Духовное окормление лиц с нарушениями слуха – одно из направлений деятельности Русской Православной Церкви. В «Рекомендациях по организации пастырской, диаконической и миссионерской работы с глухими и слабослышащими», вышедших в 2010 году, отмечается необходимость этой деятельности: «Православная Церковь свидетельствует, что никакое психическое и физическое заболевание не умаляет достоинства человека, всякий человек является носителем образа Божия». Это означает, что люди с ограничениями здоровья заслуживают к себе такого же внимания, как и обычные люди, однако первые более нуждаются в социализации. В том же документе отмечается: «Православная миссия, обращенная к глухим, не может быть отделена от социального служения, поскольку инвалиды по слуху особо нуждаются в христианском милосердии и заботе, помощи в социальной интеграции и реабилитации».
Работа с лицами с нарушениями слуха заключается в том, что в процессе этой деятельности на основе евангельского учения людям, имеющим нарушения слуховой функции, передаются духовные и нравственные ценности, которыми они могут руководствоваться в течение всей жизни.
Пример подобной явной деятельности описывается в Евангелии от Марка (Мк 7. 31-37). В этом отрывке Евангелия Иисус Христос с глухим косноязычным в отличие от многих случаев, где он исцелял только словом, действовал видимыми знаками: Свои персты вложил в его уши, затем плюнув, коснулся языка его и воззрев на небо со вздохом. Только потом, после этих видимых действий сказал «Еффафá», т.е. отверзись. По Его слову слух отверзся и его речь стала внятной. Христос действовал с глухим видимыми знаками, это, по существу, жестовая речь. В этой евангельской истории видим пример милосердного отношения к людям с нарушениями слуха Господа Иисуса Христа и особый случай исцеления неслышащего, в результате которого глухой косноязычный оказался слышащим и смог полноценно жить в обычном обществе.
Интересно, что этот случай исцеления был приведен только в Евангелии Марка, притом он был описан очень подробно. Описаны даже видимые действия и реплики Иисуса Христа. Для того, чтобы запомнить этот случай в подробностях и пронести через годы, нужен особый случай или потрясение, круто изменившее жизнь очевидца чудес Иисуса Христа. Если иметь в виду, что Евангелие от Марка было записано под руководством апостола Петра и является самым кратким и сжатым, этот случай исцеления глухого косноязычного так запомнился Марку, что он изложил все это в подробностях.
Этот случай не является единственным в своем роде. Церкви известны случаи возвращения слуха детям, имеющим нарушения слуха от икон Божией Матери.
В настоящее время в городах России, Украины и Белоруссии существуют православные приходы, занимающиеся социализирующей деятельностью среди людей с недостатками слуха. Они возникли по просьбе самих неслышащих прихожан. Однако, в приходах, в том числе и в специализированных для лиц с нарушениями слуха, неслышащие и слабослышащие люди сталкиваются с проблемами, которые сильно затрудняют их интеграцию в жизнь прихода, образование и т.д. Приведем несколько причин:
- Отсутствие у Церкви стратегии действий в отношении людей с нарушениями слуха.
- Отсутствие профессиональной подготовки священнослужителей, осуществляющих служение людям с недостатками слуха.
- Трудности с получением информации в храмах у лиц с нарушениями слуха, которые заключаются, во-первых, в том, что они получают информацию зрительным путем, в то время как в храмах богослужение строится на слуховом восприятии, и, во-вторых, в сложности восприятия и осмысления ими непредметных категорий в учении Православной Церкви.
- Отсутствие активной жизненной позиции у большинства людей с нарушениями слуха.
Отсутствие у Церкви стратегии действий по отношению к лицам с нарушениями слуха и отсутствие профессиональной подготовки священнослужителей, осуществляющих служение людям с недостатками слуха приводят к тому, что многие люди с недостатками слуха выбирают протестантизм в качестве жизненного руководства.
Приведем некоторые примеры. На конгрессе сурдопедагогов, состоявшемся в ноябре 2006 года в Санкт-Петербурге, в приватной беседе с участниками конгресса Алексей Спасский из Нижнего Новгорода, организатор проекта «Телевидение глухих» говорил, что в регионах неслышащие идут к баптистам и в секты, так как у них нет иного выбора. Они идут туда, где есть сурдопереводчик и хорошо налажена система работы с глухими и слабослышащими.
Один из сурдопереводчиков, энтузиаст своего дела, в письме так написал про проблемы религиозно-образовательной деятельности Церкви с глухими и слабослышащими: «основная проблема, — это, как мне кажется, равнодушие священноначалия к просвещению глухих. За пять лет у нас не появился ни диакон ни священник, владеющий жестами. Исповеди и причастия свелись к минимуму, хотя на службы и в воскресные школы ходят многие. Варимся в своем соку, специально с глухими никто не работает, кроме меня, на общественных началах, в Богословском институте второй год не могу набрать группу факультатива по изучению жестового языка».
Бывает так, когда взявшие на себя пастырское попечение священники и диаконы не имеют представления или имеют поверхностное понятие о людях с нарушениями слуха. Поэтому, они не знают, как надо работать с глухими и слабослышащими, и потихоньку перекладывают на плечи сурдопереводчиков эту работу, оставляя себе только требы. Кроме того, не все священнослужители могут учить жестовый язык, а это — основное средство межличностной коммуникации у глухих и ключ к пониманию их мировоззрения.
Священнослужители в настоящее время по старинке называют людей с нарушениями слуха глухонемыми, что может создать напряженную ситуацию между людьми с нарушениями слуха и слышащими, так как глухие и слабослышащие могут обидеться на слово глухонемые.
