Представляемый Вашему вниманию доклад состоит из двух основных частей:
Вторая часть доклада призвана представить проект сайта, который по задумке должен иметь действительную миссионерскую ценность, выполняя задачи частичной катехизации, эпизодической пастырской помощи, а так же защиты и восстановления православного святоотеческого учения.
Ульянов А.М. Системный администратор официального сайта Видновского благочиния
СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В ИНТЕРНЕТ. 3
ПОПЫТКА УМЕНЬШИТЬ СУБЪЕКТИВНОСТЬ. 4
Миссионерская ценность (полезность). 4
Эффективность размещения информации, имеющей действительную миссионерскую ценность. 5
1. Поиск индексированных страниц по вопросам целевой аудитории. 6
2. Поиск индексированных страниц миссионерских сайтов. 7
3. Поиск ссылок миссионерского характера на официальных ресурсах Православной церкви. 8
По вопросам целевой аудитории. 8
Паломническо – туристические сайты. 13
НЕКОТОРЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ. 16
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИССИОНЕРСКОГО САЙТА. 17
ОБ ОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА. 18
НЕ ПРЕДАВАЙТЕ СВОИХ МИССИОНЕРОВ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или «чья бы корова мычала». 19
СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В ИНТЕРНЕТ.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Представляемый Вашему вниманию доклад состоит из двух основных частей:
1. краткий обзор состояния православного миссионерского присутствия в русскоязычной зоне Интернет;
2. презентация проекта миссионерского сайта.
В первой части демонстрируется, что миссионерское присутствие православной церкви в интернет в целом является вполне неудовлетворительным, а точнее – антимиссионерским, порочащим Христа и Его Церковь (в целом – так, редчайшие исключения – не в счет).
Осознавая, что этот посыл весьма обиден и может вызвать резкое отторжение, значительное время уделено описанию методик, позволяющих произвести объективную оценку, не опускаясь до уровня «нравится — не нравится» и пиара любимых (а они у докладчика имеются) ресурсов.
Вторая часть доклада призвана представить проект сайта, который по задумке должен иметь действительную миссионерскую ценность, выполняя задачи частичной катехизации, эпизодической пастырской помощи, а так же защиты и восстановления православного святоотеческого учения.
Навряд ли этот проект сейчас полностью таков, но основная идея доклада в том и состоит, чтобы убедить слушателей в необходимости создания ресурсов именно такого рода. И еще докладчик надеется получить от присутствующих священников, поставленных начальствующими на миссионерскую деятельность, конкретную помощь в доработке представляемого сайта.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Предстоятель нашей церкви, Святейший Патриарх Кирилл, выдвинул два тезиса:
— Необходимо проводить миссионерскую деятельность среди тех, кто крещены, но не просвещены;
— Интернет является зоной особой миссионерской ответственности Русской Православной Церкви.
Апология этих двух тезисов очень привлекательна: и легка и безопасна, и можно произнести очень много умных и трогательных слов. Но производиться апология не будет, ибо тезисы чрезвычайно очевидны и беспощадно бьют в глаза, являясь ничем иным, как наблюдаемой действительностью. Один только факт, что эти тезисы озвучены на столь высоком уровне, означает, что ситуация в целом зашла столь далеко, что чревата настоящим кризисом: первый тезис на самом деле означает, что надо проводить миссионерскую деятельность среди православных («непросвещенны» – емкое понятие, непросвещенны могут быть и священники), а второй тезис следует читать так, что особенно горько с этим обстоит дело в интернет.
Но в начале необходимо сказать несколько слов общего характера, обозначить хотя бы подступы к проблемам, которые по какой-то загадочно — мистической причине никто в упор не учитывает и не замечает.
Итак, зона особой миссионерской ответственности… Что происходит в этой зоне? Как попытаться оценить состояние (т.е. количество и качество) миссионерского присутствия нашей церкви в Интернет?
Да и как вообще проводить её вообще, эту миссионерскую деятельность? Представляется, что только двумя способами. А именно: «идите и научите». То есть своим личным примером христианской жизни, а так же передачей учения о спасении. Эти два компонента должны присутствовать непременно вместе. Причем, учитывая прогрессирующее оскудение духа (которое приведет к тому, что при втором пришествии Сын Божий вряд ли найдет ли веру на земле), значение собственно учения возрастает постольку, поскольку мы с вами с каждым годом становимся все худшими и худшими христианами. Извините. Я сказал «мы с вами»? Я ошибся. Эти слова конечно не относятся к присутствующим. Это все там, там, за стенами зала и нас не касается…
Интернет является информационной средой. Выполнение миссионерской задачи наиболее естественным способом, т.е. личным примером ведения христианской жизни, является крайне затруднительным. В самом деле. Если я христианин, и у меня на работе есть сослуживцы, то день за днем, месяц за месяцем и год за годом сослуживцы каждый день со мной встречаются, хотят они того или нет, и мы проводим значительную часть своей жизни вместе. Если у меня есть сосед по лестничной клетке, он тоже будет со мной часто встречаться вне зависимости от своего на то желания. Друзья, знакомые и так далее. В условиях постоянного совместного со-существования я постепенно приобретаю возможность передавать внешним учение о спасении, подкрепляя свои слова личным поведением, какое мне по силе. Это все становится возможным, когда окружающие меня внешние люди поставлены в такие условия, в которых могут достаточно длительно наблюдать меня и мою христианскую жизнь: насколько она христианская.
Однако в Интернете никто никого в такие условия поставить не может, потому что в Интернете можно только читать (я упрощаю), а читать силой не заставишь. По крайней мере, я не слыхал о том, чтобы сборник задач Сканави, являясь просто книгой, заставил какого-нибудь нерадивого ученика читать самого себя без помощи родителей.
