В официальных документах Церкви немало говорится о молодежной политике, молодежи посвящаются конференции и круглые столы, однако сказать, что молодые люди после всего этого толпою бегут в храмы, мы никак не можем. В чем же дело? И говорит ли это о каких-то серьезных промахах Церкви в отношении к молодым?
1. Молодые люди часто сетуют на то, что их в Церкви никто не ждет. С одной стороны, может показаться, что это так. И правда, подчас пожилые прихожане не только не рады приходу молодежи в храм, но даже как-то особенно раздражаются на ни в чем не повинных юношей и девушек, если те не вписываются в некий «православный стандарт». Однако, в современной церковной среде уже и так немало молодежи, и вот эта, воцерковленная молодежь, будет, конечно, рада появлению в храме своих сверстников. Как правило, рады бывают и священнослужители, а это уже полдела. Но кроме всего того, как не сказать, что в Церкви (в каждой!) молодых людей ждет сам Господь Иисус Христос, и это – самое главное.
2. Религиозные поиски человека начинаются, как правило, именно в молодом возрасте. Студенческая среда, взросление, постижение новых наук, — все это только способствует пробуждению жажды духовной жизни. Коренные вопросы бытия мы начинаем задавать себе в 15 – 20 лет, и это время – самое благоприятное для обучения. Ведь духовная жизнь требует от нас известной внутренней, в том числе и интеллектуальной, дисциплины, требует многих познаний. Источник этих духовных познаний, в самом широком смысле слова, — это Церковь. Ее можно было бы уподобить колодцу: снаружи – ничего особенного, так, домик, зато внутри – глубина и неиссякаемый источник живой воды. Так что же делать молодежи в Церкви? А как и везде – учиться.
3. Не секрет, что церковная жизнь в годы гонений на веру была почти полностью сведена к богослужениям, даже проповедь порой не звучала под сводами храмов. Тем более, не было речи о какой-либо миссионерской работе в масштабе всей Церкви. Сейчас это поле – совершенно непаханое, и ждет своих тружеников. С нашей точки зрения, это как раз и должна быть молодежь. Ведь менталитет тех, кто сформировался в советскую эпоху, очень часто далек не только от миссионерского, но и от христианского, что бы они о себе там ни думали. Дело возрождения Церкви – общее и нравственное. Ведь если мы останемся в стороне от него, то тем самым косвенно мы подтвердим правоту богоборцев, закрывавших храмы и изгонявших Христа из жизни. Как-то не хочется быть с ними в одной шеренге…
4. И еще. Христиан всегда мало, Церковь – это малое стадо, по словам Иисуса. Никогда в истории толпы, ни молодых, ни старых, не шли за Христом. Этот путь – путь отвержения, непонятости, иногда – на время – одиночества. В христианстве надо быть предельно ответственным за свои дела, даже за свои слова. А для этого нужно мужество: мужество не пойти на поводу у толпы, мужество поступить «не как все», мужество осудить себя за что-то, в конце концов. Поэтому слабые люди христианами не становятся. Они к нему «примазываются», вертятся вокруг, это правда, но христианство живет и движется сильными и ответственными. А чтобы быть ответственным, вовсе не надо ждать, пока нас кто-то позовет или попросит. Можно просто прийти к Богу, к Церкви, и занять там свое место, которое давно уже уготовано нам Всевышним, и которое, кроме нас, никто не займет.
5. Так что делать в Церкви молодым? Ответ: жить. Просто жить на полную мощь, но жить вместе со Христом, поверяя Ему свои радости и неудачи, и стараться стать незаменимыми для тех, кто оказался рядом с нами, ведь это и есть наши ближние.