Однако проблемы встречаются и в приходе для глухих и слабослышащих. Одна из прихожан с недостатками слуха, посещающих Христианско-Евангелическую церковь, рассказала нам про отрицательный опыт посещения православного прихода, занимающегося религиозно-образовательной деятельностью с лицами с нарушениями слуха: «Когда я еще колебалась в вопросе веры, кто-то мне посоветовал посетить православный приход. Я в этом храме исповедалась и причастилась. Для этого мне приходилось постоять пять-шесть часов на службе в храме, но то, что говорили на службе, я мало, что поняла. Поэтому я выбрала протестантизм, так как на службах в Евангелической церкви мне все понятно и, более того, получаю радость от посещения храма». Ей вторит другая протестантка, имеющая нарушение слуха: «Я к Православию отношусь с уважением, но в одном из православных приходов мне не понравилось, как со мной и моим сыном обращались, кроме того, жестовую речь батюшки совершенно не понимаю. Я как ни старалась понять Православие, но все равно мне непонятен мир Православия. А в евангелической церкви есть возможность подробно изучить Библию, получать ответы на наболевшие вопросы о воспитании сына, есть возможность устроить его на летний отдых в лагере. Моему сыну понравилось в лагере у озера Байкал, и он стал изучать Библию».
Трудности с получением информации в храмах РПЦ у лиц с нарушениями слуха возникают оттого, что в храмах, осуществляющими душепопечительство людей с нарушениями слуха, не всегда обеспечиваются оптимальные условия для работы с глухими и слабослышащими. Небольшая, но важная деталь — интерьер православного храма, совершенно не приспособлен для зрительного восприятия служб людьми с нарушениями слуха, так как значительная часть православных богослужений проходит в алтаре за закрытыми дверями. Основная трудность заключается в том, что церковное богослужение в православном храме строится на слуховом восприятии, которое отсутствует или затруднено у людей с нарушениями слуха. Кроме того, богослужение в православных храмах идет на церковно-славянском языке. Это обстоятельство создает огромные трудности для сурдоперевода богослужений, восприятия и осмысления людьми с недостатками слуха непредметных категорий в учении Православной церкви.
Кроме того, существует проблема, заключающаяся в пассивности и безынициативности неслышащих. Думаю, что во многом виновато их школьное воспитание, порождающее потребительское отношение к обществу слышащих, мол, слышащие обязаны о них позаботиться. Кроме того, неслышащие настолько свыклись с окружающей их атмосферой безразличия, что не предпринимают попытки претворения в жизнь или поддержки инициатив, связанных с общественной жизнью глухих и слабослышащих.
Решение всех перечисленных проблем зависит от заинтересованности этим вопросом в Русской Православной Церкви. Уже сделан первый шаг – Священный Синод РПЦ одобрил «Рекомендации по организации пастырской и миссионерской работы с глухими и слабослышащими», представленные Синодальным миссионерским отделом, и поручил Отделу распространить текст «Рекомендаций» по епархиям Русской Православной Церкви. Однако, для того, чтобы глухие и слабослышащие могли освоить и руководствоваться православными духовными и нравственными ценностями, необходимы решительные шаги.
Мы предлагаем такие меры по организации пастырской и миссионерской деятельности с глухими и слабослышащими:
- Организовать в каждой епархии хотя бы один просветительский центр для лиц с нарушениями слуха, в месте компактного проживания глухих и слабослышащих.
- В храме, осуществляющем пастырско-миссионерскую деятельность, по мере возможности, оборудовать придел с низким иконостасом (византийские алтарные преграды).
- Священнослужители должны знать русский жестовый язык, базовые знания по сурдопедагогике и сурдопсихологии. В крайнем случае, сурдопереводчик должен регулярно дежурить в храме, помогая неслышащим прихожанам в осуществлении духовных запросов.
- В храме оборудовать экран и проектор, с помощью которого можно высветить на экран полный текст Божественной Литургии, основные тексты Всенощного бдения, полные тексты служб Рождества Христова и Пасхи Христовой. Притом тексты желательно должны быть на русском языке, чтобы неслышащие прихожане могли понять суть служб, и дублироваться по ходу службы, идущей на церковно-славянском языке. Экран должен находиться в таком месте храма, чтобы не отвлекать обычных прихожан от службы. Если нет такой возможности, то сурдопереводчик может сурдопереводить службы с помощью пособий на русском языке.
- В этом центре необходима воскресная школа, притом она должна регулярно действовать. Желательно подготовить спецкурс для глухих и слабослышащих по культуре Православия, включающий Закон Божий, основные понятия по иконописи, историю Православия и прочее.
Паломнические и образовательные поездки по монастырям и святым местам для неслышащих позволят им больше узнавать о вере и общаться между собой, в таких поездках должен участвовать сурдопереводчик и священник, владеющий жестовым языком.
- Хорошо было бы всем, выпускающим диски с видеофильмами и передачами православного содержания, сделать субтитры к ним. Это необходимо для того, чтобы глухие и слабослышащие могли понять содержание видеофильмов и православных передач.
Необходимо предупредить, что священнослужители не должны во всем потакать глухим и слабослышащим прихожанам. Они обязаны побудить и развивать в людях с нарушениями слуха, помимо православной веры, активную жизненную позицию, позволяющую глухим и слабослышащим преодолевать жизненные трудности с помощью руководства православными духовно-нравственными ценностями.