Главная > Вестник Миссионерского отдела > Участие волонтерских групп в деле окормления лечебно-профилактических учреждений. Священник Максим Цапко

Участие волонтерских групп в деле окормления лечебно-профилактических учреждений. Священник Максим Цапко

15 мая 2013

Священник Максим Цапко, Настоятель Христорождественского храма с. Мелихово

В настоящее время на территории Московской епархии в каждом благочинии, согласно указу митрополита Ювеналия, действуют группы милосердия. Нашей целью является по возможности полный охват лечебных учреждений Московской области для эффективного оказания духовной и практической помощи пациентам, находящимся на излечении. Наша деятельность не носит характер, направленный только на православных христиан, ведь Господь призывает проявлять милосердие ко всем без исключения людям. В своей Нагорной проповеди Он призывает нас любить и врагов наших — «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5.45).

Самым распространенным направлением деятельности мирян в больнице является деятельность сестры милосердия – эта помощь больным людям самая востребованная во всех отделениях, где есть такая возможность. Она должна строиться в духе Евангелия, по образцу дореволюционного опыта, планка которого была поднята святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, а также святыми великими княгинями Марией, Ольгой, Татьяной, Анастасией и самой императрицей Александрой Федоровной на огромную духовную высоту. После многолетнего перерыва этот опыт сейчас активно восстанавливается.

В Московской епархии в ряде благочиний существуют больничные храмы, устроенные еще революции. После революции в России существовало 109 общин и около 10000 сестер милосердия. Общество Красного Креста претерпело ликвидацию, признание в 1921 году и возрождение в 1925 году. В 1938 году имущество Красного Креста передано различным наркоматам. Под новыми знаменами стали появляться отряды ГСО (готов к санитарной обороне). Понимание незаменимости разрушенного породило санитарные дружины, санпосты, население обучалось элементам ухода, оказанию доврачебной помощи. Это впоследствии сыграло огромную роль в ходе Великой Отечественной войны.

Сейчас на протяжении уже многих лет восстанавливаются старые больничные храмы и повсеместно устраиваются новые. По своему расположению больничные храмы бывают двух видов – домовый и отдельно стоящий. Выбор обуславливается спецификой конкретного учреждения, контингентом пациентов, планировкой корпусов и другими факторами. Исходя из наличествующего типа храма, методы привлечения людей в группу милосердия и особенности ее функционирования могут немного отличаться.

Домовый храм

Домовый храм находится внутри больничного корпуса, и в редких случаях имеет необходимое количество помещений, если только не спроектирован при строительстве корпуса. В больнице существует особый пропускной режим и поэтому «люди с улицы» в такой храм почти не заходят. Постоянные прихожане формируются из состава персонала больницы. Пациенты и их родственники составляют периодически сменяющийся круг прихожан.

Пациенты и их родственники по ряду факторов, в том числе и психологического характера, довольно редко пополняют ряды добровольцев. В связи с этим, формирование группы милосердия происходит в основном из прихожан других храмов благочиния. Этот процесс сопровождает ряд проблем: недостаточная активность проповеди приходских священников, агитирующих прихожан пополнять ряды общества милосердия; транспортные трудности у проживающих вдалеке от больницы; наличие разных духовников у волонтеров; отсутствие знакомства людей с разных приходов между собой.

Храм на территории

Если храм стоит на территории, то почти наверняка будут появляться постоянные прихожане не из числа персонала. Вместе с формированием приходской общины, постепенно формируется и группа милосердия. Причем как показывает практика, это происходит гораздо проще и быстрее, в силу объективных причин.

Необходимо постоянно помнить основную цель пребывания сестры милосердия в больнице, наверное, можно определить ее словами из устава Марфо-Мариинской обители милосердия, которая «имеет целью трудом сестер Обители … и иными возможными способами помогать в духе православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби».

Между тем современные стандарты и юридические аспекты медицинской помощи, правила асептики и антисептики, внутренние правила лечебного учреждения накладывают на нас определенные ограничения в сфере подобной деятельности. Важен уровень подготовки и опыт каждого конкретного человека. Здесь решения должны принимать ответственные работники больницы, курирующие группу милосердия. От совокупности этих факторов зависит здоровье и безопасность как пациентов, так и самих волонтеров. Поэтому образовательные теоретические занятия по основам сестринского дела и практическое наставничество новых членов группы необходимы для успешного сотрудничества.

Залогом успешного соработничества медиков и волонтеров является именно наличие в составе персонала больницы людей, которые готовы тратить время и силы на это благое дело. И чем больше людей от санитарок до врачей и администрации больницы будут посильно участвовать в жизни группы милосердия, тем плодотворнее будет ее деятельность.

