Мы ранее уже говорили о том, что нельзя предъявлять к учащимся православной школы утопически-идеальных требований. Хотя бы потому, что в семьях они получают разное воспитание, да и дополнительные влияния, и натура у всех разная. Но тогда зачем все это и что может и должна сделать православная школа.
В определении векторов, думаем, следует вспомнить две Евангельских притчи. В одной Господь говорит нам о Сеятеле и зернах, в другой – о блудном сыне.
Сеятель – Господь. Это образ единственного идеального безгрешного и совершенного педагога. Зерна – истина Христова. И вот знания, посеянные Идеальным педагогом, восходят добрым плодом лишь в некоторых душах. Что же говорить о нас, педагогах грешных и немощных, сильных только верой и помощью Божьей? Не ободриться ли нам примером Евангельским, не вспомнить ли о том, что наше дело – только добросовестно и неустанно сеять, надеясь на добрые ростки в душах учеников и не ропща на неудачу, потому как не в нашей это власти.
Путь блудного сына – хоть в малой мере – путь каждого юного человека. Разве не любил его Отец? Разве неодинаково воспитывал он обоих своих сыновей? Но вот один из них проявил свободную волю и ушел «на страну далече». Обидно, страшно? Да. Но иногда неизбежно. Важно, чтобы сыну было, куда возвращаться.
Помните пример с Иваном Шмелевым? Пройдя через революционные заблуждения, как и герой его романа «Человек из ресторана», Ваня вернулся в мир детских ценностей, в мир Отца, Горкина, Лета Господня. Потому что было, куда возвращаться, потому что туда – вернуться хотелось. Наша родительская и педагогическая задача такое детство подарить, создать неустанным трудом.
В православной школе, как в упомянутом романе и в хорошей семье, этот мир можно обозначить прекрасным словом «уклад». Дети резвятся и шалят, но самом деле они нуждаются в порядке и определенности, в мерности и ритмичности жизни, в здоровой иерархии отношений, в крепкой ладони наставника.
В православной школе жизнь течет по православному календарю, это не куты на берегу реки жизни, но само русло ее. Соблюдается пост, повара изобретают шедевры постной кухни, на масленицу все пекут и сравнивают блины, потом долго ждут Пасхи, вместе красят яйца. На всю школу пахнет куличами. На Благовещение всей школой выпускают птиц, к каждому празднику учат песнопения и молитвы, стихи и песни. И интерьер школы меняется, как и положено в православном доме: вот шторки к празднику сняли постирать, вот на пост темненькие покрывала на аналое. Дети живут такими деталями и любят их.
А трапезное чтение? Те школы, которые его практикуют, знают о великой силе этой монастырской традиции. Только в школах обычно чтение разнообразнее, учитывает в разной мере детские возможности и интересы, часто выбирается «под проблему», обычно завершается вопросами по прочитанному. Где еще мы сможем дать детям годовой цикл житий, последовательное прослушивание понятных душеполезных поучений? К тому же в монастырях говорят, что совместная трапеза, сопровождаемая молитвой, это продолжение Богослужения. Ведь современный человек вообще не умеет кушать молча! В монастырях на трапезе бывают не все и не часто, а как важно иметь такой благодатный опыт.
Во многих школах установлен чин прощения перед великим постом. С чем его сравнишь и чем заменишь?
А сколько за эти годы православными педагогами и коллективами создано сценариев православных праздников, сколько наработано секретов постановки, выдумано игр, сочинено стихов и песен! Все это богатство еще предстоит собрать и осмыслить, но оно есть и оно все эти годы не лежит под спудом, а смело пускается в оборот!
Жизнь в соответствии с церковным календарем, стиль общения, школьные интерьеры и многое другое, неуловимое, определяют тот благодатный строй, уклад, по которому, мы надеемся, затоскуют наши дети, даже если жизнь унесет их неведомо куда. И однажды вернутся, а школа встретит их с любовью.
