Вы спрашиваете меня, что в жизни моей было и остается главным?
Эволюция человеческой души, на протяжении всей жизни её в этом мире, развивается не по теории господина Дарвина, а по Воле Божией, по Его промыслу и попущению. Сердце, ищущее Бога разумом сердца своего, действенно ощущает руку Божию, ведущую его по дорогам жизненного пути.
Главным в жизни человека, делающего его свободным, всецело подчинить свою греховную волю Воле Божией. Полностью и беспрекословно отдать всю свою жизнь в Его руки, которые и приведут тебя в жизнь вечную. Без этих Божьих рук самим нам туда не дойти.
«Совесть! — судья в нашем сердце живущий, поорет, поорет и заткнется. Любовь к ближнему, милосердие, Бог, вечная жизнь,
Человек свободен в своем выборе на протяжении всей своей земной жизни. Это выбор между двумя борющимися меж собой силами — энергий добра и зла, тьмы и света, Бога и сатаны. Каждому человеку Богом предоставлена свобода выбора между тьмой и светом, в зависимости от которого решается его участь в жизни вечной.
Бог никому не навязывает Себя, как это делают темные силы, требуя рабского себе подчинения.
Бог зовет нас к Себе — «Приидите ко мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.»
Вот
Но для того, чтобы найти в сердце своем Бога и прийти к Нему, нужен труд и воля, и постоянная борьба в сердце своем против энергии зла, живущего в нем от нашего рождения, как нечто милое и доброе, весьма нам полезное и даже необходимое, без которого нет радости жизни, утехи плоти, да и самого благосостояния. Зачем с ним бороться? — его надо лелеять, ему всеми силами угождать. Совесть! — судья в нашем сердце живущий, поорет, поорет и заткнется. Любовь к ближнему, милосердие, Бог, вечная жизнь,
А дальше что??? Дальше — дорога в никуда!
Эту дорогу в никуда особенно видно в конце жизненного пути, с «птичьего полета» глядя на пройденный тобою путь длиной в девяносто лет. И сколько бы я ни смотрел на него, в сердце моем рождается молитва моя и только моя.
Благодарю Тебя, Господи, за Дивеево, в котором я родился, за моих родителей, за отчий дом, в котором невидимо жил батюшка преподобный Серафим. За мое детство в нем. Благодарю Тебя, Господи, за всех добрых людей, которые подавали нам милостыню в тяжелые годы ссылки в Муроме. Благодарю Тебя, Господи, за тюрьму, за все лагеря и вечную ссылку, в годы которых Ты так много спасал меня от гибели души и тела. И за всех добрых, духовно умудренных людей, открывающих в сердце моем истинный смысл жизни, в котором я был воспитан с раннего своего детства, но по своему жизненному опыту я знаю, как все это легко потерять, забыть и пренебречь. Как легко падать и как трудно вставать.
С такими добрыми людьми, которыми спасал Ты меня, мне посчастливилось встречаться ещё в Дивееве в ранней юности своей: с Владыкой Серафимом, ныне священномучеником, Звездинским и с архимандритом Серафимом Климковым, о котором я вел свою повесть «Сокровенная жизнь души».
После
После его кончины в восьмидесятых годах моим духовником стал отец Александр Егоров в том же храме, доброта и любовь которого смягчали и растапливали даже самые ледяные и злые сердца… Это он из художника превратил меня в писателя.
Особую роль в моей жизни сыграл Самарканд. Там в храме великомученика Георгия сорок лет прослужила моя тетя Катя — матушка Евдокия, и тридцать — дивный старец архимандрит Серафим Суторихин, который сам себя именовал весёлым монахом. И действительно, несмотря на старческие немощи, на трофические язвы на обеих ногах, он всегда всему радовался
В своей повести «Матушка Евдокия» я пытался передать читателю силу духовной радости, к которой прикасался, прилетая в Самарканд.
Все они, вместе взятые, в разные времена моей жизни своим примером учили меня всему радоваться, за всё благодарить и всем всё прощать.