Так, преп. Макарий ставил священников из алтайцев. Вспомним также про первых сподвижников свт. Николая Японского Павла Савабэ и Иоанна Сакая, которые «стали первыми проповедниками христианства в Японии, особенно в тех областях, куда отец Николай, как иностранец, не имел доступа» [26, с. 63].
Очевидно, начало такой миссионерской стратегии коренится в новозаветной истории. Уже апостол Павел подключает к своим трудам обращенных из эллинов, и они оказываются не только прекрасными помощниками, но и создают целые новые жанры духовной литературы, как, например, дееписатель апостол Лука. Не случайно имена первых семи диаконов – все сплошь эллинские, а один из них, Николай Антиохиец, и сам обращен из язычников (Деян. 6:5).
На память приходят и сподвижники приснопамятного митрополита Антония Сурожского, которых он находил себе среди местных молодых англичан. Другой известный проповедник, о. Александр Шмеман предлагал даже «восстановить при церковных общинах советы, которые будут помогать предстоятелю в его служении по созиданию Церкви в рамках прихода» [11, с. 559]. По мысли, о. Александра, приходской совет – это своего рода собор священника, участвующий в решении прежде всего духовных вопросов.
В наше время проповедь Евангелия среди разных социальных групп и слоев также должна опираться на помощь мирян, представляющих в Церкви эти слои населения. Например, организация молодежных православных движений, естественно, должна быть делом преимущественно самой молодежи. Как указывал святитель Иннокентий Московский, «миссионерское дело тогда только может получить более удовлетворительное развитие, когда сделается предметом внимания не избранного круга ревнителей, а всего православного народа» [1, с. 215-216].