Приоритеты или богатство в разнообразии
В наше время существует несколько типов православных общеобразовательных учреждений. Одни из них, в основном столичные, территориально приближенные к академическим центрам, ориентированы на дореволюционные гимназические образцы, предполагают наличие в учебном плане древних языков, двух иностранных и углубленное изучение гуманитарных дисциплин (такова первоначальная идея гимназии «Радонеж», Классической гимназии при Греко-Латинском кабинете Ю.А. Шичалина и др.). Другие, чаще всего создаваемые Епархиями, это «профильные» духовные общеобразовательные школы, ориентирующие выпускников на поступление на богословские факультеты и в духовные училища ( как, например, классическая гимназия при Варницком монастыре). Отдельно стоят школы, создаваемые при монастырях для имеющихся православных приютов (гимназия для мальчиков при Николо-Шартомском монастыре) – идея интерната. Есть школы-пансионы с частичным или полным проживанием учащихся ( Православная школа-пансион «Плесково»).
Большинство же православных школ ориентировано на основное общее образование и делает акцент на воспитательную составляющую и новый методический подход к предметам, хотя это не исключает наличие и здесь разной специфики, «профилей» и «уклонов».
Выбор школами формы обычного среднего общеобразовательного учреждения не случаен, он обусловлен тем, что в большинстве случаев такая школа одна на район, а то и область, по крайней мере на приход, и должна вместить в себя не только особо одаренных детей, но и ребятишек с обычными способностями, а то, по милосердию, и некоторое количество детей больных, так называемых «коррекционных».
Про «коррекционных» позволим себе уточнить отдельно. В первое время возникновения православных школ нам зачастую пытались вменить в нравственную обязанность работу с такими инвалидами, ссылаясь на то, что в обычной школе их обижают, что надо и их воспитывать христианами. Такая практика при отсутствии специфического опыта и квалифицированных специалистов снижала общий уровень образования, подрывала репутацию православных школ, и со временем школы стали от нее отходить. Обучение умственно неполноценных детей совместно с обычными оказалось, в конце концов, неэффективным, бесполезным и для самих больных детей. (Здесь нельзя только равнять всех под одну гребенку, нельзя путать детей, педагогически запущенных, может быть, закомплексованных, которым мы можем помочь, с детьми действительно больными, нуждающимися в помощи профессиональных педагогов-дефектологов).
Общеобразовательные православные школы тоже различаются между собой. Нам не приходилось встречать православные «физико-математические школы», но подобные классы в православных школах существуют. Большинство школ, не заявляя себя как школы «профильные», специализированные, дают углубленные знания в области русского и иностранного языков, истории и литературы. В большинстве школ уделяется особое внимание хоровому пению, все дети осваивают многоголосье, развивается слух, прививается любовь к русской песне, навык пения на клиросе.
В православных школах дети много, хорошо и с удовольствием рисуют, изобразительному искусству придается большое значение и уделяется немало учебного времени. Почти везде не остается без внимания рукоделье, а в нескольких школ, таких, как Санкт-Петербургская Школа народных искусств и ремесел императрицы Александры Феодоровны, изучение и освоение традиционных художественных ремесел положено в основу образовательной системы.
Существует целый ряд кадетских школ, в основном они государственные и далеко не всегда православно ориентированные, но есть среди православных образовательных заведений такие, которые ставят во главу угла военно-патриотическое воспитание. И нет, пожалуй, ни одной православной школы, которая хоть сколько-то не уделяла внимания патриотическому воспитанию.
Дополнительное образование, школы полного дня
Есть еще одна общая черта у большинства православных школ. Все они с самого начала поставили своей задачей «заполнить пустоту» досуга подростков, памятуя о том, что «праздность – праматерь всех пороков». Старание занять детей в школе и после уроков обусловлено еще и тем, что часто родители привозят детей в редкие наши школы издалека, и потом могут забрать только вечером, после уроков; и тем, что есть потребность дать детям много необходимых полезных навыков сверх учебного плана. Так в Московском Центре непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского организована продуманная система полного дня: кружки, студии, художественная, музыкальная, спортивная и воскресная школы, как для своих учащихся, так и для всех жителей окрестных районов – так что Центр пустует разве только ночью.
Кружки, студии, занятия по интересам во внеурочное время работают во всех школах, а в некоторых активно действуют еще и Молодежные и семейные клубы. Многие православные школы выпускают детскую газету, свои журналы и альманахи. Автору этой статьи доводилось читать многие из этих изданий: газеты Плескова, «Знака», Центра непрерывного образования, школы из села Щурово Коломенского района, фундаментальное издание Ивановской православной школы-интерната — и всегда поражал профессионализм редактуры и верстки, очень хороший уровень детских творческих работ, достойное оформление, вкус и мера. (Для сравнения скажу, что недавно попалась в руки газета одного из ведущих ВУЗов Москвы – и ко всем приведенным эпитетам здесь пришлось прибавлять частицу «не».)
