монастырь, но нет, каждый долг должен быть исполнен до конца. Уже на этом жизненном этапе преподобный Сергий показал Господу готовность исполнять монашеский обет послушания в совершенстве.

Не сразу и преподобный Ферапонт вышел их мира. Из жития преподобного Ферапонта мы знаем, что пользуясь обстоятельствами, удобными к исполнению своего пламенного своего желания монашеского жития, преподобный, имея около 40 лет от роду (в 1370 – 1378 годах), тайно от родных своих пришел в новоустроенный тогда в Москве Симонов монастырь и молил архимандрита с братией сподобить его святого иноческого образа. Господь наш Иисус Христос, приемлющий к Себе кающихся, и Пречистая Богородица положили на сердце настоятелю монастыря святому Феодору такое расположение принять преподобного Ферапонта в монастырь, что даже и без предварительных испытаний был он немедленно пострижен в иночество и дано ему имя Ферапонт вместо имени Феодор.

Митрополит Московский Платон (Левшин) так изображает состояние души Варфоломеевой в это время: «Читал Варфоломей во Святом Евангелии: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28), — читал он и размышлял: что же может быть желательнее сего? Я, я – из числа сих труждающихся, я – из числа обремененных… Чувствую в себе силу страстей; совесть моя трепещет Суда Божия… Сосуд избранный, апостол Павел, говорит о себе, что он – первый из грешников. А мне что иное о себе сказать? И внешние обстоятельства своею прискорбностью гонят меня в пустыню… Отовсюду я утружден и обременен; но вот, Господь глаголет в Евангелии: прииди ко Мне, и Аз упокою тя. Можно ли пренебрегать тем, чего всеми силам искать надобно? Сам Господь ищет меня и сретает с Своим вожделенным покоем. И как же был бы неразумен, если бы вздумал отказаться от сего неоцененного сокровища! Нет, пойду, побегу за гласом сим: Он солгать не может. Сердце мое Он зажег, не могу успокоиться, пока обещанного Им покоя не найду! Се удалюся бегая и водворюся в пустыни. Буду чаять Бога, спасающего мя от малодушия и от бури» (см.: Пс. 54: 8-9).

Эти слова о преподобном Сергии полностью приложимы и к преподобному Ферапонту. Преподобные искали исполнения воли Божией над собой. Преподобный Сергий был испытан в послушании у родителей, которое увенчалось благословенной пустыней, а преподобный Ферапонт жизненными обстоятельствами, испытание которыми были увенчаны немедленным пострижением в иночество в Симоновом монастыре.

В этом монастыре преподобные Сергий и Ферапонт встречаются. Также преподобный Ферапонт встречает и преподобного Кирилла, с которым впоследствии они вместе отправятся в Белоезерскую сторону искать место для безмолвного жития. Вот как это описывается в житии преподобного Ферапонта: «Такое святое желание сих угодников Божиих [было] благословлено свыше. В то время как преподобный Ферапонт лично осматривал Белозерскую сторону, преподобный Кирилл получил благодатное откровение и указание места для будущего его поселения в той же стране. Это было так. Однажды в поздний час ночи, по обычаю своему, преподобный Кирилл в келье пел акафист пред иконой Божией Матери. Едва пропел слова акафиста: «Странное Рождество видевши, устранимся мира, ум на небеса преложше», вдруг слышит глас Богоматери: «Кирилле! Изыди отсюда и иди на Белоозеро, там Я уготовала тебе место, на котором возможешь спастись». И тотчас вне кельи видит свет, и, отворив окно, видит местность, находящуюся на полунощной стороне Белого озера, и слышит голос, объясняющий и как бы перстом указующий то место, где должен быть устроен Кириллом монастырь. Такое чудное явление исполнило радостью сердце Кирилла, и он с нетерпением ждал возвращения преподобного Ферапонта из путешествия его в область Белозерскую».

