Современный мир поликонфессионален по своей природе. На территории России, например, на протяжении нескольких веков исторически сосуществуют все мировые религии, кроме, пожалуй, индуизма. И представители этих религий постоянно входят между собой в те или иные взаимоотношения. Опыт Российской империи показал, что эти взаимоотношения вполне могут быть мирными и плодотворными. На каких же принципах они строились?
Доминирующей, и даже государственной религией в России в ту пору было Православие. Ясно, что подавляющее число государственных чиновников также принадлежало православному вероисповеданию. Поэтому ответ на поставленный вопрос надо искать в отношении самого Православия к иноверным (магометанам, буддистам, иудеям) и инославным (католикам, лютеранам, баптистам).
Начнем с Библии как с самого древнего источника по данному вопросу. Библия в этом отношении ориентирует нас двояко. С одной стороны, она безусловно заповедует хранение своей религиозной чистоты и предостерегает от всякого синкретизма. Так, ветхозаветные пророки настаивали не только на верности библейскому Богу, но и на необходимости определенных форм богопочитания для своего народа, не допуская их смешения с языческими культами и практиками. С другой стороны, из той же Библии мы узнаем, что законодатель Моисей учился египетской мудрости, а пророк Даниил – мудрости Вавилонской, и за это их не осуждал никто из священных авторов. Христос также неоднократно общался с иноверными, и более того, как сказано в Евангелии, «удивлялся их вере».
То же мы видим и в церковном Предании. Иустин Философ, известный христианский апологет, признавал ценным многое из того, чем была богата античная культура, он даже называл «христианами до Христа» языческих мудрецов древности. Климент Александрийский, ранний христианский святой, считал, что греческая философия (языческая – с точки зрения Церкви) была полезна для многих народов и сыграла роль «детоводителя ко Христу». Учитель Церкви Василий Великий через столетие увещевал юношей не отвращаться от чтения языческих авторов, а извлекать из них душевную пользу. Таким образом, святые отцы подчеркивали уникальность и несравненность Церкви и ее религиозного опыта, но с другой стороны, они признавали, что вне ее возможно частичное познание религиозных истин, которое мы называем «естественным откровением».
В наше время отношение Церкви к иным религиозным конфессиям базируется на следующих принципах.
- Уважение к свободе каждой человеческой личности – было и остается основной нормой Православия. В каждой личности мы усматриваем черты богоподобия, а значит, уважаем присущую ей свободу выбора.
- Среди многообразия религий и культов Церковь отличает, во-первых, исторические религии со своей многовековой культурой и традициями, во-вторых, деструктивные культы, образующие мир современного сектантства. Если к конфессиям первой группы Православие относится как к партнерам по диалогу, с которыми можно и нужно сотрудничать в социальной и нравственной сферах, то в сектантстве, особенно в его тоталитарных проявлениях, оно видит искажение религиозного опыта человечества, нуждающееся во врачевании и опасное для самих его адептов. Осуждая сектантские доктрины, Православие с любовью и терпением относится к жертвам этих доктрин.
- Православная Церковь не отказывается от своей миссии – проповедовать истину Христова учения среди населения всего мира, так как это прямо вытекает из евангельских слов Спасителя: «идите, научите все народы». В то же время, Православная Церковь отбрасывает нетерпимость к иноверцам и осуждает религиозный фанатизм, откуда бы он ни исходил. В межконфессиональном диалоге мы должны продвигаться вперед с уважением, тактичностью и любовью, пытаясь разобраться в сути убеждений других и не ограничиваться бесплодным противопоставлением.
Православная проповедь ведется в духе терпимости и уважения к собеседнику, ведь нельзя обратить кого-то к вере, если не иметь к нему любви. Ни спорами, ни диспутами, ни препирательствами, ни грубыми обличениями нельзя показать силу Духа Божьего, который живет в Церкви. Православие, как говорят церковные учителя, – это не привилегия, и не гордость, это смирение и любовь.
У традиционных мировых религий и христианских конфессий сегодня есть обширное поле для совместной деятельности. Вызовы современного бездуховного мира, тоталитарных идеологий, социальной незащищенности обращены ко всем верующим нашего времени. И отвечая на подобные запросы эпохи, представители мировых религий могут выступать как союзники в борьбе с деструктивными тенденциями. Ибо все традиционные религии постулируют непререкаемую ценность человеческой жизни, исповедуют принципы ненасилия и взывают, в конечном счете, к одному и тому же духовному началу, которое есть в каждом человеке.
Сохраняя в неприкосновенности свои святыни и традиции, Православная Церковь указывает на то общее, что может сближать верующих всех народов и исповеданий. По словам святителя Иоанна Златоуста, ничего общего у нас не может быть только с диаволом, а с каждым человеком у нас очень много общего.