В книге «Новая Скрижаль» архиепископа Вениамина читаем следующее: «Все еретики разделяются на три рода: к первому принадлежат те, которые не веруют во Святую и Единосущную Троицу и не совершают троякого погружения в воду при крещении; их, равно как и язычников и магометан, должно крестить, как повелевает 19-е правило первого Вселенского Собора. Второго рода еретики суть те, которые веруют в Бога в Троице единого и крещаются троекратным погружением, но имеют свои заблуждения и ереси, и кроме крещения или совсем не признают других таинств, или, совершая другие таинства неправильно, отвергают св. миропомазание. Их крестить не должно, потому что они крещены; но после отречения их от своих ересей и исповедания православной веры должно присоединить их к церкви посредством таинства миропомазания, как предписывает 7 правило второго Вселенского Собора. Третьего рода еретики, называемые отступниками, содержат все семь таинств, равно как и миропомазание, но, отделившись от единства святой Православной Церкви, дерзают примешивать к чистому исповеданию веры свои заблуждения, противные древнему учению св. апостолов и отцов церкви, вводят многие пагубные мнения в Церковь и, отвергая древние благочестивые обряды Церкви, устанавливают новые обычаи, противные духу благочестия. Таковых во второй раз мы не крещаем и не помазываем св. миром; они после отречения от своего отступничества и раскаяния во грехах своих исповедуют символ православной веры и очищаются от грехов своих молитвами и святительским разрешением.»
В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» С.В. Булгакова приводятся подробно совершения всех 3 чинов, по которым производится принятие в православие иноверцев и инославных, а также собраны указания и постановления церковных властей по сим предметам. «Для принятия обращающихся к православной церкви существуют три чина: крещение, миропомазание и покаяние с приобщением Св.Таин.
1 чин. Посредством крещения принимаются в православную церковь язычники, евреи и магометане. Кроме того, посредством крещения же, должны приниматься такие последователи христианских сект, которые заблуждаются в коренных догматах православной веры, извращают православное учение о Св.Троице и совершение таинства Крещения.
2 чин. Посредством миропомазания должны приниматься такие инославные или раскольники, которые совершают крещение правильно в три погружения с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Святого Духа», и заблуждаются в частных догматах веры или не имеют иерархии законного происхождения.
3 чин. Посредством покаяния и отречения от своих заблуждений должны быть принимаемы церковные раскольники, имеющие иерархию законного происхождения, но отделяющиеся от православной церкви из-за вопросов нравственного, обрядового и дисциплинарного свойства, а также богословских учений второстепенного значения.
Основные конфессии и секты, из которых в настоящее время обращаются к Православной Церкви и способ их присоединения (согласно правилам Русской Православной Церкви и традициям Московской Епархии)
Наименование | Способ присоединения | |
Римо-Католическая церковь | Прошедшие конфирмацию[1] — 3 чином, посредством Покаяния | |
Не прошедшие конфирмацию — 2 чином, посредством Миропомазания | ||
Армянская Апостольская церковь | 3 чином, посредством Покаяния | |
Старообрядцы | белокриницкие | 2 чином, посредством Миропомазания |
беспоповцы | 2 чином, посредством Миропомазания | |
Англикане | 2 чином, посредством Миропомазания | |
Лютеране | 2 чином, посредством Миропомазания | |
Пресвитериане | 2 чином, посредством Миропомазания | |
Пятидесятники | 1 чином, посредством Крещения | |
Евангельские христиане баптисты | 1 чином, посредством Крещения | |
Адвентисты седьмого дня | 1 чином, посредством Крещения | |
Различные раскольнические сообщества (при условии того, что человек принял таинство Крещения именно там) | 2 чином, посредством Миропомазания | |
Свидетели Иеговы | 1 чином, посредством Крещения | |
Иудаизм (Иудеи) | 1 чином, посредством Крещения | |
Мусульманство (Мусульмане) | 1 чином, посредством Крещения | |
Язычники | 1 чином, посредством Крещения |
Для обращающихся из различных раскольнических сообществ, а также представителей различных пост-протестантских сообществ, необходимо уточнять, как именно человек был крещен, поскольку в них может допускаться весьма вольное отношение к таинству Крещения. И если не удается точно установить, что человек крещен троекратным погружением «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», представляется целесообразным крестить его повторно с формулой «если не крещен, крещается раб Божий имярек во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
В соответствии с правилами Православной Церкви воссоединение человека с Церковью производится по благословению епархиального архиерея. Согласно существующему порядку в Московской епархии, для получения благословения на присоединение человека к Православной Церкви, ему необходимо подать в епархиальное управление прошение на имя митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, поддержанное настоятелем того храма, где желающий имел собеседование по данному вопросу, и после получения благословения совершить чин воссоединения.
При этом необходимо принимать во внимание, насколько воссоединяемый человек наставлен и просвещен в вопросах оставляемого (прежнего) вероучения. И если он являлся мусульманином или иудеем только по факту совершенных над ним действий после рождения, то таковые принимаются посредством крещения. Если же воссоединяемый был практикующим (то есть исполняющим правила и обряды своей конфессий), то воссоединение необходимо проводить с употреблением всех действий полагающихся по чину с обязательным оглашением и написанием прошения на имя правящего архиерея.
Ниже приводятся схемы чинопоследования чинов присоединения в соответствии с традициями Русской Православной Церкви и находящиеся в различных изданиях Дополнительного Требника.
Чин присоединения к Православию через Таинство Крещения (1 чин):
Псалом 33: «Благословлю Господа на всякое время…». Вопрошения и поучения, вопрошение, преклонение колен. Молитва «Благословен еси, Господи, от всех языков…»
Оглашение первое: псалом 8: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое…»; наставление; вопрошения; отрицания; сочетавание Богу.
Оглашение второе: вопрошения, исповедание Православной веры; молитва «Боже Великий, первобытную тьму просветивый…»; молитва «Боже Великий и Дивный…»
И далее совершается таинство Святого Крещения по чину Православной Церкви.
Чин присоединения к Православию через Таинство Миропомазания (2 чин):
Исповедание грехов
Молитва «Господи Боже истины, призри на раба Твоего…»
Вопрошения о неправом учении и отрицания его
Символ веры
Вопрошания о Православной вере и исповедание ее
Псалом 66: «Боже, ущедри ны…»
Молитва: «Господи Боже Вседержителю, согрешающим образы по¬каяния предлагаяй…»
Обещание хранить целой и невредимой Православную веру
Разрешительная молитва: «Господь наш Иисус Христос, ключи Царствия Небеснаго апостолом вручивый…»
«Благословенно Царство…»
«Царю Небесный…»
Великая ектения
Молитва: «Благословен еси Господи…»
Помазание присоединяемого миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь»
Возложение креста на миропомазанного
Молитва «Господи Боже наш…»
Отирание частей тела, помазанных миром
Тайная молитва: «Одеявыйся в Тя Христа и Бога нашего…»
Ектения: «Помилуй нас, Боже…»
Отпуст
Чин присоединения к Православию через Таинство Покаяния (3 чин):
Исповедание грехов
Вопрошения об искренности отречения от прежних заблуждений и о желании присоединиться к Православию
Молитва: «Господи Боже Вседержителю…»
Вопрошения об отрицании от заблуждений и сами отрицания
Исповедание Православной веры
Разрешительная молитва с благословением
Приобщение Святых Таин.
[1] Название таинства Миропомазания в Римо-Католической церкви. Обычно совершается над подростками в возрасте 13-14 лет или позже, поскольку считается, что это таинство знаменует окончательное введение христианина в состав церковного общества, и следовательно, должно осуществляться в сознательном возрасте.