По благословению игумена монастыря и, конечно же, преподобного Сергия, Кирилл и Ферапонт ушли в пустынные белозерские места. Как повествует житие святого Ферапонта, «местность эта была очень пустынной и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало уединению и безмолвию, которых жаждала его душа. Здесь они водрузили крест, и позднее на том месте образовался Кирилло-Белозерский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через год преподобный Ферапонт удалился от Кирилловой обители, поселился совсем уединенно среди озер Паского и Бородавского, «между которыми полет стрелы или чуть больше». Всего 10 лет подвижничал святой на этом месте. За это время успела собраться братия, и образовался общежительный монастырь, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Казалось, что преподобный Ферапонт нашел свой покой на берегу озера Паского.

Как когда-то преподобный Сергий с братом своим Стефаном искали пустыню для спасения. «Долго ходили братья по окрестным лесам; наконец им полюбилось одно место, удаленное не только от жилищ, но и от путей человеческих. Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видели достойные люди – одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание. Оно находилось верстах в десяти от Хотькова и представляло небольшую площадь, которая возвышалась над соседнею местностью в виде маковки, почему и названа Маковцем или Маковицею. Глубокая дебрь со всех сторон окружала Маковицу; густой лес, до которого еще никогда не касалась рука человеческая, одевал ее со всех сторон сплошною чащей, высоко поднимая к небу свои тихо шумевшие вершины… В окружающих эту возвышенность дебрях можно было найти немного и воды. «Любуясь первобытною красотою местности, — говорит митрополит Платон, — Варфоломей представлял себе в мысли земной рай, в котором жили праотцы рода человеческого в невинном состоянии, до грехопадения». Мы не можем представить себе того восторга, который наполнял тогда душу и сердце молодого отшельника! Наконец-то сбываются его заветные желания, его задушевные мечты: вот она – дивно желанная пустыня, вот он – дремучий лес!.. Мир со всей его суетой, с его житейскими треволнениями остался там, где-то далеко позади Варфоломея; отшельник более не вернется туда – здесь он найдет свой покой, здесь поселится навсегда, будет беседовать с Единым Богом, разделяя труды со своим родным не по плоти только, но и по духу братом!..»

Первыми словами преподобного Сергия по поставлении во игумена были слова глубокого смирения: «Молитесь, братия, обо мне, ибо я человек малосведущий и неопытный. Вот я принял от Небесного Царя талант попечения о пастве словесных овец и должен буду держать о нем ответ. Меня страшит слово Господне: «Если кто соблазнит одного из малых сих… тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18:6). Насколько же хуже будет тому, кто многие души потопит из-за своего неразумия! Смогу ли я смело сказать: „Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи!“ (Ис. 8:18). Услышу ли я Божественный голос Пастыря горних и дольних, великого Господа, с милосердием вещающего: «Добрый и верный раб… войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21)». Преподобный Сергий, хотя и принял игуменство и стал старшим, не изменил своих монашеских правил, помня Сказавшего: «Кто из вас хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой» (Мк. 9:35). Он смирял себя и ставил ниже всех, подавая всем пример: на работу он выходил раньше всех, первым приходил на службы в церковь.

Преподобный Ферапонт, также в первом своем монастыре, не приняв по смирению настоятельства, поручил игуменство одному из своих учеников. Святой подвижник, обладая даром совета, по-прежнему обращался за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому.

А мир не оставлял подвижников и шел за ними, он нуждался в них, в их благословении, молитве и наставлениях. Более того, подчас это было необходимо. Так, сам князь Димитрий Донской перед решающей битвой с Мамаем приехал к старцу, чтобы спросить благословения выступить ему против иноземцев, потому что Димитрий знал о добродетельной жизни и даре прозорливости преподобного Сергия. Услышав от князя о нашествии Мамая, святой благословил Димитрия, вооружил его молитвой
и сказал: «Господин мой, тебе следует заботиться о врученном тебе Богом христоименитом народе. Иди против безбожных, и
с Божией помощью ты победишь и вернешься в свое Отечество невредимым с великими почестями». Великий князь Димитрий, одержав победу над враждебными варварами, с великой радостью, торжествуя, вернулся домой. По возвращении он незамедлительно посетил святого старца Сергия, с ним вместе прославил Всесильного Бога, благодарил старца и братию за благой совет и молитвы, с сердечной радостью рассказал о битве с татарами — как Господь возвеличил на нем Свою милость, и дал в обитель богатый вклад. Тогда же великий князь напомнил старцу о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богоматери и сказал, что хочет немедленно приступить к его исполнению, нужно только выбрать подходящее место…