Если даже в Интернет эмулируется постоянное присутствие неких христиан, например, в виде постоянно обновляемой новостной ленты (я снова упрощаю, но все сводится примерно к этому: а что у нас новенького?), из которой следует, какую образцовую христианскую жизнь они ведут, то кто заставит меня эту ленту читать, ежедневно месяц за месяцем тратя свое время, которого и так не хватает? С какой стати мне должна быть интересна специфика данной социальной христианской микрогруппы, даже если я наткнусь на нее на просторах Интернета? Зачем мне сосуществовать с ней? Конечно, ресурсы такого рода могут разрабатывать разного рода «вовлекалочки» в свое постоянное чтение, вроде рецептов православной кухни или программ паломнических поездок, или ежедневно обновляемого контента. Весь вопрос в том, насколько эффективны эти приемы, чтобы удерживать внешнего человека на православном миссионерском ресурсе хотя бы пару лет, необходимых для проповеди Христа личным примером, и насколько эти приемы позволены, ибо часто они слепо копируют технологии масс-медиа, отличаясь лишь использованием околоправославной терминологии. Приемы современной журналистики слишком грязны и концентрируют на контенте внимание и заинтересованность ветхого человека. А если эта задача, задача длительного сосуществования, не выполняется, то рассматриваемый нами гипотетический ресурс, каким бы громким именем вроде «портала» он ни назывался, является ничем иным, как местом интеллигентной православной тусовки узкой замкнутой группы лиц, работающей на саму себя. Нечто вроде профессиональных революционеров или декабристов, которые страшно далеки от народа, а в нашем случае – от целевой аудитории православной миссии.
Второй способ ведения миссионерской деятельности – донесение учения о спасении. Здесь, кажется, уже немного полегче, ибо Интернет самым привычным образом используется пользователями как справочник: человек формулирует вопрос и ищет на него ответа. Остается вроде бы всего ничего: правильно предугадать вопросы (чтобы включить их в мета-теги, иначе ответы не будут найдены поисковыми машинами) и подготовить на них качественные ответы. Начать да кончить.
ПОПЫТКА УМЕНЬШИТЬ СУБЪЕКТИВНОСТЬ.
От рассуждений общего характера переходим к практике. Попытка оценки состояния православного сектора Рунета всегда чревата субъективизмом: ибо а судьи кто? – а те самые, кто это присутствие и создает. Искушение налицо. По слову Христа, как внешние узнают, что вы Мои ученики? По той любви, с которой вы общаетесь друг с другом. И уважаемые миссионерские порталы с любовью выставляют друг другу положительные оценки: ах, наш знакомый ректор вот такого-то уважаемого учебного заведения назвал Ваш ресурс самым удачным миссионерским проектом Интернета. Что Вы, что Вы! Напротив, особое миссионерское значение имеет именно ваш ресурс, и мы располагаем множеством лестных отзывов о нем. И так далее. Петушка хвалит кукуха за то, что хвалит он петушку.
Давайте попробуем посмотреть на картину миссионерского присутствия Православной Церкви в интернете глазами целевой аудитории, с той стороны прицела, со стороны людей внешних, крещеных, но не просвещенных. Я вас уверяю, что картина сразу изменится. Но сначала, ради уменьшения субъективизма оценки, попробуем найти некую меру состояния выполнения миссии в Интернет, меру хоть слегка похожую на объективную. Объективную – это такую, которая не зависит от моих убеждений и личных пристрастий. Такую меру, применив которую, другой человек пришел бы к тем же результатам.
В этих целях предлагается определить и использовать два понятия:
— миссионерской ценности контента, размещенного в Интернет;
— и понятия эффективности размещённого контента, имеющего миссионерскую ценность.
Вся последующая оценка будет проведена с точки зрения этих критериев.
Миссионерская ценность (полезность).
Рассмотрим на примере. Предположим, вопрошающий хочет узнать, какова цель христианской жизни. Это для него некий «икс». После введения в поисковой строке какой-нибудь поисковой машины соответствующего запроса, вопрошающий немедленно узнаёт, что цель христианской жизни заключается в стяжании Святаго Духа, потому что так говорит авторитетный православный святой Серафим Саровский. Но для вопрошающего, внешнего, невоцерковленного человека, преподобный Серафим не является авторитетом. Что такое (или Кто такое) Святой Дух ему тоже неясно, да и еще, оказывается, с Ним надо не что-либо сделать, а стяжать Его. Итого, у человека был один «икс», а появилось новые «игрек» и «зет». Очевидно, что подобный ответ на вопрос не обладает миссионерской ценностью, потому что он хотя и краток, и афористичен, и распространен, но совершенно непонятен. Примерно та же ситуация с вопросами о том, что особенного для человечества сделал Христос, что такое грех, зачем креститься и так далее.
Допустим, вопрошающий оказывается упорным человеком, и продолжает поиски. По прямым ссылкам на индексированные страницы он попадает в труды святых отцов, написанных на церковном языке и снабженных многочисленными ссылками на Писание и цитатами из него на церковнославянском. Эти труды содержат подлинно правильные и полные ответы на любые сотериологически важные вопросы, но абсолютно непонятны внешнему человеку. Ибо написаны в совершенно иной культурной традиции и терминологии. И дело не в качестве перевода – дело в контексте жизни святых отцов и контексте жизни современного человека.
Тогда вопрошающий пытается найти некую библиотеку, чтобы систематизировать свои знания и получить какие-то комментарии. Первое, что он видит, это рубрикатор примерно такого содержания:
— гомилетика;
— сотериология;
— экклезиология;
— патрология;
— христология;
— агиография;
— и т.д. и т.п., на самом деле приходится упрощать, ибо ситуация еще горше: рубрикаторы не блещут системностью и продуманностью, в библиотеки просто сваливаются все, что попадается по теме; многие труды отцов являются комплексными, затрагивающими все вопросы, и не поддаются классификации: а потому указываются имена авторов, говорящие вопрошающему ровно ничего.
При этом объем библиотеки составляет от многих десятков до пары тысяч работ и изданий. А в некоторых библиотеках и более, гораздо более.
