Главная > Без рубрики > О посте Петровском и о посте вообще
Peter-and-Paul2

О посте Петровском и о посте вообще

26 июня 2009

Peter-and-Paul2

Идет Петровский пост. Он начался 15 июня и продлится до 12 июня, до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот день апостолов — цель поста. К нему движутся постящиеся, то есть христиане, решившие ознаменовать месяц перед праздником «воздержанием от скоромной пищи и от суетных наслаждений» — так объясняется слово «пост» в Толковом словаре живого Великорусского языка Владимира Даля.

У Даля же, как правило, находим и целую россыпь драгоценных пословиц, которые высвечивают с разных сторон то или иное понятие, и углубляют понимание его смысла. Вот что касается поста: «С поста не мрут, а с обжорства дохнут»; «Все посты постимся, а никуда не годимся!»; «Кто все четыре поста постится, за того все четыре Евангелиста», и т.п.

В Этимологическом словаре Макса Фасмера славянское «п о с т ъ» производится от древне-верхне-немецкого «festi», что означает «крепкий».

В общем, и для поста нужна крепость, прежде всего духовная решимость, целеустремленность, отсутствие расслабленности, и сам пост, вопреки некоторым светским мнениям, укрепляет человека.

И если доктора не советуют строго поститься, и объективно, по состоянию здоровья, трудно соблюдать все правила воздержания в питании, то воздерживаться душевно, ограждать себя от информации и увеселений, которые прямо вредят душе или так её развлекают, что она потом никак не может собраться, никто не мешает. Не может трудиться тело, плоть, но может трудиться душа. И пусть трудится, то есть крепнет, постится. Но весь вопрос, и главный — для чего?

Апостолы постились, чтобы отринуть суету, сосредоточиться и выйти на великий труд основания Церквей, проповеди Христа распятого и воскресшего. Постились перед проповедью Царства Божиего. Постятся христиане перед Успением Пресвятой Богородицы, перед встречей Христа рождающегося, перед Светлым Христовым Воскресением.

В первоначальной Церкви посты завершались массовым крещением, принятием в общины новых христиан. Время поста верные и те, кто готовились ими стать, проводили в посте и воздержании, чтобы праздник Пасхи, или Рождества, или апостолов был отмечен и особым праздником — обновления и расширения, укрепления Церкви.

«Пост не мост, можно и объехать», — говорит пословица. Так-то оно так, но по мосту и проще, и быстрее, и суше, а во всём себе потакать, ни в чём не отказывать — себя же и окрадешь, в итоге жизни.

{jcomments on}