Главная > Материалы > Теория миссии > Какой должна быть церковная миссия в современном мире?
gorod

Какой должна быть церковная миссия в современном мире?

23 июня 2009

gorod Этот вопрос мне не раз пришлось слышать в последние месяцы. От священников и мирян, разумеется. В первую очередь именно их волнует стратегия и тактика миссионерской работы, и волнует все глубже. Может быть это связанно с тем пристальным и требовательным вниманием к миссионерству, которое появляется вполне естественно при новом Предстоятеле нашей Церкви, Святейшем Патриархе Кирилле. Но ведь и Патриарх, подчеркивая первостепенную важность миссионерской деятельности и подавая пример ее успешного осуществления, исходит, если позволено будет сказать, не из своих субъективных предпочтений, а отвечает на объективные вызовы современности.

Современный мир очень живой, бурлящий, многоплановый и все, что в нем совершается, совершается с возрастающей скоростью. Поэтому он, этот мир, обуревает церковь, свистит и воет, бьется об нее, как волны об утес. Пенными языками силится достать до вершин. Брызги в окна влетают. И мы в Церковь промокшие вбегаем, просоленные мирской стихией.

Это не означает, что на возрастающие темпы и сумятицу современных вызовов нам следует отвечать с такой же быстротой и так же, что тогда станет неизбежным, суетливо и поверхностно.

Церковь — это дело Божие на земле, это, в таинственном, то есть не видимом глазами, плане, присутствие Божие среди людей, в мире. Бог пришел в мир, Христос вочеловечился, чтобы мир спасти от болезни и смерти, от небытия; как Он мог это сделать? Выступив с проповедью, призвав людей к общению с Ним. И вот христиане, собранные вместе ради Христа, знаменуют пребывание Бога среди них и в них, но само это соединение христиан обращено к людям, которые еще не разглядели протянутой им Христовой руки.

Поэтому миссия — это равновесие. Она должна быть, сегодня как никогда (или нам так кажется, в виду неустранимого хронологического провинциализма), должна быть сбалансированной. С одной стороны, на одном конце коромысла, перед нами задача находить общий язык с миром, быть понятными, касаться сердец, подыскивать новые слова для неизменного в сути, или, точнее, непеременчивого содержания. Благая весть и есть Благая весть на все времена, до скончания века. Потому что это Благовестие (дословно — Евангелие), оно все о Том, Кто вчера и сегодня, Тот же и во веки. И в минувшие столетия, и на всех континентах, и в условиях самых разных культур и цивилизаций, Церковь говорила о Христе и ее слышали и слушались. Апостол Павел, величайший миссионер, образец и пример высокоталантливого, творческого и смелого благовестника, из глубины времен, как бы предвидя будущее, увещевает не только своих современников, но и нас через них, внимать проповедникам слова Божия и подражать вере их. Почему? Потому что они дарят нам вечное. «Иисус Христос, — пишет апостол, — вчера и сегодня и во веки Тот же.» Миссия призывает нас к вечному Богу.

Отсюда на другой стороне, на другом полюсе — неизменность идей, истин, возвещаемых слушающим. Новаторство, творчество, смелость, поиск и использование новых форм необходимы. Но! Нужно благоговейно, бережно, с трепетной любовью подходить к тем сокровищам, о которых должны рассказать и, в итоге, которые должны преподать, чтобы, в идеале, мир ими жил, вкушал их, питался ими. Опасность профанации веры, учения веры, и опасность ленивой самоуспокоенности, безразличия, омертвелости. Сегодня считают, что вторая опасность сильнее. Может быть.

В любом случае, хотелось бы отослать заинтересованных в успехе миссии людей к двум недавним выступлениям Святейшего Патриарха. Первое прозвучало в Туле, при посещении Святейшим этого древнего города и Тульской епархии. В нем как раз шла речь о задачах духовенства, мирян, о необходимости поднять себя, потрудиться, возвысить голос. А второе замечательно тем, что являет собой пример того, как можно было бы, каждому в свою меру, пусть без размаха и не блестяще, но от всей души проповедовать христианство. В ледовом дворце Санкт-Петербурга студенты северной столицы слушали, без всяких преувеличений затаив дыхание, с широко раскрытыми глазами, слово Архипастыря. Достаточно было просто взглянуть на их лица. Такое не синсценируешь! Чтобы не фильм, не хороший спектакль, чтобы речь..! слушать так внимательно — впитывать слова… Дай Бог, чтобы миссионеров становилось больше. Или чтобы те, кто имеет такие таланты, умножали их и совершенствовали.

И вот тут-то и не отвлеченным звучит пожелание идти между двумя полюсами: бегать, с одной стороны, дешевой популярности, а с другой стороны — заунывного, притворного и какого-то ритуально-беззубого вещания, «от которого, — как выразился однажды известный ученый-пушкинист В. С. Непомнящий, — молоко киснет». А пересказывать Евангельский отрывок и ездить по ушам прописными, шаблонными истинами — ну сил нет никаких это выслушивать! О, эти сладчайшие интонации! Вам не приходилось утешаться такими призывами: «Вот и мы, братья и сестры, должны непоколебимо веровать…»? Хотя бы примерчик какой-нибудь неожиданный потрудился бы найти. И тогда действительно, кто-то захотел бы стать нашим должником, а без труда, вложенного в проповедь, в выступление, в общение, в статью, в урок — долгов не образуется, никто не захочет продолжать общаться.