Если наш гипотетический вопрошающий еще не впал в уныние, возможно, он попытается найти что-либо посовременнее, чем святые отцы, и не такое научное, как библиотека духовной школы. И, как не удивительно, этот промежуток действительно заполнен! Типичным примером для Интернета в настоящее время являются работы Владыки Антония Сурожского (Блума), протопресвитора Александра Шмемана, священника Александра Меня. Мы все знаем протяженность текстов этих уважаемых авторов, когда для того, чтобы просто уследить за мыслью, приходится прилагать немалые усилия. Воистину, не всякая птица долетит хотя бы до середины Днепра.
Говорят, что армия всегда готовится к предыдущей войне. В отношении миссионерской деятельности, основное оружие которой – слово, это означает, что используются слова для предыдущих поколений. Старые миссионерские и апологетические тексты говорят либо несовременным языком и погружены в устаревший мирской контекст, либо при всей догматической выверенности, используют совершенно непонятную религиозную терминологию.
Я мог бы дать и более развернутую характеристику, но опасаюсь, что меня забросают камнями.
А ведь Интернет уже давно не читают, его уже давно «просматривают», т.е. информации в Интернете настолько много, то чтобы достучаться до конечного потребителя, необходимо выполнять некоторые правила оформления и подачи информации, главным из которых является краткость и еще раз краткость. При нарушении этого правила, подавляющее число интернет-пользователей размещенный контент попросту не рассматривает. Любое отступления от этого правила требует резкого повышения привлекательности текста (например, публицистичности, или использования свидетельств о чудесах, рассуждений о конце света, пророчеств старцев разнообразного качества, и использование прочих сомнительных приемов).
Итак, вроде бы информация в Интернете есть, и информация верная. Но особенности представления информации таковы, что она не обладает миссионерской ценностью для внешнего вопрошающего. Или на «китайском» языке, или огромные и огромнейшие объемы, как правило, впрочем, на «китайском» языке тоже.
Эффективность размещения информации, имеющей действительную миссионерскую ценность.
Предположим, дорогие братья и сестры, что мы прослышали из источников, достойный доверия, что для нашей практической жизни было бы очень полезным знать значение постоянной Планка. Проведем мысленный эксперимент. Мы набираем в поисковике соответствующий запрос и получаем что-то подобное вот этому:
6,62*10 -34 Дж*с
6,58 мЭв*с
1,05*10 +18 Эрг*с
0,57*10 -12 Кг*м
А ведь среди этих ответов правильный присутствует. Но какова лично для Вас, каждого из сидящих в этом зале, эффективность присутствия правильного ответа, когда есть три неправильных, но выглядящих так же солидно? Возможно, Вы попытаетесь найти наиболее часто встречающийся в интернете ответ, и будете считать его верным. Во всяком случае, такое поведение будет логичным, и, наверное, наиболее распространенным. А может быть, вы попытаетесь найти авторитетный источник, не статью в Википедии, а сайт академии наук, и возьмете верное значение оттуда? Но там вы обнаружите следующее:
ћ = 1,054571628(53)*10-27 эрг*с
ћ = 6,58211899(16) * 10-16 эВ*с
И хотя оба ответа верные, просто применяются в разных условиях, а постоянная Планка здесь выражена как рационализированная постоянная Дирака, это вряд ли добавит Вам ясности по существу вопроса.
Теперь заменим вопрос на более серьезный: что для человечества сделал Христос? Это очень серьезный вопрос, крайне серьезный, имеющий решающее значение для понимания христианской веры как таковой. Мы продолжаем мысленный эксперимент. И вот, в интернете найдены следующие варианты ответов:
А. Искупил.
В. Оправдал.
С. Спас.
D. Ничего особенного.
«Мнение зала», т.е. поиск наиболее часто повторяющихся ответов, убедит Вас, что Христос нас оправдал. Ну просто потому, что по этому вопросу протестантских ответов в Интернете больше, и они понятные, в то время как почти все православные ответы, которых и так мало, не имеют миссионерской ценности. В этих условиях, крупицы миссионерски ценных верных православных ответов необходимо признать, если конечно у нас есть голова на плечах, неэффективными для целевой аудитории – внешних непросвещенных (хотя как правило крещеных и как правило в младенчестве) людей.
ПРИСТУПАЕМ К ОЦЕНКЕ.
Итак, мы обзавелись понятием миссионерской ценности, которую будем иногда называть попросту «полезностью», и понятием эффективности полезного контента.
Для собственно оценки применялись три методики.
- Поиск индексированных страниц по вопросам целевой аудитории.
Был составлен перечень из 38 (Тридцати восьми) вопросов.
- Что такое христианство?
- Цель христианской жизни?
- Что такое православие?
- Что такое рай?
- Как стать христианином?
- Что такое ад?
- Как стать православным?
- Что такое вера?
- Кто есть Бог?
- От чего мне нужно спасаться?
- Историчность Христа?
- Что такое церковь?
- Что особенного сделал Христос?
- Почему я должен отвечать за грех Адама?
- Что такое таинства?
- Что такое духовность?
- Что такое мытарства?
- Что такое соборность?
- Что такое страшный суд?
- Зачем ходить в храм?
- Что такое совесть?
- Зачем креститься?
- Что такое конец света?
- Как креститься?
- Что такое грех?
- Зачем молиться?
- Что такое страх божий?
- Как молиться?
- Что такое смирение?
- Что такое исповедь, зачем исповедаться?
- Что такое раб божий?
- Что такое причастие (евхаристия)?
- Почему именно православие?
- Зачем причащаться?
- Добро и зло?
- Я грешу помышлением (нечистые помыслы)?
- Цель жизни?
- В чем смысл жизни?