Везде, где есть возможность, и даже сверх нее, в наших учебных заведениях организовано горячее питание, конечно, в соответствии с распорядком постных и скоромных дней, не всегда роскошное, но приготовленное с любовью и тщанием.
Во многих школах, еще до того, как об этом стали писать в официальных педагогических изданиях, школьный распорядок предполагал наличие так называемой «динамической паузы» — большой перемены с играми на воздухе.
Ну и, как и положено на «продленке», после того, как человек погулял, если он не занят на студии, то он делает домашнее задание под руководством учителя.
Психологическая адаптированность программ, сохранение здоровья детей за счет духовной атмосферы и нравственного комфорта.
Сейчас есть печально известная практика – принимая детей в мало-мальски приличную школу, требовать, чтобы ребенок умел читать, писать, вычитать и складывать в пределах десяти, а иногда даже знать таблицу умножения. И это – к 7, а то и 6 годам, когда же надо начинать обучение дитяти и кто его должен до школы всем премудростям научить. Некоторым родителям удается достичь желаемых ранних успехов посредством собственных жертв и лишения самого ребенка последних детских радостей, игр со сверстниками и других немодных, непрестижных занятий, только потом эти «подснежники» рано теряют желание, а значит, и способности к учебе. В православных школах тоже бывают конкурсы до 5 человек на место, но вынужденно отбирая детей, смотрят на общую психологическую готовность ребенка к учебе, принципы воспитания в семье, веру и благочестие родителей. Таким образом не подрывается «на корню2 учебная мотивация и дети навсегда остаются живыми и любознательными.
В современных учебных программах много такого «духовного сора», который даже и не входит в стандарт для обязательного изучения, но включен в учебники по личному произволу составителей. Этот мусор, в первую очередь оккультного и демонического, или безнравственного характера, уродует психику детей, портит их духовное здоровье, поэтому важно, чтобы предмет преподавали хоть сколько-то духовно образованные люди, имеющие возможность посоветоваться с духовным наставником.
Не менее важно для создания атмосферы психологической защищенности у детей выстраивание правильных взаимоотношений взрослых с детьми. Кто-то из педагогов верно подметил, что «детей надо уметь защитить от самих себя», дети должны уметь слушаться, и не столько из боязни наказания, сколько из уважения к старшим. Взрослые же обязаны проявлять твердость, последовательность в действиях, терпение к детским немощам и, главное, любовь. Все мы несовершенны, но, в отличие от человека мирского, слепого вождя слепых, христианин имеем перед собой идеальный пример Богочеловека, учение святых отцов, которое помогает нам правильно оценивать свои действия, дает возможность исправлять ошибки, двигаясь в правильном направлении.
Очень важен и микроклимат в детских коллективах. В православных школах обычно учится много детей из многодетных семей, которые приучены играть и заботиться о младших и подают в этом пример своим сверстникам. Кроме того, возникновению дружбы «по вертикали» способствует и то, что школы сами по себе небольшие и все друг друга знают, и совместные поездки, и участие в общих делах, и занятия в разновозрастных группах на студиях, а главное — целенаправленная работа школьного коллектива в этом направлении.
Воспитание подростка в коллективе сверстников. Создание здоровой системы ценностей
Не секрет, что по законам человеческого взросления, входя в подростковый возраст дети начинают очень дорожить своим авторитетом в коллективе сверстников, мнение родителей для них в этом возрасте менее значимо, чем мнение друзей. Именно атмосфера в коллективе в этом возрасте определяет направление нравственного развития подростка. Как сказано в псалтири « с преподобными преподобен будеши, с нечестивыми развратишися».
Учащиеся православных школ люди разные, из разных семей, с особенностями собственного характера и возможностей. Проблем с ними хватает в любой школе, при чем, зачастую, возникают они там, где не ждали, с теми детьми, что еще несколько месяцев назад не вызывали никаких тревог. Мало кто «проскакивает» подростковый возраст незаметно для окружающих. А с тихими бывает иногда еще хуже потом, когда пора бурного сомнения и социального самоутверждения застает их где-нибудь на втором курсе института и затягивается на неопределенное время. Страшна пора отрочества и своим религиозным охлаждением, возникшей невесть откуда («А ведь как молился в раннем детстве!») духовной глухотой.
