Кстати, иногда мы воспринимаем эти слова Апостола очень примитивно. Речь идет вовсе не о том, чтобы приспособиться, адаптироваться, угодить… Апостол Павел говорит о том, что позволяет ему сразу и безошибочно определить внутреннее состояние собеседника – о своем собственном внутреннем духовном состоянии. А это связано с приобретением самого главного – усвоением любви. Любовь же – это всегда труд.
Видов трудовой деятельности на земле много – можно работать руками, ногами, головой… Но все Отцы Церкви говорят, что самый великий труд – молитвенный. Труд общения с Богом. Неразвлеченная, сосредоточенная работа постоянного возвращения чувств и памяти к Тому, перед Кем ходишь. Признаком смерти является разложение на молекулы и атомы. У каждого человека, живущего на земле, больная душа. А болезнь – это всегда распад. Значит, внутри нас постоянно идет центробежный процесс дезинтеграции. И, во многом, он протекает независимо от человека. А интеграция, созидание, собирание себя – огромный, каждодневный и пожизненный труд. Более того, от распада душу может спасти только Бог при нашем согласии, по нашей просьбе, при нашем усилии. Это, собственно, и есть молитва.
Нередко молитву понимают исключительно как славословие. Но ведь это только одна из ее граней. У святителя Феофана Затворника сказано просто: молитва есть постоянное пребывание души в памяти о Боге, постоянное хождение перед Ним. Все образы и Ветхого и Нового Завета показывают, что и без слов молитва бывает очень сильной. Помните, перед тем, как разделить для спасения евреев Чермное море, Господь сказал Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх.14:15). А ведь тот не произнес ни единого слова… Поэтому христианин старается жить в том духе и настроении, которое с достаточной степенью условности мы называем молитвенным. То есть, с постоянной памятью о Боге. Это основа, некая платформа, без которой дальнейший рост невозможен.