Эти вопросы не высосаны мною из пальца. Я собирал их в течение семи лет. Собирал среди пользователей русскоязычного интернета, людей, как правило, принадлежащих к технической и гуманитарной интеллигенции, служащих, продавцов, менеджеров, т.е. людей, так или иначе имеющих доступ к интернету и умеющих им пользоваться. Я имел такую возможность хотя бы потому, что в течение трех лет участвовал в интернет-форуме и был модератором: а именно в одном из светских форумов, имеющих подфорум, посвященный религии, с романтическим названием «Лбом об пол». Первый постинг в первой теме этого форума, как сейчас помню, назывался «Все беды от религии». Все посетители, кроме двоих или троих, были внешними по отношению к Церкви людьми, хотя и почти все крещеными. Можете себе представить, каково мне там было! Но вернемся к вопросам: предложенный список слегка отличается от ожидаемых с точки зрения повседневной пастырской деятельности, отличается хотя бы потому, что образованные квалифицированные пользователи Интернета (мы ведь о миссионерском присутствии именно в Интернете говорим?), отличаются от вопросов, которые могут задать бабушки на приходах (извините за гиперболу, сейчас мне важно обозначить лишь направление различия). Вместе с тем, к сожалению, ряд вопросов, имеющих важное для христианства значение, никогда не задавался, ибо целевая аудитория их просто не в состоянии сформулировать и часто не имеет о них понятия. Некоторые из таких вопросов (немного, впрочем) были добавлены в перечень силой, без учета фактической области первоначальных интересов целевой аудитории. Вспомним, что целевая аудитория – это те самые непросвещенные, интересы которых являются предметом миссионерской деятельности в интернете – нашей с вами деятельности.
Каждый вопрос набирался в поисковой машине Яндекс (был выбран как самый распространенный и дающий наилучшие результаты поиска), сортировка выбиралась по убыванию релевантности (релевантность – условный параметр поисковой системы, оценивающий соответствие ответа вопросу — на основе, как правило, количества вхождений (совпадений) слов из запроса словам из ответа), во внимание принимались первые три страницы ссылок, учитывая, что на практике пользователь редко заходит далее второй. Далее каждая из ссылок относилась к той или иной категории (ответы от светских ресурсов, оккультных, инославных, православных…). Дублирующие ссылки суммировались наравне с уникальными. Далее на основе оценки каждой ссылки определялось её миссионерская ценность, и после этого на основе общего количества ответов разных конфессий – определялась эффективность. Оценка проводилась по существу, т.е. после прочтения материала, в результате к полезным ссылкам относились иногда ответы не только с православных ресурсов, но православные по своему характеру. Например, лучшим ответом на вопрос, что такое рай и ад, является сл. буддистская притча: Однажды огромный грубый самурай пошёл к монаху-буддисту, чтобы спросить его о том, что такое рай и ад. -Mонax, -сказал он тоном человека, привыкшего к моментальному повиновению, — Расскажи мне о рае и аде. Мoнах с презрением посмотрел на него. -Учить тебя тому, что такое рай и ад? Ты грязен. От тебя несёт, как от помойки. Твой меч покрыт ржавчиной. Ты ничтожество и позоришь собой весь класс самураев. Убирайся отсюда. Я ничему не могу научить тебя! Самурай задрожал от гнева. Его лицо сначала покраснело, потом побелело. Быстро, угрожающе, он занёс меч над головой монаха, собираясь зарубить его на месте. -Вот это ад, -тихо сказал монах. Самурай был поражён и ошеломлён. Маленький монах проявил такое мужество и понимание, чтобы объяснить самураю, что такое ад! Он медленно опустил меч. Его душа наполнилась благодарностью и по причинам, которые он и сам не мог себе объяснить, его сердце стало вдруг спокойным и мирным. — А вот это рай, -мягко сказал монах. Итак, оценка полезности и эффективности проводилась с существенным анализом содержимого ссылки. Всего по этой методике было оценено 779 (Семьсот семьдесят девять) ссылок (почему не 38х30 = 1140? – некоторые ссылки были оборваны, некоторые не относились к запросу).
- Поиск индексированных страниц миссионерских сайтов.
Методика аналогична предыдущей, но в качестве поисковых запросов использовались словосочетания, имеющие в своем составе слова: миссионерский, православный, христианский, прозелитизм.
- православный миссионерский сайт
- христианский миссионерский сайт
- православная миссия
- христианская миссия
- миссия православной церкви
- миссия христианской церкви
- православный прозелитизм
- христианский прозелитизм
Как видите, для полноты картины даже прозелитизмом не побрезговал. Всего по этой методике было оценено 213 (Двести тринадцать) вхождений в различные ресурсы миссионерского характера, каждый ресурс (т.е. сайт целиком со всей своей внутренней структурой) оценивался по критериям полезности (миссионерской ценности) и эффективности.
- Поиск ссылок миссионерского характера на официальных ресурсах Православной церкви.
Было изучено 39 (Тридцать девять) официальных ресурсов, а именно, сайт Патриархии, сайт ее миссионерского отдела и отдела религиозного образования и катехизации, аналогичные три сайта Московской епархии, и 33 (Тридцать три) официальных сайта благочиний, принадлежащих Московской епархии. Имеющиеся ссылки были оценены всё по тем же критериям миссионерской ценности и эффективности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ.
Результаты оценки меня ошеломили. Уж кто-кто, а я-то (думал я) знаю истинное состояние миссионерского присутствия Православной церкви в Интернет. Но действительность превзошла все ожидания. При этом прошу принять во внимание следующее: несмотря на все предыдущие рассуждения об уменьшении субъективности, миссионерской ценности и прочая, во многих случаях по психологическим причинам объективность сохранить не удавалось: а именно, православные ссылки признавались имеющими миссионерскую ценность, когда они не то чтобы таковыми и были, а когда хотя бы имели шанс быть понятыми.
По вопросам целевой аудитории.
779 ссылок — достаточно внушительная выборка, которую на разумных основаниях можно признать реперезентативной.