Это закон психологии, естественная стадия взросления человеческой личности. И здесь очень важно взрослым, из страха осуждения, не начать «создавать видимость», загоняя проблему внутрь, но озвучивать каждый проступок, осмыслять, обсуждать с детьми, вразумлять, огорчаться, наказывать – только не оставаться безучастными, теплохладными. Потому что, несомненно, и в этот период душа не умирает, совесть не замолкает, и наша задача постоянно будить их всеми доступными средствами. И не паниковать и не отчаиваться, а почаще вспоминать себя и своих близких в этом возрасте.
Есть здесь и несколько вечных законов. Один – закон «паршивой овцы, которая все стадо портит». Если подросток глубинно, с детства, испорчен или решительно неисправим – это надо вовремя заметить и убрать его из детского коллектива. Второй закон святых отцов, говорящий. Что вокруг спасающегося спасаются тысячи. Нам не раз приходилось наблюдать благотворное влияние чистых и добрых детей, не обязательно лидеров, на весь коллектив. Они даже не учат. Они примером ненавязчиво благочестивого поведения, своей добротой, даже против воли иногда привлекают сердца других – потому что, глядя на них подростку становится не стыдно быть хорошим. Здорово помогает здесь и вертикаль – десяти-одиннадцатиклассники обычно уже снисходительно посматривают на «подвиги» младших товарищей, они имеют здесь наибольший авторитет и возможность повлиять на ситуацию, усовестить и даже подсказать взрослым, где подлость, грех, а где просто шалость, которую лучше не заметить.
Таким образом, здоровый, контролируемый взрослыми школьный коллектив имеет значительные преимущества перед семьей в возможностях влияния на детей в подростковом возрасте, а отсутствие такового, нездоровая социальная среда может загубить душу или нанести ей очень серьезные увечья. Согласитесь опять же, что обычная школа, даже если ставит перед собой правильные воспитательные задачи, имеет значительно меньше возможностей и рычагов воздействия на подростка.
Паломничество, краеведческая работа, трудничество, миссионерство
Кто из детей не любит путешествовать, кто из православных не радуется возможности отправиться в паломничество. Поход, путешествие с их общением на природе, навыками взаимопомощи, атмосферой свободы и дружелюбия являются наилучшим воспитательным средством. А посещение святых мест, знакомство с подвижнической жизнью монашествующих, купание в святых источниках дают детям опыт святой духовной радости, которую иначе пока и не стяжать. Важно эти паломнические поездки разумно выстроить, не перегрузить, не усложнить физическими неудобствами, а если они неизбежны, то правильно настроить на них.
Конечно, большинство православных школ пользуется любой возможностью для совершения таких паломничеств, имеет в этом отношении свои благочестивые традиции и свои мечты о посещении каких-то труднодоступных мест.
Некоторые школы совершают не только паломничества, но различные экспедиции, в том числе краеведческого характера. Такие поездки помимо уже описанной пользы, дают еще навык полезной, социально значимой деятельности, знакомят с интересными людьми, с родной природой, с живой историей своего народа, тем самым воспитывая любовь к Святой Руси. Иногда они приносят и реальную научную пользу, вносят свой вклад в знание истории русской святости, святынь, историю государства и Церкви.
Когда рук не хватает, то и детские руки могут очень помочь. Да и дети, как шустрые муравьи, иногда могут невзначай свернуть горы вполне взрослой работы. Немало труда учащихся православных школ вложено и вкладывается в восстановление храмов и монастырей. Такая работа, конечно, не проходит бесследно для детской души, приносит ей пользу ни с чем не сравнимую. К тому же именно совместный значимый труд со взрослыми зачастую помогает снять отроческую отчужденность, ощущение взаимного недоверия или непонимания, тем самым смягчая и предотвращая многие подростковые кризисы. Педагоги, несколько лет занимавшиеся с детьми восстановлением храма, часто жалуются, что когда храм восстановили, труднее стало выстраивать взаимоотношения, сложнее искать методы воздействия на воспитанников.
