С 17 по 29 августа в Подмосковье прошел V летний институт по богословию и науке, организованный, как и прошлые четыре, Библейско-Богословским Институтом святого апостола Андрея (ББИ).
Богословие инаука рассматриваются как две сферы единой интеллектуально—духовной деятельности человека (что соответствует основному направлению в русской богословско—философской традиции, заданному Владимиром Соловьевым и другими мыслителями Серебряного века). Такое понимание предполагает в то же время четкое осознание специфики как научной, так и богословской деятельности, что позволяет исключить всякую попытку навязывания одной из сторон присущих ей принципов другой стороне.
Именно поэтому ключевым в данном случае является слово диалог, подразумевающее атмосферу открытости и уважения к мнению оппонента. При этом стремление избежать упрощенных решений и поспешных выводов диктует необходимость поддержания высокого научного уровня дискуссии, что может быть достигнуто посредством привлечения ведущих богословов, философов и ученых. Однако не менее важным является вовлечение в диалог начинающих исследователей, педагогов, представителей СМИ и просто интересующихся данными вопросами, поскольку проблема отношений между религиозным и научным мировоззрениями в той или иной мере затрагивает сегодня практически каждого. При этом значительная часть конфликтов в этой области связана с укоренившимися в сознании многих людей представлениями о неизменном противостоянии религиозной и научной сфер, а также с недостатком информации о современном состоянии диалога между богословием и наукой. Именно в преодолении подобных шаблонов, а также в ознакомлении с результатами активно ведущихся сегодня исследований в сфере взаимодействия богословия и науки и заключается основная задача летнего института по богословию и науке (ЛИБН).
В работе ЛИБН участвовало 42 слушателя из разных регионов России, а также из Украины. Лекции и круглые столы шли практически целый день; таким образом, за две недели участники познакомились с основами некоторых современных наук и их богословской и философской интерпретацией. Занятия вели известные профессора, сочетающие занятия фундаментальной наукой с личной глубокой религиозностью. Верующий ученый — прекрасный пример непротиворечивости и взаимного обогащения науки и религии. Студентам были предложены интересные и, во многом, исключительные программы. На некоторых аспектах хочется остановиться.
Так, «Философия науки» была посвящена описанию места науки как отдельного рода человеческой деятельности в европейском обществе, начиная с эпохи Возрождения. Менялось время — и менялись базовые научные установки, т. наз. парадигмы. То, что еще вчера казалось незыблемым и истинным, сегодня могло подвергнуться уничтожающей критике. Т.о., наука развивается и постоянно преодолевает саму себя. Следующий курс можно было бы назвать «Введением в современную картину мира». Теории относительности Эйнштейна, квантовая физика, астрономические наблюдения последних десятилетий кардинально изменили наше представление о Вселенной. Но парадоксальным образом получается, что чем больше мы о ней знаем, тем больше возникает вопросов, на которые нет ясных ответов, так что картина мира, становясь все более величественной и грандиозной, не перестает быть загадочной и неоднозначной. В мире есть тайна, и космология прикасается к этой тайне вплотную. Третий курс рассматривал вопросы диалога научного и христианского сознаний. Как соотнести данные науки и библейский вгляд на вещи? Оказывается, апофатика присуща не только богословию, но и современной физике, многие объекты которой непосредственно не наблюдаются, а только косвенно регистрируются. Ученый, постулируя существование нового вида частиц или энергий, вступает в область веры, где не действуют доказательства, а есть те или иные наблюдения, то подтверждающие, то опровергающие гипотезу.
Гуманитарнаая составляющая была представлена «Богословием культуры». Может ли культура существовать автономно, не обращаясь к высшей реальности? Оказывается, человечество никогда так не думало. Для многочисленных цивилизаций прошлого (да и настоящего) культура служила своего рода мостом, соединяющим две реальности — повседневную и запредельную — с помощью символа. Миф, как особая форма передачи знания о духовном, осуществлял и культурную, и религиозную функции, обладая при этом вполне универсальным языком. С огромным интересом был прослушан курс «Введения в теорию эволюции». Современная биология изучает происхождение и развитие организмов, таксонов, биоцензов, и т.д., но не может приблизиться к тайне происхождения жизни как таковой. Эволюция движется по некоторым законам, однако очень трудно определить причины этого движения. Картина многообразия живых существ Земли — захватывающая и увлекательная, она скорее может привести к мысли о Боге, чем о бытийстве самостоятельной материи. Венчающая программу «Биоэтика» как наука еще очень молода. Но оказывается, принципы ее были заложены еще Гиппократом и Ибн Синой и подкреплены многовековой практикой. Если биоэтика претендует быть нравственной, то она, безусловно, должна строиться на трансцендентальных началах. Иными словами, не выводиться из наличной данности, а опираться на априорные нравственные максимы, т.е. обращаться к духовному опыту человека.
Конечно, кратко пересказать несколько десятков лекций невозможно, да и не нужно, ведь летний институт по богословию и науке, даст Бог, соберется еще не раз, чтобы объединить всех желающих поучаствовать в этом плодотворном взаимодействии двух областей человеческой жизни. Надеемся, что миссия церкви будет успешна и на столь непростом поле, каковым является современная наука.