Главная > Иноверие и инославие > Псевдоправославие > Митрополит Волоколамский Иларион о православном гуруизме

Митрополит Волоколамский Иларион о православном гуруизме

27 сентября 2012

ilarion… В 1990-е годы после падения атеистического режима народы, проживающие на канонической территории Московского Патриархата, столкнулись с острой проблемой распространения тоталитарных сект и деструктивных культов. Множество людей разных возрастов стали жертвами мошенников, под религиозными предлогами выманивавших у людей их собственность, ломавших их внутренний мир, парализовывавших их волю.

 

После столь горького опыта государственные власти в тех странах, где это явление имело место, пришли к выводу о необходимости законодательно ограничить деятельность деструктивных культов, и теперь многим деструктивным сектам стало действовать сложнее, чем десять лет назад. Вместе с тем, до нынешнего дня сохраняет свою актуальность проблема проникновения сектантского мышления и образа жизни внутрь церковной ограды. Одним из характерных признаков такого мышления является гуруизм, то есть «обожествление» своего духовного руководителя, столь характерное для тоталитарных сект. Как уже неоднократно отмечалось в официальных документах Русской Православной Церкви, некоторые псевдопастыри под видом ложно понятого духовничества, злоупотребляя доверием своих пасомых, совершают губительную подмену, пытаясь привести духовных чад не ко Христу, а к себе. Господь Иисус Христос заповедал своим ученикам: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23, 8-9). Вера христианская, не довольствующаяся одними внешними атрибутами и формальными ограничениями, обращена к уму и сердцу каждого человека: от христианина требуется сознательное и искреннее исполнение заповедей Христовых, характеризующее его подлинную свободу в общении с Богом. Даже в христианском монашестве, где отречение от своей воли и полное доверие своему старцу считается одним из непременных условий духовного возрастания, вставший на путь послушания инок обязан отойти от своего наставника, если тот не ведет его ко Христу, отвращает его от Полноты Христовой Церкви, совращает в ересь, склоняет ко греху или не приносит ему никакой духовной пользы. Гуруизм – будь то в деструктивных культах или в традиционных религиях – не только порождает проблемы в духовном развитии личности, но имеет своим последствием серьезную деформацию общественных отношений. Вместо воспитания в человеке ответственности перед Богом и ближним, а значит – и перед обществом и перед Отчизной, лженаставники взращивают в своих учениках горделивое самопревозношение и противопоставление себя другим, стремление изолировать себя от социума. Находясь в прельщенном состоянии, такие горе-руководители порой склоняют своих адептов к явному греху, нанося непоправимый вред их личному нравственному здоровью. Всем этим негативным явлениям необходимо противопоставить ясное понимание пастырских задач, стоящих перед Церковью, а также методов грамотного пастырского окормления верующих, направленного на формирование подлинно свободной и ответственной перед Богом и ближними нравственной личности по образу и подобию Божию. …

Из приветствия К участникам V Межправославной встречи Инициативной сети по изучению религий и деструктивных культов на тему: «Гуруизм в деструктивных культах и в других религиозных сообществах как духовная, личностная и общественная проблема: ее преодоление».24-27 сентября 2012 года, Нови-Сад (Сербия)