Также миряне в больнице занимаются благотворительной деятельностью – помогают подгузниками для взрослых, в которых есть постоянная потребность в большинстве отделений. Снабжают необходимыми вещами нуждающихся пациентов. По возможности оказывают социальную помощь бездомным и т.д. Мужчины из числа волонтеров особенно необходимы для помощи медсестрам в выполнении тяжелого физического труда, которого в больнице хватает.

 

Возможная стратегия помощи пациентам и родственникам на примере алкоголизма

Антиалкогольная, антинаркотическая, антитабачная деятельность среди пациентов, имеющих подобные проблемы, приносит неплохие плоды. Здесь, скорее всего, потребуется вмешательство священника. Человеку нужно обратить внимание на то, что он оказался на больничной койке именно из-за своей страсти. И если он полностью и навсегда не оставит ее, то окажется в недалеком будущем в соседнем корпусе, с названием из четырех букв. И так же будет ждать очереди на процедуру, но под названием вскрытие, которое покажет, что умер он именно от алкоголя (или наркотиков, сигарет).

Возьмем для примера алкогольную проблему, являющую собой одну из самых страшных угроз современности. Обычно в больничный храм на службу приходят родственники алкоголиков в первой-второй стадии алкоголизма. Они еще никуда не обращались за помощью, но жизнь в семье с каждым месяцем становится все более невыносимой. Жена пытается справиться с этой проблемой сама, причем почти всегда неправильно. Кроме совета терпеть и молиться, что в принципе ей и так понятно, священник может попробовать оказать реальную помощь.

Для начала борьбы, алкоголику нужно признать, что у него есть эта проблема. Но это признание случается слишком поздно – в конце второй – на третьей стадии алкоголизма, когда личность человека уже подавлена страстью, а все социальные связи порваны. Здесь, в больнице, проще работать с людьми, которым еще в наших силах помочь. Во-первых, у человека нет возможности принимать алкоголь, и через неделю ум немного проясняется, он может вас услышать. Во-вторых, человек никуда не сбежит от разговора, в-третьих, он не может отрицать проблему, потому что алкоголь, пусть и косвенно, явился причиной его нахождения в больнице.

Тут-то и можно провести беседу с этим человеком, в ходе которой ему придется признать наличие своей проблемы и выбрать счастливую и трезвую жизнь в семье. Для эффективности подобных бесед необходимо привлечь лечащего врача, родственников и друзей этого человека. Всех, чье мнение для него является авторитетным. Собрать некий консилиум. Чтобы перед лицом неопровержимых фактов (первый из которых его нахождение здесь) он не смог бы не признать имеющуюся у него проблему с алкоголем перед лицом нескольких близких ему людей. Это поможет ему в принятии решения обратиться за помощью к специалистам и остановить разрушение своей жизни и здоровья. Тут уже у священника должен иметься список адресов эффективно работающих православных обществ трезвости, который нетрудно найти в Интернете. После выписки семья, обратившись в такое общество, сможет пройти специализированные программы по избавлению от алкозависимости, родственники поймут как правильно вести себя и избавиться от созависимости.

На рассмотренном примере видно, как эффективно могут сотрудничать все заинтересованные стороны. Волонтеры из группы милосердия выявляют проблемных пациентов, первыми встречаются с родственниками и предлагают помощь. Лечащий врач помимо лечения основного заболевания получает возможность устранить его причину. Священник помимо духовного окормления и помощи родственникам пациента, оказывает действенную помощь и человеку нецерковному, который с Божией помощью, возможно, придет к вере и обретет смысл жизни. Ведь именно ощущение его отсутствия часто является причиной алкоголизма и наркомании. Человек в таком случае сознательно разрушает все вокруг и сам себя – но это очень схоже с признаками одержимости злыми духами – ведь даже слово «сатана» переводится как противник. Он ничего не может созидать, только разрушать. Поэтому без помощи Божией здесь, как, впрочем, и везде, не обойтись.

Выздоравливает человек как телесно, так и духовно, что является по-настоящему действенной помощью, и все трудятся над этим, каждый на своем фронте.

 

Создание группы милосердия в лечебно-профилактическом учреждении

Пациенты и персонал больницы должны четко определять волонтеров из группы милосердия по внешнему виду, поэтому насущной необходимостью является пошив униформы характерного покроя, создающей определенный положительный образ и формирующей доброжелательное отношение к волонтерам у окружающих. При этом и самого человека форма мотивирует к большей ответственности, помогает влиться в коллектив. Первоначальный опыт работы без униформы показал негативные стороны ее отсутствия. Также не надо забывать о таких вещах как пропускная система, места хранения вещей и отдыха. Все это создает благоприятную атмосферу и помогает людям работать. Искушений хватит и так.