Жизненный путь святого покровителя земли Русской, преподобного Сергия, соответствует Евангелию буквально – всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным наставником.

И преподобный Ферапонт не смог укрыться от мира в Вологодских лесах. Он так преуспел в монашеском делании, что слава о старце-подвижнике дошла до владетельного князя Белозерской земли — Андрея Дмитриевича Можайского. Сын Дмитрия Донского, памятуя об отцовской обители, хотел создать в городе Можайске монастырь, посвященный Рождеству Божией Матери, так как именно в этот день великий князь Димитрий одержал победу над мамаевым войском, дав Руси свободу. Князь Андрей, задумав такое благое намерение, столкнулся с некими трудностями: «И искал он, — рассказывается в житии преподобного Ферапонта, — где бы найти ему мужа, совершенного разумом, для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет». Очень не хотел преподобный Ферапонт покидать Белозерье, но всегда нужно помнить о послушании и служении Господу, и семидесятилетний старец со словами: «Воля Господня да будет!» — отправился в путь. Очень трогательной была встреча князя со святым. Двадцатишестилетний Андрей Дмитриевич издалека увидел приближающегося старца и вышел ему навстречу со словами: «Бог сосчитает все твои шаги и воздаст тебе за труды твои». Так был основан Лужецкий Богородицерождественский монастырь, в котором преподобный Ферапонт настоятельствовал 18 лет, до самой своей блаженной кончины.

Весьма интересно посмотреть последующую историю Троице-Сергиевой Лавры и Лужецкой обители. Как ранее было отмечено, жизнь ученика повторила события из жизни духовного наставника. Преподобный Сергий, основывая монастырь в глухом лесу, и не помышлял, что он даст главное миссионерское основание всей Руси, что люди, искавшие его наставления, не просто впитают слово, но дадут множественный плод. Сколько прошло войн мимо Лавры, сколько было исторических событий, и далеко не всегда радостных, а обитель стоит, и во все времена взывает к совести народа, к его древней памяти о вере искренней и чистой. Также и Лужецкая обитель. Преподобный Ферапонт исполнял послушание и не помышлял, что монастырь станет подготовительным и важным периодом в духовном росте такого подвижника как митрополит Макарий Московский, а также такого яркого служителя Церкви как архимандрит Дионисий (Виноградов), который своими трудами обогатил Историю Церкви и донес до современных людей их историческую память. С момента своего основания Ферапонтов монастырь выдержал три войны с последующим разорением и разрушением. Сколько мучеников смогла воспитать можайская обитель, которые отошли ко Господу во время нашествия поляков, французов, немцев, а также во время революции 1917 года. Весьма назидательно то, что из всех монастырских фресок сохранились ангелы Суда Божия: стоял монастырь в разрухе, пустой, а на людей смотрели небесные жители, показуя им последние дни бытия человеческого и льющие чашу гнева Господня. Влияние святых подвижников на народ свой продолжается и посмертно: хранение обители заключается не только в сохранении стен, но и в сохранении и сбережении духа веры в людях, в памяти народной о Боге, о том, как следует жить.

Таким образом, и в этих обстоятельствах мы видим удивительное переплетение судеб, когда святая и богоугодная жизнь преподобных Сергия и Ферапонта оказывает непосредственное влияние на укрепление и становление государственности на Руси.

Итак, воистину, радуйся, Сергие, светильниче многосветлый возведый ко Христу монахов множества, среди которых сияет на духовном небосклоне русской святости преподобный и богоносный отец наш Ферапонт.