Первое, что бросается в глаза, это что светские и языческие ресурсы пытаются ответить на вопросы целевой аудитории примерно с той же интенсивностью, что и ресурсы православные. Целевая аудитория пытается ответить самой себе; пытается самостоятельно найти ответы на интересующие ее вопросы. В связи с этим представляется, что вопросы для целевой подобраны достаточно верно, поскольку это как раз то, на что внешние самостоятельно ищут ответа. И это первый важный вывод, который позволяет нам с уверенностью двигаться дальше. Второй важный вывод – количество ответов православных ресурсов не превышает величину каждый пятый. Много это или мало? Это означает, что вопрошающий должен пройти пять ссылок, чтобы найти одну верную, и как-то отличить их от остальных четырех неверных. Шансы еще ниже, чем в популярной телевизионной игре «Как стать миллионером». Учитывая крайне высокую степень ответственности за вычленение правильных ответов на задаваемые вопросы, эффективность имеющихся ссылок следует признать нулевой.
Если кто с этим не согласен, предлагаю мысленный эксперимент. Вот у меня в кармане лежат ключи от машины. А вот игральная кость. Если кто-нибудь из владельцев личного автотранспорта кидает кость и не выкидывает например 6-ку, он отдает ключи от машины и её саму мне. Если выкидывает – я отдаю свои ключи. Шансы примерно те же, что и у вопрошающего. Как считает аудитория, смогу ли я среди вас найти хотя бы трех игроков, согласных на таких условиях рискнуть. А что? Господь же управит. Мы мол делаем что можем, а дальше дело Господа…
Третий вывод – малое количество ответов с русскоязычных католических ресурсов. Предлагается использовать этот факт как Богоданный нашей церкви шанс. Не стоит только затягивать: свято место пусто не бывает.
Далее, согласно правилам статистики, из всех вопросов были выбраны три, ответы на которые несут наименьшую миссионерскую ценность, и три — наибольшую. Рассмотрим.
Вот оказывается, на что мы неспособны ответить. Хоть апофатически, хоть катафотически. Далее.
Вот это уже странно. Не то что эффективных, совсем нет полезных ссылок на православные ответы о смысле жизни – а ведь с этого все и начинается. Далее.
Ноль полезных ссылок на объяснение нашего главного спасительного таинства. Это шокирует. А что же мы объясняем вопрошающим наилучшем образом?
Оказывается, зачем ходить в храм,
Как покреститься,
И почему именно православие.
ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИОНЕРЫ
НЕ ЗНАЮТ |
ЗНАЮТ
|
Кто есть Бог |
Зачем ходить в храм |
В чем смысл (цель) жизни |
Как креститься |
Что такое Евхаристия |
Почему именно православие |
Вот что, с точки зрения внешнего наблюдателя, знают и не знают православные миссионеры. Смешно, да? Обратите внимание, я не подбирал вопросы каким-либо специальным образом, чтобы сейчас посмеяться – тут строгая арифметика: три наименьших и три наибольших показателя. Хорошо хоть, что нам с вами известно, что мы на самом-то деле все это знаем, только объяснить не можем. Однако пора учиться, чтобы не выглядеть в глазах внешним анекдотическим посмешищем. И это четвертый важный вывод.
Небольшое лирическое отступление. Несмотря на весь кажущийся юмор ситуации, это ведь настоящая беда, беда! Мне сложно понять благодушное настроение нашего священства. Вот я мирянин. Если я не буду профессионально заниматься миссионерством – пред Господом мне что за это будет? А ничего будет. А вы, все вы – на то поставлены. Поставлены не только апостольской преемственностью, но и назначены к этому служению священноначалием.
По миссионерским сайтам.
Сайты для миссионеров.
На этих сайтах какие-то странные люди обмениваются своим миссионерским опытом, рассказывают друг другу, кто куда съездил, какое количество народа вовлек в свои мероприятия и как все это здорово, публикуют отчеты о епархиальных миссиях и так далее.
Навигационные панели этих сайтов примерно таковы: Миссионерская школа, Устав миссионера, Миссионерские новости, Библиотека (со ссылками на какие-то длинные специфические труды, где священство азартно убеждает друг друга в необходимости и возможности миссии в современных условиях, обильно снабжая друг друга материалами пространного и пространнейшего исторического и методологического свойства), Фотогалерея … и прочее тому подобное.
Но на вопросы, которые интересуют целевую аудиторию, ответа не находится. Собственно, даже сами вопросы и не ставятся. Мой друг, программист, кратко охарактеризовал эти сайты емкой фразой «с кадилом по Ангаре». Я прошу простить моему другу незнание тех трудностей и лишений, которые испытывают священники-миссионеры, добираясь по рекам до глухих Сибирских мест, где люди годами и десятилетиями не видят священника и не принимают спасительных таинств. Однако впечатление от сайтов для миссионеров для внешнего по отношению к церкви человека именно таково.
Паломническо – туристические сайты.
Вариант сайтов туристических агентств, только для необеспеченных групп населения и в непонятные отдаленные места, ладно хоть природа там хорошая. Посетители этих сайтов делятся между собой, кто как съездил и чего увидел, как лучше добраться, приводят фотографии мест, которые они почитают за святые. Но для целевой аудитории эти места святынями не являются, что целевой аудитории делать на этих сайтах? Разве что рассматривать многочисленные фото, на которых в унизительных позах кланяются кому-то и зачем-то множество людей. И это – миссия в интернет?
Миссионерские сайты.
Вот, наконец-то! Сайты, обращенные ко мне, ищущему и вопрощающему! Но странно обращенные. Апологетические страницы либо поражают своей невнятностью, несвязностью и убогостью, эпизодичностью представленной проблематики, отсутствием единой продуманной линии, необходимо ведущей от начала к концу. Либо это ссылки на множество древних и не очень авторов, содержащие обширные тексты, написанные с использованием совершенно незнакомой терминологии. Эти сайты, вместо четкого и краткого ответа на интересующие меня вопросы, предлагают или изучение обширного чужого материала, или многолетнюю религиозную практику. Но дело-то все в том, что я не хочу бросаться в воду, не зная броду! А описание брода дано либо неудовлетворительно-громоздкое, либо на китайском языке. Это внушает определенные сомнения, от которых трудно отказаться.