Для того чтобы персонал больницы адекватно относился к волонтерам, ответственному священнику необходимо провести несколько бесед с докторами на планерках, со средним и младшим персоналом в отделениях. Стратегию лучше выработать вместе с главным врачом больницы и заведующими отделениями.

Миряне из группы милосердия должны стать активными помощникам священнику, окормляющему больницу. Они постоянно находятся в отделениях и общаются с пациентами, а потому могут узнать их потребность приступить к таинствам Церкви или побеседовать со священником. Могут помочь пациенту на сидячей каталке доехать до больничного храма на богослужение и т.п.

Миссионерская составляющая служения требует от волонтеров православного вероисповедания и знаний. Полезно периодически организовывать тематические лекции или создать курсы подготовки.

 

Основные проблемы, возникающие в процессе служения в больнице

Найти в своем сердце сочувствие чужому горю, выкроить время в напряженном жизненном ритме современного человека на помощь совершенно незнакомым людям – это уже большое дело в наше время, когда, по слову Господа, из-за умножения беззаконий иссякла любовь многих (Мф. 24:12). Но это далеко не единственное препятствие на сем тернистом пути. Ведь надо переступить через свою неуверенность и инертность, а нам в своей повседневной жизни всегда «вдруг становится страшно что-то менять» (В.Цой). Хотя глаза и сердца наши и хотят перемен к лучшему. Но пусть это сделает кто-то другой, а не я. Потрудиться во славу Божию и в помощь ближнему тоже порой не просто. Даже перестелить постель под грузной лежачей бабушкой без должного навыка – это нешуточное испытание. А при недостатке знаний, еще и проверка на прочность собственной спины. А сегодня эту бабушку еще на исследование везти! Но ведь кроме физической нагрузки есть еще и моральная – видеть боль, страдания и смерть людей, а особенно детей, чрезвычайно тяжело, особенно по началу. Не сразу приходит духовное осмысление происходящего. А еще страшно заразиться чем-нибудь «этаким» от бомжа, сохранившего на первый взгляд лишь человеческое подобие. Противно вдыхать его удушающий аромат, а ведь та недобрая медсестра еще и помыть его попросила! А что милосердного в мытье пола? Не в таком положении благородные женщины в белых фартуках, глядящие со старых фотоснимков! А эти медработники совершенно не принимают дельных советов как им стать лучше!

Понимание смысла служения придет чуть позже. Но «бурю внутрь имея помышлений сумнительных» человек находится в смятении, как праведный Иосиф Обручник. И такой пример, мы не зря имеем в тексте акафиста Пресвятой Богородице. Далее описывается, как Иосиф, припоминает слова пророка и, получая извещение от Бога, успокаивается. Так и мы должны поступать, помня слова апостола Павла о том, что «наша брань не против крови и плоти, …но против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Они то и являются причиной столь многих внутренних искушений, ибо понимают, что, оставшись, человек получит великую духовную пользу. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

В связи с этим, совершенно необходимо наличие духовника, окормляющего группу милосердия. Особенно хорошо, когда основу группы составляют прихожане больничного храма, поскольку его настоятель итак духовно будет их окормлять. В любом случае, человеку, вставшему на путь служения ближним, необходимо налаживать свою духовную жизнь, чтобы получить пользу для души и не впасть в грех.

Если попытаться составить некую классификацию проблем как внутренних, так и внешних, то получается следующая картина:

  1. Объективные – внешние, встречающиеся в процессе работы;
  2. Субъективные – межличностные отношения, внутренние искушения (уныние, лень, осуждение медицинских работников).

Межличностной проблемой, с которой сталкиваются волонтеры, может стать неприятие их персоналом отделения. У этой ситуации может быть несколько причин:

  1. Непонимание медицинскими работниками целей волонтерства. В настоящее время встречается довольно редко. В профилактических целях при организации группы милосердия в больнице, полезно провести цикл бесед на еженедельных собраниях врачей. По возможности, донести информацию до среднего и младшего медицинского персонала.
  2. Опасения по поводу возможного нанесения вреда пациентам. Здесь важно доверительное и открытое общение по всем проблемным вопросам. Иногда медики, как люди культурные и воспитанные, предпочитают не связываться и уходят в «глухую оборону», стараясь не пересекаться с волонтерами и «уберегая» от них пациентов. При поверхностном взгляде это бывает и незаметно. Возможно коллега, убедившийся на личном опыте в полезности и необходимости деятельности сестер милосердия сможет убедить сомневающихся в обратном.
  1. Межличностные отношения. Не стоит недооценивать человеческий фактор. Необходимо провести с волонтерами беседу относительно их поведения по отношению к медицинскому персоналу. Здесь нужна золотая середина между гордостью за «себя и свою замечательную группу милосердия, без которой незнамо что бы тут делали» и излишней елейностью и может быть некой наигранностью образа «сестры милосердия с картинки». Православный человек с неискаженной духовностью должен бороться со своими грехами и страстями (а не только с чужими) оставаясь при этом собой, и при том совершенно адекватным.
  2. Ущемление меркантильных интересов среднего и младшего медицинского персонала, например, снижаются суммы подарков от родственников вследствие повышения уровня ухода за пациентом по объективной причине «появившихся лишних рук», или занимается лишний шкафчик в сестринской и т.п. В таких случаях волонтерам придется потерпеть, а всей группе милосердия совместно с лояльными сотрудниками отделения обсудить, как разрешить данную проблему, не является ли она надуманной.
  3. Межрелигиозная вражда. В составе работников больницы могут быть инославные или сектанты. Последние особенно негативно настроены по отношению к православным сестрам милосердия, и могут по мере рвения и возможностей осложнять им жизнь. В этом случае необходима воля руководства больницы, чтобы призвать человека не смешивать свои личные убеждения с работой и уважать традиции нашей страны и народа.