Совершая паломничества, трудясь в духовно одичавшей глуши на восстановлении храма, выступая перед населением с концертами, дети начинают влиять на местное население. Нередки случаи, когда, ободренные и устыженные детским примером. Местные жители тоже начинали потихоньку помогать, приходить в храм, а там и становились активными прихожанами. Таким образом, учащиеся православных школ начинают не только расти к Церкви, но уже в детстве выполнять важную и незаменимую христианскую миссию.
Летние программы и выездные лагеря
В последние годы государство снова заговорило об организации летнего отдыха детей, на это начали выделяться изрядные средства.
Силами православных педагогов-подвижников многие школы создали такие лагеря изначально, понимая, как бесценен летний период для воспитательной работы, как благотворен для совместной молитвы и труда, и как опасен, когда дети бывают все лето предоставлены сами себе – к осени от прежних достижений и «костей не соберешь».
Школьный имеет пред другими православными лагерями ряд преимуществ и предполагает меньше неожиданностей. Но трудность в его организации связана еще и с тем, что летом у педагогов законный заслуженный отпуск, есть желание и необходимость отдохнуть, отложенные на лето семейные дела. Хватает и материальных, и организационных трудностей, ведь в большинстве своем это палаточные лагеря. И все-таки школы от организации летнего отдыха своих детей не отказываются, профессиональная совесть не позволяет, хотя, казалось бы, зачем лишние трудности.
В местах своего летнего обитания дети не только приобщаются к родной природе, узнают счастье в том, чтобы пройтись босиком по траве, но тоже стремятся делать добрые дела, своим примером благотворно влияют на окружение, сами учатся у простых людей терпению и мудрости. Для многих настоятелей сельских приходов летние гости стали долгожданными любимыми помощниками, несмотря на то, что доставляют много хлопот и беспокойства.
Детская молитва
И все же главный опыт, который раз и навсегда получают дети, учась в православной школе, это опыт совместной молитвы. Дети запоминают, как на последнем «аминь» акафиста святителю Николаю заводился сломавшийся в дороге автобус, как после молебна пророку Илии сразу обрушивался долгожданный ливень, как через несколько минут после выполнения совета «помолиться» начинался не менее долгожданный первый декабрьский снегопад. О чем и мы свидетельствуем.
Думаем, в этом и главная польза от их существования. Дом, где регулярно совершается детская молитва, не может быть бесполезен, а пользу от этой молитвы не взвесить, не померить, но православные люди не имеют права ее не оценить, как великую духовную драгоценность.
И так радостно бывает, когда бывший трудный подросток приходит и рассказывает об опыте личной молитвы и помощи Божьей, по ней дарованной.
Здесь мы постарались изложить основные особенности, тенденции и направления в существовании православных общеобразовательных учреждений. Несмотря на немалый объем статьи, многие характеристики нам пришлось обозначить только конспективно.
Сейчас стоит вопрос о создании федеральной сетевой экспериментальной площадки, которая помогла бы собрать, систематизировать и осмыслить конкретный опыт отдельных школ по целому ряду обозначенных нами направлений. Лишь кратко коснулись мы и проблем. А ведь и сейчас существованию многих и многих школ угрожают реальные опасности.
Необходимо выработать продуманную политику совместной деятельности церкви и государства, систему мер, направленную на создание новых, поддержку и совершенствование существующих школ. Помочь в ее разработке могли бы сами православные школы. И необходимость в этом давно созрела. И не стоит кивать на отдельные несовершенства и неудачи – их станет меньше, если школы почувствуют реальное внимание к себе и заинтересованность со стороны властей и общества.
Надеемся, что мы смогли хоть немного убедить предвзятого читателя в реальной пользе для Церкви и общества в существовании таких учебных заведений, бесценности наработанного опыта. Может быть, кто-то делом опровергнет утверждение, что русский человек ленив и нелюбопытен, и решится раскрыть дверь православной школы, которая вот уже лет десять шумит и бурлит на соседней улице и куда ему, православному, все недосуг было зайти, несмотря на «открытые двери» и вывешенный на видном месте номер телефона.
И может быть, он на деле убедится в верности того, что хотя многие из перечисленных выше особенностей бывают присущи и некоторым из обычных «светских» школ, но в полной мере и единстве такой уклад, такое богатство и разнообразие по природе своей может быть присуще только православному образовательному учреждению.
Источник: www.portal-slovo.ru