Интересно выглядит и общая картина.
Оценено 213 ссылок на различные миссионерские ресурсы. Кажется, процент православных из них весьма и весьма неплох – более половины.
Однако полезных из них набирается менее пяти процентов. Много это или мало? Это означает, что вопрошающий должен пройти 21 ссылку, чтобы найти одну из них, имеющую для него ценность. Как он отличит эту ссылку от остальных двадцати – одному Богу известно.
Практическая миссионерская эффективность миссионерских сайтов – несомненный ноль.
По официальным ресурсам.
В основном это сайты организационно — информационного и краеведческого характера, носящие характер официальных представительств в интернете церковных структур того или иного уровня. На 26 из 39 оцениваемых официальных ресурсах присутствуют ссылки миссионерского характера, но очень скромные, например «библиотека». О наполненности этих ссылок я скажу ниже. На 13 же сайтах таких ссылок не предусмотрено вовсе. Давайте вдумаемся в этот факт: уважаемые официальные ресурсы даже не предполагают дать своему посетителю возможность перейти на ресурсы или подресурсы, содержащие ответы на вопросы целевой аудитории. Это, по меньшей мере, как-то неожиданно.
Рассмотрим качество ссылок по существу.
26 ссылок принимаем за 100%. Количество полезных из них составляет 7 процентов с небольшим. Много это или мало? Это означает, что пройдя по 14-ти ссылкам, вопрошающий найдет для себя что-то ценное только лишь в одной из них. При таких условиях практическая эффективность рассматриваемых ссылок безусловно ноль.
НЕКОТОРЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ.
Чего только не найдешь в Интернет под маркой «седлано в православии». Неловко приводить негативные примеры, но они очень выразительны и существование их недопустимо.
По словосочетанию «православный миссионерский сайт» был найден удивительный во всех отношениях ресурс, и немаленький, под названием «Демоны среди нас».
Не Христос среди нас, а демоны. Ресурс содержит библиотеку на ~500 наименований, аудио и видеозаписи отчиток. При этом доменное имя сайта «Демоны среди нас» звучит как БогИстина.ру.
Ресурс миссия.ортодокси.ру содержит вредоносный код и блокируется браузерами, файерволами и поисковыми системами; в Белгородской ДС раздел «библиотека» предусмотрен, но полностью пуст, издание «Миссионерское обозрение» имеет формат zip, то есть не может быть просмотрен браузером, а надо скачать файл, разархивировать, и потом просматривать его в текстовом режиме: и все для того только, чтобы убедиться, что это издание для миссионеров, а не для паствы, при этом самое свежее обозрение – трехлетней давности. Сайт Свято-филаретовского института: декларированы огласительные беседы, но до них добраться не удалось, зато на первых страницах размещены статьи свящ. Георгия Кочеткова; Православный молодежный портал Беларуси — Православный миссионерский форум http://missija.flyfolder.ru/ Форум великолепно структурирован и в этом смысле с него стоит взять пример, но содержит потоки нецензурной брани, взаимных обличений в гордыне, насмешек и оскорблений разной степени тяжести. И это называется миссионерским присутствием православия в Интернете? Одновременно, имеется много великолепно подобранных миссионерских и катехизаторских материалов катакомбной русской православной церкви, и еще какой-то церкви Божией Матери. Выглядят эти сайты – внешне – 100% православными. Своими глазами видел поучения вполне православного ресурса как надо молиться: а именно на молитве опускать ум в сердце, на уровень на два пальца выше левого соска – и это несмотря на категорический запрет святых отцов новоначальным «искать место сердечное» (а мы все новоначальные, а не только целевая аудитория, среди которой мы самонадеянно хотим выполнять миссию). Сайт Павлопосадского благочиния не отображается, возвращает ошибку 404. Сайт Подольского округа – истек срок регистрации домена и доменное имя официального церковного ресурса возвращено в свободный оборот имен. Сайт Шаховского округа построен на движке uCoz и содержит стандартные средства «раскрутки», такие как реклама и ссылки на популярные программы. Среди таких ссылок на «программы для всех» содержится ссылка на игру эротического характера Sexanoid 2. То есть на ресурс, предоставляющий эту игру, с официального церковного сайта можно попасть одним щелчком мыши. Именно одним. По соображениям нравственного характера скриншоты игры не приводятся, хотя искушение было огромным – уж больно показательно…
ВЫВОДЫ.
Современный православный рунет с точки зрения миссионерского присутствия представляет собой грандиозную свалку. Можно ли на свалке найти что-нибудь полезное? Наверное, можно, и даже почти наверняка. Например, в детстве, когда я был маленьким, мы с друзьями очень любили совершать набеги на городскую свалку (я в Луховицах в то время жил), куда мусор со всего луховицкого района свозили грузовиками. Мы всегда находили там множество полезных вещей (сломанные радиоприемники и телевизоры, интересные книги без обложки, старые механические арифмометры в хорошем состоянии и т.д.) и даже один раз собрали из найденных на свалке деталей действующий велосипед. Правда, тот велосипед долго не проездил… Но несмотря на очевидную полезность и ценность городской свалки, наши родители почему-то категорически запрещали нам туда ездить: можно было пораниться, провалиться в груду ветхого мусора, заразиться столбняком, ботулизмом, в конце концов перемазаться так, что потом неделю не отмоешься и одежду придется выбрасывать. Ну никак наши родители не хотели признавать ценность и эффективность городской свалки, а почему – до сих пор ума не приложу…
Над руинами виртуальной свалки грандиозными сверкающими столпами возвышаются официальные ресурсы организационного и информационно-краеведческого характера, не имеющие миссионерской ценности, а местами – уютные и хорошо обставленные островки замкнутых групп православных тусовщиков.
