« Слава ревнителя веры или социального борца за права человека, честолюбие творческого гурмана от искусства или властолюбие чиновника-карьериста оказываются ходовым товаром в обществе, потребительские инстинкты которого напоминают смертельно раненную акулу, поедающую собственные внутренности. »
Ныне картина принципиально иная. Подавляющее большинство современных прихожан пришли в храм уже сформировавшимися людьми, с опытом внецерковной жизни, с устоявшимися привычками и наклонностями, приобретенными скорее всего в далекой от духовной жизни среде. Поэтому оказавшись внутри церковной ограды мы, тем не менее, остаемся в стороне от пульсирующих артерий живого организма Церкви, живительных источников, благотворно воздействующих на всего человека — просвещающих ум, очищающих дыхание, освобождающих сознание от мусора суеверий, религиозного невежества, дурных привычек и вкусов. Погружение в очищающие воды Крещения должно продолжиться в 2000-летнем опыте совлечения ветхого человека и облечения в нового (Кол 3:9-10), способного различать оттенки благоуханий духовных плодов Церкви.
Однако спокойное и мирное время, вроде бы благоприятствующее церковной жизни, таит в себе опасности, почти традиционные для таких поворотов истории. Выполняя свое предназначение, Церковь шире открывает врата миру и театр военных действий смещается за ее ограду. Напряженность противостояния нетрудно ощутить, например, в паломническом посещении монастырей, слегка погрузившись в среду, клубящуюся под их стенами. И чем известней монастырь, тем громче голоса религиозных гидов, навязывающих свое духовное обслуживание современным туристам по святым местам. Вот как об этом рассказывал в своем интервью священник Виктор Праздничный — руководитель паломнической службы Воронежской епархии: «Порой в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые россказни околодуховной тематики, ведется торговля „чудесными“ предметами, пропагандируются псевдоправославные „духовные практики“. В результате у туристов создается карикатурное представление о православном паломничестве и церковной жизни в целом. Формируется потребительский подход. Например, в автобусах нашего города можно встретить рекламные объявления такого содержания: „Поездка в город Муром к святым Петру и Февронии для тех, кто хочет выйти замуж“. Далее предлагается список паломнических поездок, которые помогают в лечении глазных болезней, бесплодия, беснования и даже пристрастия к шоколаду!» Туманом потребительского волхвования заполнено также сознание значительной части храмовых прихожан.
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14:27). Мы же на милость Божию отзываемся не так плохо, как, например, жители страны Гергесинской: «весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» ( Мф 8:34), а гораздо хуже. Приходим к Нему в Церковь, и о чем просим?
Господи, Мир Твой нам не нужен, Ты наш мир устрой, как нам хочется, и отойди. Получается, что в храм мы приходим с таким же настроем души, как на рынок. А спрос, как известно, рождает предложение. И уже не только на уличных лотках или в книжных магазинах, но и в церковных лавках можно наткнуться на дурно пахнущий религиозно-литературный винегрет духовных пилюль, гарантирующих, как правило, не только центральные места в седьмом ряду райского партера, но и вполне материальное, осязаемое счастье здесь и сейчас. Подобная бытовая ересь c разной силой всегда находила темные углы в головах людей, вроде бы находящихся в Церкви или приходящих в Нее. Разные были и результаты воздействия этой темной силы невежества. Один из характерных плодов последних лет — это выявление врага в штрих-кодах, паспортах, ИНН и в др. подозрительных местах, регулярно обнаруживаемых сознательными церковными гражданами.
Но единственное место, где его действительно стоит искать — собственное сердце, духовное возделывание которого и есть главный рецепт Церкви.
Потребительская инфекция агрессивно проникает и заражает, казалось бы, несвойственные ей сферы нематериальных ценностей. Слава ревнителя веры или социального борца за права человека, честолюбие творческого гурмана от искусства или властолюбие чиновника-карьериста оказываются ходовым товаром в обществе, потребительские инстинкты которого напоминают смертельно раненную акулу, поедающую собственные внутренности. Идеология потребления формирует универсальную систему единиц измерения для всех существующих ценностей и уже есть реальные плоды такой унификации, например, ЕГЭ.
Неудивительно, что находятся истцы, подающие в суд на священника за непрочитанную записку, квалифицируя это, как нарушение прав потребителя в сфере духовных услуг. Не сегодня, завтра в У.Е. потребительской стоимости можно будет оценить смех, слезы, боль, любовь, разлуку, прощение и т. д. Есть же материальная компенсация за моральный ущерб и нарушенный брачный контракт. Культура потребляется культурой…
Что касается возможных практических инициатив на приходах, то нужен предметный разговор о том, как в руки людей вместо молитв-заклинаний, инструкций по выявлению трех шестерок или чудодейственных оздоровительных методик, — вложить Евангелие и сочинения Св. Отцов, как духовное богатство христианской культуры сделать личным богатством каждого из нас. Эту проблему логично решать в контексте общей задачи по организации приходской жизни.
На встрече с Нижегородской молодежью Предстоятель Русской Церкви вновь сказал об очень важном: о внебогослужебных общинных собраниях на систематической основе, тематика которых может включать, например, изучение славянского языка богослужебных текстов, мотивирование творческого, осмысленного отношения к Слову Божию через интерактивное общение священнослужителей и прихожан. Привлечение к таким собраниям людей маловоцерковленных, находящихся еще как бы около Церкви, может помочь им окончательно переступить порог храма. Вероятно, возможны частные инициативы, обусловленные общностью интересов: церковное искусство, литература, философия, поэзия. Если бы на приходах существовала общинная жизнь и люди знали условия жизни друг друга, наверняка оказались бы востребованными социальные проекты. Конечно, для этого нужна группа единомышленников, без которых общинно-приходская жизнь невозможна в принципе. Такие инициативы выглядят нетрадиционными, но, например, апостолу Павлу традиции не мешали применять самые гибкие инициативы, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22).
P. S. Качество общины на приходе — свидетельство того, как мы выполняем заповедь Спасителя о любви к ближнему. Закончилась служба, каждый удовлетворил свое индивидуальное религиозное чувство, и разбежались из храма, как из кинотеатра по окончании сеанса. Но святыни тоже нуждаются в нашей любви, защите и заботе. Иначе приходит зло… Прямо в храм. Вчера убили отца Даниила (Сысоева)…, расстреляли прямо в храме.