Главная > Иноверие и инославие > О баптистах. Краткое указание, как вести беседу с сектантами (баптистами)

О баптистах. Краткое указание, как вести беседу с сектантами (баптистами)

28 ноября 2011

При беседах с баптистами лучше всего начинать беседу с исторической стороны, то есть с указания времени появления на свет разбираемой секты и указания ея родоначальника. Затем перейти нужно на выяснение догмата о Священном Предании, причем здесь имеется в виду твердо установить учение Св. Православной Церкви об источниках вероучения, чтобы затем в последующих своих беседах иметь возможность обосновывать на Священном Предании православное учение о других пререкаемых сектантами баптистами вопросах веры, имеющих свое незыблемое основание в Божественном Откровении, не записанном в книгах Священного Писания, но хранимых Церковью от времен Христа и Апостолов. Наряду с этим, беседу можно начинать с выяснения вопроса о Церкви, как основном пункте христианского вероучения и о спасении человека.

 

Можно также начинать беседу и прямо с того или другого «боевого» вопроса.

При беседе с баптистами необходимо нужно иметь в виду то, что когда беседуют, они, в своем понимании предметов веры и отрицания истин православия, стараются обосновать свое положение на тексте только Св. Писания, других же доказательств, т.е. святоотеческое творение, они не приемлют. При этом баптисты 1) пользуются текстом большею частию отрывочно, вне связи с предшествующими мыслями Св. Писания; 2) при истолковании читаемого места, часто применяется ими грубый буквализм, без проникновения во внутренний смысл текста; 3) весьма нередко из читаемаго текста совершенно безосновательно они извлекают переносный смысл.

Одного внешняго соответствия буквы священнаго текста достаточно сектантам для утверждения их в собственной мысли. Например, в словах Ап. Павла: «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:25). Баптисты из этого выводят воспрещение совершать рукою крестное знамение.

При разборе сектантских ссылок на св. текст, необходимо прежде всего: 1) Истолковать приводимое место в связи с предшествующими и последующими стихами. 2) Пояснить разбираемое место сопоставлением его с изречениями, родственными и противоположными ему по смыслу (параллели); весьма полезно бывает на ссылки баптистов сразу ответить ссылкой, по смыслу прямо ей противоположной. После нужно привести весь ряд текстов, из которых вытекает и в которых выражается отрицаемая баптистами православная истина.

При выборе текстов следует отдавать преимущество новозаветным текстам, пред ветхозаветными. Потребовать от сектантов баптистов непременно отчета в их вероучении. Необходимо при этом подчеркнуть хотя бы и лишний раз, что свое предание они приняли от немецких баптистов и других неприязненных людей, вместо предания церковно-апостольскаго. Их молитвенныя и обрядовыя действия самовольны и неправильны, – что у них нет никакой святыни и нет Божией благодати. В конце своей речи нужно ставить для сектантов баптистов точно выраженный вопрос относительно того, почему они не принимают православнаго учения, или как и почему они по своему разумению мыслят иначе о том или другом данном предмете. При этом непременно нужно требовать, чтобы баптисты на поставленный вопрос отвечали прямо без уклонений в сторону.

Главнейшая догматическая основа сектантов баптистов – это вера. Вера, что Христос раз и навсегда всех искупил и для личнаго спасения необходимо только признать это и больше ничего не нужно.

Обрядовая же молитва, подвиг в роде иночества, пост, все церковное богослужение и т.п. баптистами признаются ненужными и решительно ими отрицаются. Но между тем на практике мы видим совершенно противоположное по отношению церковных обрядностей. Сектанты баптисты, в корне отрицая церковную обрядность, осуждая внешнее поклонение Богу и Его святым угодникам, – идолопоклонство, – они в тоже время создали свои собственные обряды. Как-то: водное крещение, преломление хлеба в тайной вечери Господней, бракосочетание, молитва с коленопреклонениями, общественное богослужение с своеобразным чином и уставом. Строятся у них молитвенные дома, избираются «пресвитеры» и т.д. и т.п. Если все это так, то становится совершенно напрасной их борьба против видимаго христианскаго богослужения.

Удивительные эти люди сектанты. Как они не могут взять себе в толк, что ни один человек в мире, пока он жив и в теле, не может обойтись без внешняго проявления своих чувств. На все это непременно нужно указать баптистам.

Отвергнув обряды и предания христианской Церкви, освященные тысячелетним ея существованием, и перешедшие к ней от времен апостольских, сектанты баптисты выдумали свои обряды, обряды безсмысленные, ни на чем не основанные.

По верованию сектантов баптистов, богослужение должно быть внутренним, совершающимся только в душе молящагося. В таком богослужении ничего не должно бы быть внешняго, видимаго. Глубочайшее молчание, полная внутренняя сосредоточенность, никакого движения, никакого возгласа, даже без шепота, – вот какова в сущности должна быть молитва сектантов — баптистов, коль скоро они отвергают обрядность, признают идолопоклонством внешний вид богослужения. Возгласы за молитвой, чтение, пение, вставание, коленопреклонение и т.п. – все это видимое и слышимое есть обряд, форма, внешнее проявление внутренняго чувства.

По верованию баптистов, все это должно быть им чуждо, должно быть отвергнуто ими, как преступление. Однак
о мы видим, что баптисты не обходятся без видимой молитвы, облеченной в определенныя формы. Они очевидно поняли, что общественная молитва немыслима без обряда. И отвергая церковную обрядность, выражающую собою тысячелетний дух христианства, они выработали свои обряды и молитвы. На своих молитвенных собраниях они распевают собственнаго творения стихи и псалмы. Установили на них и чтение текстов из Священного Писания.

Так как сектанты — баптисты, при всем их желании, не могут показать нам истории своего существования от Апостольких времен, т.е. они не могут провести непрерывную нить своего существования до божественнаго Учредителя христианства Исуса Христа, то как же они, – не имея этой непрерывной связи, – решаются верить Евангелию. Пред ними стоит, в таком случае, неразрешимый для них вопрос: Откуда они (баптисты) взяли в самом деле Евангелие? Кто его донес до них из глубины веков в чистом неповрежденном виде?

Засвидетельствовать подлинность завета Христа баптисты не могут, так как не имеют непрерывнаго преемства до Христа, а Церкви, сохранившей эту святейшую книгу, они не верят. То отсюда и понятно, что сектанты-баптисты, должны неизбежно придти к такому заключению: «если верить Евангелию, то необходимо нужно верить и учению Св. Православной Церкви». Отвергая последнюю, они должны отвергнуть и самое Евангелие, как вещь сомнительную. Если же сектанты баптисты считают все то, что совершается в Церкви Православной делом ненужным, делом излишним, изшедшим не от учения Христа и св. Апостол, то они должны непременно отвергнуть и самое Евангелие, как вещь сомнительнаго происхождения. В противном же случае, получается какая-то непоследовательность.

Баптисты, называют себя «евангельскими христианами». Какие же они и в самом деле евангелики, когда Евангелие попало к ним как-то случайно, из чужих рук (от Церкви), при чем, по их убеждениям, нечистых рук.
Все это необходимо нужно поставить на вид сектантам баптистам, при случае, когда это более всего потребуется.

Опубликовано: Тулупов Т.С. Путь жизни: собрание сочинений — Самара: ООО «Офорт», 2008