Имеющиеся поистине бесценные образцы миссионерской деятельности в информационном пространстве погребены подо всем этим великолепием.
Вспоминаем главную заповедь миссионера – «не навреди». Вот так она «исполняется» нашими трудами?! Единственные ресурсы, исполняющие эту заповедь, это сайты патриархии и епархий, потому что они ссылок на «миссионерские» (в ааагромных кавычках) ресурсы не содержат. А не содержат – потому что мы с вами этих ресурсов для священноначалия не подготовили. В этом и состоит наша задача:
- подготовить ресурсы, отвечающие вопросам целевой аудитории; эти вопросы мы уже рассмотрели и убедились в их практически достаточной адекватности интересам вопрошающих;
- обеспечить пассивное индексирование страниц православных сайтов (раскрутка любого рода запрещена, имеется ввиду тщательный выбор ключевых слов для описания в тегах типа <meta-keywords>, обеспечение полного совпадения информации в тэге <title> и первого тэга на странице <h1>, а так же регистрация описания сайта слово в слово из <meta-keywords> в каждой русскоязычной поисковой машине, если нужно, постраничная регистрация в Яндексе, Гугле и Рамблере, создание в корневых каталогах сайтов специальных файлов, управляющих процессом индексирования поисковых роботов: а для всего для этого надо знать побольше, чем знает пользователь универсального движка управления контентом – как эти движки себя напыщенно величают);
- включение в официальные церковные сайты ссылок на подготовленные таким образом ресурсы, имеющие действительную миссионерскую ценность.
По силам это нам? Считаю, что вполне.
Но на сегодня мы имеем сверхудручающую общую картину миссионерского присутствия Православной церкви в зоне её особой миссионерской ответственности – в сети Интернет, с точки зрения осуществления миссии среди тех, кто крещен, но непросвещен.На этом первая часть доклада завершена. Пожалуйста, простите мне сказанное. Говоря это, я стыдом покрываю лицо свое, ибо сам есть и наг и нищ и убог.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИССИОНЕРСКОГО САЙТА.
И после такого мощного вступления докладчик дерзает представить на рассмотрение почтеннейшей публике какую-то свою работу? Думается, он очень рискует, этот докладчик. Столько нас критиковал, костерил по поводу и без повода, а ну-ка, ну-ка, что у тебя там у самого, иди сюда голубчик, вот и настала наша очередь! Чтобы остаться целеньким, ты должен теперь нам представить работу не хуже «Лествицы» преп. Иоанна, но: на современном языке, имеющую миссионерскую ценность, эффективность, и так деле, что там у тебя еще было…
Концепция сайта.
Целевая аудитория сайта: крещены, но не просвещены.
1. Миссионерская часть.
Цель: привести человека в церковную ограду.
Имеет в основном апологетический характер. Стремится разрушить мифы о вере и церкви, содержит минимальный ликбез.
Подразделы: 1.1. Отвергающим. 1.2. Сомневающимся. 1.3. Ликбез. 1.4. Заблуждения.
2. Пастырская часть.
Цель: сотериологическая, чтобы человек не только пришел в Церковь, но и остался в ней, и был не номинальным, а действительным ее членом.
Отвечает на вопрос «что мне делать» на самых распространенных (т.е. начальных) ступенях духовной жизни.
Подразделы:
2.1. Оглашенным. 2.2. Новоначальным. 2.3. Успокоившимся. 2.4. Воинам христа. (имеются ввиду миряне)
3. Богомыслие (более точный термин по сравнению с лат. «теология»).
Цель: восстановление и защита святоотеческого православного учения.
Частично выполняет задачи катехизации. Не имеет разделения по этапам духовной жизни.
Выглядит как неожиданные ответы на особенно острые вопросы богословия.
Общие требования к размещаемым материалам:
1. Современный язык настолько, насколько возможно его применение без существенного искажения учения и традиции.
2. Объем статей по возможности один-два экрана, максимум пять-шесть экранов. Возможны расширенные пояснения, которые прячутся в гиперссылках вида «подробнее об этом >>».
3. Отсутствие елейности в тоне.
4. Отсутствие схоластической мертвечины.
5. Отсутствие насмешек, ёрничания и раздражения на бестолковых неофитов или настырных вопрошающих.
6. Первенство принципа икономии.
7. Догматическая и каноническая выверенность.
Докладчик готов биться за назначение и структуру сайта даже и до смерти, но не уступит ни пяди. То же самое относится и к большинству подготовленных материалов.
Итак, приступаем:
- Переход на www.missionary.su;
- Демонстрация навигационной панели, структуры сайта;
- Пояснение о важности благословения священноначалия – авторитет для внешних, обозначение принадлежности;
- Демонстрация карты сайта, разъяснение условных обозначений:
- Лампочка – статья почти готова;
- Зеленый карандашик – докладчик готов написать статью сам;
- Желтый карандашик – докладчик вопиет о помощи к практикующим пастырям или к богословам с образованием;
- Знак «стоп» — докладчик считает возможным публикацию без помеченных этим значком статей, но без них сайт останется неполноценным;
- Апология отсутствия новостной ленты и прочих «вовлекалочек».
- Подробное разъяснение, как именно допустимо быть «всем для всех» на примере цепочки «однотемных», но разноуровневых статей:
- Причащайся;
- Будь причастен Богу, или еще раз о Евхаристии;
- Что особенного для меня сделал Христос.
- Демонстрация материала для скачивания, апология его небольшого количества и хорошего качества.
- Просьба к присутствующим о помощи в доделке сайта, а именно и срочно сейчас – статью о православном святоотеческом учении об относительной сотериологической ценности Ветхого и Нового Заветов;
- Окончание демонстрации, выражение сожаления, что нет возможности рассказать о нем подробнее из-за регламента, просьба обращаться с предложениями о дополнениях и оказании текстологической помощи по адресу ulyanoff@missionary.ru, ulyanoff@rambler.ru, ulyanoff@hramvidnoe.ru;
- Призыв размещать ссылки, если кто-то после изучения сайта сочтет это возможным.