Конечно, в этом кратком докладе не отражены многие частности, но я постарался дать некую усредненную картину. На многие подводные камни мы натыкались уже в процессе работы, и приходилось где-то учиться на своих ошибках, набираясь опыта, где-то смотреть на опыт других. Обычно вся группа милосердия функционирует по закону любого коллектива, держась на нескольких энтузиастах.

Но непоколебимыми остаются слова Христа «иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30) и, несмотря на трудности и искушения, служение ближним рождает в душе человека несказанную радость о Господе. Подаваемое человеку внутреннее утешение от Бога начинает цениться человеком больше затрачиваемых на исполнение заповеди о любви к ближним сил. Часто это служение становится для человека основанием к глубокому внутреннему преображению и серьезному духовному росту. Поэтому пользу от такого служения получают как больные в виде облегчения страданий, так и медицинские работники в виде помощи в их нелегком труде, а сами сестры милосердия могут получить за свое служение неизмеримо больше — от Бога. Главное – не искать и не ждать этого, но думать, прежде всего, о других.

Приложение. Общества трезвости

  1. Братство трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое, храм свт.Николая Чудотворца. Тел. 8-905-749-6848. Акафист и занятия 1 раз в неделю. Регулярно 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждающих от алкогольной зависимости и их родственников. Есть возможность постоянного проживания страждущих при приходе для прохождения курса реабилитации.
  2. Православный клуб трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Московская область, г.Клин, храм Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе «Демьяново», пр.Танеева, д. 15, стр. 7. Тел. 8-963-770-2961, 8-903-687-3599. Акафисты и занятия 2 раза в неделю. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа.
  3. Приходское братство трезвости «Трезвение» при храме Архангела Михаила города Талдома. Московская область, г.Талдом, пл.Карла Маркса, 8. Тел. 8-926-111-5080, 8-916-077-9089. Акафист и встречи братства еженедельно. По мере необходимости проводится 10-ти дневный курс «Уроки трезвости» для страждущих от алкогольной зависимости и их родственников. Ведется профилактическая трезвенная работа. При храме также собираются группы анонимных наркоманов, алкоголиков и их родственников.
  4. Общество трезвости святого праведного Иоанна Кронштадтского г.Егорьевск. Московская область, Егорьевский район, дер.Гридино, 155а, храм Казанской иконы Божией Матери. Тел. 8-916-901-4828. Ведется обширная профилактическая трезвенная работа. Общество окормляет реабилитационный центр «Чайка» для алкоголиков и наркоманов, работающий по системе «Монар» и принимающий лиц обоего пола в возрасте от 14 до 26 лет.
  5. Семейная община трезвости «Вера». Московская область, г.Коломна, Богоявленский храм, ул.Гончарная, 8. Тел. 8-916-600-2739. Акафист еженедельно. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников священником и православным психотерапевтом. Арт-терапия в группах.
  6. Общество трезвости «Соратник» г.Подольск. Московская область, г.Подольск, ул. Б.Серпуховская, 93, Георгиевский храм. Тел. 8-915-140-5287. По субботам после Литургии около 10:00 молебен о страждущих недугом пьянства и алкоголизма. Индивидуальное консультирование страждущих и их родственников. Терапевтические беседы с психологом. Курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости. Обеты трезвости.
  7. Семейный клуб трезвости при храме Пророка Божия Илии пос.Лесной. Московская область, Пушкинский район, пос.Лесной. Работа по методу семейных клубов трезвости, встречи клуба по субботам.
  8. Общество трезвости при Богородицерождественском храме с.Васкино. Московская область, Чеховский район, с.Васькино. Тел. 8-916-113-6881. Работа с алкоголиками.