Выпускать какую-нибудь гладкую, зато нерискованную православную газету, или отснять ролик с новостями, видеоотчет о триумфальных достижениях Православия легче, чем расшевелить людей, заставить задуматься. Но и опаснее, конечно. Как бы чего не вышло! И ничего не вышло.

Безусловно, не надо нарываться, ломать дрова и провоцировать. Тем более специально. Но и бояться всяких непредвиденных реакций не стоит. Вот высказался архиепископ Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, о Сталине. О том, что он виновен в миллионах загубленных жизней, что он — кровавый тиран, подобный Гитлеру. Что Бутовский полигон под Москвой и Освенцим или Бухенвальд — это страшные явления современной истории, стоящие в одном ряду. Что жертвы сталинских лагерей и жертвы Великой Отечественной войны сопоставимы, но о первых говорят редко.

Кстати, 16 мая сего года в Коломне прошла первая научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры и празднику славянских просветителей равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий очень удачно выстроил программу конференции, продуманно и красноречиво. Получилась яркая и многокрасочная историческая панорама. Был доклад о древней Коломне; о берестяных свитках как источниках исторических сведений; о выдающихся миссионерах прошлого. Речь шла и о новомучениках, о священниках, пострадавших в годы сталинских репрессий. И ведущий конференции, ректор Коломенского гос. педагогического института профессор Алексей Борисович Мазуров совершенно точно заметил, что у нас сейчас, в стране, как-то предпочитают не говорить, не касаться этой темы. Она непопулярна. И как показывает реакция на слова Владыки Илариона, будит страсти. Часть людей с жаром соглашаются с оценкой иерарха, но часть с раздражением и, выражу свое личное впечатление, мимо цели, не по существу вопроса противоречат, ехидничают и прочее. Миллионы людей погибли, семьи изувечены, уклад жизни разорен… да один этот бульдозер, что разравнивал горы трупов перед следующей волной расстреливаемых, да одни эти бесчеловечные средневековые пытки на Лубянке чего стоят! А они, эти писатели живых журналов (интернет дневники, блоги), придираются к словам, обсуждают обороты, взвешивают, как будто на весах, количество жертв большевистского и фашистского террора. Сравним ли Сталин с Гитлером, или не сравним? Да, у этого безобразия есть оттенки… Подробности морального уродства.

Но очень хорошо, что человек, занимающий высокое положение в Церкви, заметный для широкой общественности, так прямо и ясно говорит о проблемах, которыми мы все не переболели еще, слава Богу. Еще болит! Пепел Клааса стучит в моем сердце. Пепел Гулага. У меня всегда, на всех митингах, посвященных празднику Победы 9 мая, куда меня приглашают как священника, возникает чувство долга и вины перед теми, кого мы совсем не чествуем, кому митингов не посвящаем, о которых ни гу-гу. Ну написал Солженицын «Архипелаг Гулаг», ну и ладно. Вот недавно даже реабилитировала Прокуратура Российской Федерации членов семьи Романовых, то есть императорскую семью, расстрелянную в июле 1918 года в Екатеринбурге.

Странная вещь, закон. Он, наверное, у юристов и политиков вызывает такие же нежные чувства, как детали двигателя у слесаря-механика. Законопроизводство должно состояться , механизм включен. Прозвучал приговор — на мой личный взгляд, над которым юрист ухмыльнется, приговор бандитов — приведен в исполнение, и если история повернулась как-то иначе, то отменить его надо по всей форме. С просьбой о реабилитации царевича Алексия, старшего сына Петра 1-го, к кому следует обращаться? Россия царственным мученикам молится, но, оказывается, они в России числились еще вчера преступниками.

Кто-то, может быть, заметит, что я далеко отошел от темы миссии. Нет, это я все о постановке вопросов. О том, что смелость должна уравновешиваться осведомленностью, культурой, творческим началом и неприятием стереотипов, пошлости. Смелость необходима, но, желательно быть ей взвешенной.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова весьма смелые, честные, что называется — принципиальные, но они, в самом лучшем смысле слова — очень церковные, глубокие. На мой взгляд, они являют собой образец счастливого соединения современного языка, доступной и близкой нашему современнику речи и основательного, вдумчивого объяснения истин веры, Евангелия. Проникновения в них проповедника. Случай, увы, не очень частый. Но не в статистике дело.

К сильным проповедникам-миссионерам и вообще к миссионерам-практикам Русской Православной Церкви, помимо названных в этих заметках, следует добавить еще А. И. Осипова, профессора МДА. А также протоиереев Владимира Воробьева и Аркадия Шатова; архимандрита Тихона Шевкунова; священника Даниила Сысоева. В Московской епархии РПЦ, то есть в Московской области, есть ряд выдающихся священников, которым удается слова сочетать с делами, у которых и школы, и приюты, и проповеди, и выступления. И время находится, и Бог силы дает. Кого вспомнить? Пожалуй, в первую очередь, протоиереев Валериана Кречетова, Константина Островского, Дмитрия Оловянникова, священника Александра Сербского, протоиереев Николая Погребняка, Николая Качанкина, Михаила Ялова, Вячеслава Резникова, Леонида Царевского, Владимира Андреева. Жатвы много, но и делатели, по зову Божию, поднимаются.

Протоиерей Павел Карташев,
председатель Миссионерского
отдела Московской епархии.