ОБ ОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА.
Все мы знаем русскую пословицу «будь что будет». Но всем ли известно, что эта пословица перекочевала к нам из Франции, по пути почему-то потеряв свою первую часть? В исходном варианте пословица звучит так: «делай, что должно, и будь что будет».
Используя современный язык, миссионеру очень соблазнительно быть «всем для всех», и на эти слова часто ссылаются. Чаще, чем хотелось бы, особенно учитывая, что апостола Павла сократили подобно французской пословице, и никогда не вспоминают, что «быть всем» для всех дозволено лишь тем, кому «дана милость быть верным Богу»: как получивший от Господа милость быть [Ему] верным… для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. А мы порой сломя голову бросаемся: для иудеев быть как иудей (это мы завсегда готовы – с облегчением и радостью, ибо безопасно); для подзаконных быть как подзаконный; для чуждых закона — как чуждый закона; для немощных быть как немощный (это тоже завсегда, почему бы не помиссионерствовать за бутылочкой?), и все это мы делаем, не думая о себе – а получили ли мы милость от Господа быть Ему верными?
НЕ ПРЕДАВАЙТЕ СВОИХ МИССИОНЕРОВ.
Миссионер находится на переднем крае, очень часто на самой границе между Церковью и миром, и еще чаще за этой границей. Миссионер вынужден общаться на языке своей аудитории, неприспособленном для выражения истин веры. Поэтому миссионера легко подловить на неточном высказывании и обвинить в неканоничности, недогматичности и отступлении от традиции, Писания, Предания и самого православия. Не надо этого делать, не вонзайте в спину нож тому, кто на фронте находится впереди вас.
Кроме того, миссионер постепенно и незаметно для себя может заболеть теми же болезнями, что «болеет» его целевая аудитория. Это не повод, чтобы объявлять его врагом, а повод, чтобы дать отдых от миссионерской деятельности, предоставить время, за которое Церковь сможет вылечить пострадавшего миссионера, и вылечить любовью.
Миссионер должен чувствовать за своей спиной могучую поддержку Церкви, ради которой он идет на свое опасное для духовной жизни и собственного спасения служение. Миссионер только тогда спокоен, когда имеет возможность опереться, возможность возвратиться в любой момент в тыл и отдохнуть, а вовсе не опасность недоброжелательства, скрытого или явного, обвинений и скандалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, или «чья бы корова мычала».
Все затронутые в докладе вопросы сводятся в конце концов к вопросам ведения правильной духовной жизни. Это всегда деликатные и порой трудно определяемые вопросы, о которых говорить не принято. В духовных школах этому не учат. А если поднять эти проблемы на щит и попытаться добиться в них правды, в ответ обычно слышишь: «нашелся еще духовный тут».
Но разве то обстоятельство, что я нахожусь в болоте своих греховных страстей по самое горло, может мне помешать кричать остальным «не ходи сюда, не приближайся, иначе погибнешь»?!
Не бойтесь, только веруйте. Верьте и своему Патриарху: ведь это он поставил вопросы «миссии после миссии» в повестку дня, ведь это Предстоятель нашей Церкви признал фактическую скудость не только миссии, но и духовной жизни.
Но если кто-нибудь, а таких всегда найдется достаточно, попытается заградить вам уста (я обращаюсь сейчас к тем, сердце которых желает спасения еще и ближнему, а не только самому себе), прошу вас, вспомните тогда сегодняшний день в Видновском благочинии.
Доклад окончен, прошу задавать вопросы.
Вопрос: Как Вы считаете, каковы должны быть силы и средства, штат и финансирование поддержки разнообразных ресурсов, чтобы «подавить» неправославные сайты и обеспечить эффективность?
Ответ: 100% эффективность никогда достигнута не будет, во всей России просто-напросто нет столько денег. Неправославных сайтов бесконечно больше, и у нас никогда не хватит сил, чтобы их «перекричать». Но это только в том случае, если мы будем сражаться на их поле. Но надо же действовать тоньше, надо сражаться на своем, а именно в поле интересов целевой аудитории, отвечая на востребованные ею вопросы. Я их уже приводил. Давайте взглянем на гистограмму миссионерского присутствия еще раз – она составлялась как раз по означенным вопросам.
Теперь представьте, что все православные ответы будут полезными, т.е. будут обладать действительной миссионерской ценностью. Это означает, что столбик зеленого цвета будет равен столбику цвета желтого. А это уже 36.3 процента, т.е. больше, чем присутствие любой другой конфессии по интересующим нас вопросам. В этом смысле православие уже всех подавило на настоящий момент, взгляните на диаграмму, но с учетом фактического размера зеленого столбика, подавило своей безграмотностью и косноязычием.
Нам надо работать в своей области. Например, мы никогда не сможем в интернет соперничать с инославными в вопросах освещения социальной деятельности. Ибо протестанты только ею и занимаются, а за последние десятилетия чудовищная по своим размерам, мощи и численности католическая машина завершила свою переориентацию на социальную деятельность. Я не говорю, что социальная деятельность не важна. Человека действительно надо обуть, одеть, дать ему кров, чтобы было где «главу подклонити», накормить в конце концов. Но это все забота о теле, это забота социального работника соответствующего государственного департамента, а не миссионера. Неужели церкви не будет дозволено позаботиться о душе? Кому-то ведь надо это делать.
Вспомните евангельские эпизоды с насыщением тысяч людей четырьмя-пятью хлебами. Вспомните, как после этого восторженные толпы хотели сделать Христа своим царем, и как Он убегал от них. Если мы будем держать курс на то, чтобы сравняться с инославными и даже подавить их на поле социальной деятельности, Христос точно так же убежит и от нас, сколько бы мы не надеялись, что Он посреди нас.