Главная > Вестник Миссионерского отдела > Слово на епархиальной конференции, посвящённой 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Коломенской Православной Духовной Семинарии. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Слово на епархиальной конференции, посвящённой 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского в Коломенской Православной Духовной Семинарии. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

30 апреля 2014

Собравшись сегодня в стенах нашей епархиальной духовной школы, мы вносим свой вклад во всероссийское празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Подмосковная земля – родина преподобного – богата многообразными историческими свидетельствами его духовного подвига. Поэтому вполне естественно нам обратиться и к личности этого святого, и к плодам его трудов, и к тому, как на протяжении столетий сохранялась потомками благоговейная память об Игумене Земли Русской.

Если попытаться в нескольких словах охарактеризовать жизненный путь преподобного Сергия, то получится, наверное, так: ведомый верой, он смиренно трудился во славу Бога и на благо ближнего. Оказавшись современником бедственных событий отечественной истории, он был свидетелем не только разрушения государственности на Руси, но и глубокого упадка, размывания духовных основ самой жизни народа. Святой в этих условиях не стал выступать с обличительными проповедями и поучениями, обращенными к современникам. Он начал преобразование окружающей действительности с самого себя, следуя словам Спасителя: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Послушливый и любвеобильный сын своих родителей, преподобный самоотверженно исполнял свой долг перед отцом и матерью, научивших его вере и благочестию. Исполняя завет послушания, заботился о них столько, сколько это было необходимо. Получив возможность уединиться в лесной чаще, предался молитве и трудам по созданию обители, которой со временем Бог судил стать духовным центром всей Русской земли.

Тихий свет доброты и жертвенности привлекал к святому множество последователей. По слову апостольскому, благовествование Христово в преподобном показало себя как «сила Божия ко спасению всякому верующему», как «правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» (см.: Рим. 1:16-17).

До нас не дошли проповеди святого Сергия Радонежского, не оставил он и богословских творений. Однако житие преподобного доносит до людей ХХI века образ, который не только смог много веков назад поднять с колен народ, измученный иноземным владычеством, но и сегодня способен показать истинное предназначение человека. Тем самым значение преподобного Сергия выходит далеко за рамки конкретной исторической эпохи. Его подвиги открывают для нашего назидания целый ряд духовных истин. Прежде всего, это свидетельство о том, что через обращение ко Христу и следование Его заповедям достигается возрождение духа народного.

Будучи обитателем пустыни, ведя уединенный и молитвенный образ жизни, святой Сергий, тем не менее, своим примером показывает неопустительность для каждого христианина исполнения тех заповедей Спасителя, которые открывают врата Царства Небесного ищущим его: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). Оказание ближнему милости, благодаря преподобному, становится тем общенациональным идеалом, который стал мощной силой, способной проложить путь к восстановлению народного духа, к консолидации Русского государства. Мы вправе говорить, что святой Сергий был не только основоположником средневекового духовного возрождения Руси, но и ваятелем народного характера, в котором соединились православные вера и благочестие с русскими национальными чертами.

Преподобный Сергий – наставник множества подвижников, а через них монастырей, ставших центрами духовного просвещения, культуры и образования на необъятных просторах Руси. Это была народная школа жизни, о которой Василий Осипович Ключевский писал так: «Мир смотрел на чин жизни в монастыре, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие… Украдкой западая в массы, это влияние вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека».

Преподобный Сергий – молитвенник за Отечество. Подтверждение этому находим не только в его духовном водительстве по отношению к великому князю Димитрию Донскому и благословении ратников на сражение на Куликовом поле. Святой радел и о преодолении княжеских междоусобиц, по поручению высшей церковной власти участвуя в замирении строптивых властителей уделов. Преодоление внутренних и внешних опасностей ради укрепления государства было для него очевидным условием народного благоденствия. Покинув земную юдоль, преподобный по-прежнему молитвенно предстательствует за свою Родину и народ. Пример тому – героическая  защита монашествующими и мирянами основанного им Свято-Троицкого монастыря в Смутное время. Сегодня преподобный Сергий остается для нас примером того, что православному христианину должно не устраняться от общественной жизни, но иметь горячее сердечное и молитвенное попечение о её мирном и целесообразном благоустроении. Интересно, что в начале ХХ века, накануне горестных испытаний, посетивших Россию, деятели отечественной культуры предпринимали попытки глубокого осмысления образа преподобного Сергия как образца деятельной русской святости.

В противопоставление увлечению богатством и комфортом, известностью и почестями, с особой яркостью встает перед глазами суровый и сдержанный лик преподобного Сергия, проводившего свои дни в сугубой скудости и воздержании, всемерно уклонявшегося от почестей и славы. Смиренно снося нестроения в отношениях с братией, святой почитал для себя главным в положении начальствующего жертвенно исполнять евангельские слова: «больший из вас да будет вам слуга» (Мф. 23:11), тем самым преподавая нравственный урок поколениям разных эпох.

Господь особо ущедрил преподобного Сергия дарами Своей благодати. Мы знаем из жития о том, что святой совершал чудеса, в том числе воскрешения умершего и изведения источника в безводной местности. Он сподобился дивных видений при совершении Божественной литургии, а также явления Пресвятой Богородицы, Которую особо почитал. Перед нами образ подвижника, который был не только примером высокой нравственности и общественной ответственности, но, прежде всего, образцом стяжания даров Святого Духа, истинной жизни во Христе.

На Подмосковной земле с любовью сохраняется память об Игумене Земли Русской. Это особенно ощущается здесь в Коломне, в Старо-Голутвином монастыре, основанном самим преподобным. В память об этом событии в обители установлен памятник святому.

Московская епархия ко дню нашей сегодняшней конференции опубликовала сборник, рассказывающий о почитании у нас преподобного Сергия и посвященный 700-летию со дня его рождения. Из этой книги можно узнать о Сергиевских храмах и чтимых образах святого, о том, как, несмотря на тяжкие испытания минувшего столетия, православный народ почитал великого подвижника, прибегая к нему с просьбой предстательства перед Престолом Божиим.

Преподобный Сергий с детства стремился к знаниям, ценил ученость, а потому является покровителем всех учащихся, в том числе и семинаристов. Хочу пожелать, чтобы посвященная ему конференция прошла в нашей Коломенской духовной школе успешно, была интересна и содержательна.

Призываю на всех вас Божие благословение.

 

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

30 апреля 2014 г.