Главная > Просвещение на приходе > Огласительные беседы > Огласительный опыт прихода Успенского кафедрального собора. Протоиерей Игорь Бычков

Огласительный опыт прихода Успенского кафедрального собора. Протоиерей Игорь Бычков

15 октября 2010
 В конце 1980-х – начале 1990-х годов в нашей стране стали возвращать храмы верующим и началось массовое крещение взрослых людей. Это явление нередко  даже называют вторым Крещением Руси.
Протоиерей Игорь Бычков
 Клирик Коломенского благочиния
Доклад: «Опыт прихода Успенского кафедрального собора города Коломны по оглашению людей перед таинством крещения»
15 октября 2010 года
Церковь всегда готовила взрослых людей ко Крещению, т.е. оглашала их. Из истории мы знаем, что в первые века христианства на Руси пред таинством  Крещения  русские люди оглашались 8 дней, инородцы – 40. Разумеется, с возрождением церковной жизни возобновилась и традиция оглашения перед Крещением.
У нас в Коломне 20 лет назад прообразом  огласительных  бесед стали лекции настоятеля Успенского собора протоиерея Николая Качанкина. Отец Николай каждое воскресенье вечером проводил в храме беседы о Священной истории Ветхого и Нового заветов. Духовной литературы тогда совсем не было, Библия ещё не издавалась массовым тиражом. И для многих коломенцев (а собирались на встречи люди молодые и среднего возраста) эти лекции стали откровением – первым знакомством со Священным Писанием. И многие слушатели впоследствии крестились и всю жизнь свою связали с церковью, некоторые даже стали священнослужителями.
Приход Успенского собора быстро рос. Он не только реставрировал храмы (а их три у него), но и вёл активную миссионерскую работу, здесь открылись первая в городе воскресная школа, первое в епархии православное братство, стала издаваться первая в области православная газета «Благовестник», образовалось первое в Подмосковье молодёжное православное движение.
Собор как магнит стал притягивать людей своей активной богослужебной и внебогослужебной жизнью. Он удобно расположен в историческом центре города. К тому же немаловажно, что в крестильном помещении собора был оборудован первый в городе баптистерий для крещения взрослых. Так что стало возможным совершать это таинство по древнему чину – с полным погружением. В результате, в Успенский собор стало приходить креститься взрослых людей даже больше, чем в Богоявленском храме, который никогда не закрывался и имеет просторный крестильный храм.
Постепенно, в приходе собора сложилась своя система оглашения. С тех пор каждую субботу его клирики проводят в 10-00 утра беседы для взрослых, желающих принять святое Крещение, а также для восприемников. Ведь священник, которому предстоит проводить огласительную беседу, буквально через час будет крестить детей, Но опыт показал, что восприемники  редко посещают такие занятия.
Объявления об огласительных беседах разместили у входа в собор и опубликовали в прессе. О них знают все сотрудники храм, и народ стал активно посещать занятия. Как правило, каждую субботу обязательно кто-то приходит, бывает, что и не один. Ведётся журнал, где все оглашаемые регистрируются. Чаще всего оглашать приходилось вашему покорному слуге, поэтому мне и приходится делать это сообщение.
Итак, сложился краткий курс оглашения, он включает три беседы и длится две недели. Оглашаемый приходит в первую субботу, во вторую и в третью, причем в третью субботу проходит  последнее занятие, а вечером того же дня совершается таинство Крещения.
Темы первой беседы: православное учение о Боге и человеке, в чём смысл жизни? На первой встрече рассказывается также о Священном Писании. По окончании беседы, даётся задание на дом – прочитать  за неделю Евангелие от Луки и отметить как-то для себя непонятные места священного текста. При этом само Евангелие или Новый Завет даётся человеку на дом.
Почему сначала изучается евангелие от Луки? Как известно, оно было написано в первую очередь для язычников, которые не были знакомы с Ветхим заветом, а большинство наших соотечественников можно отнести к этой категории людей. Евангелие от Луки наиболее полно и последовательно описывает события земной жизни Спасителя, поэтому, мне кажется, оно лучше всего подходит для оглашения.
Тематика второй встречи: объяснение непонятных мест в тексте Евангелия, рассказ о христианской нравственности (10 заповедей никто не назовёт сразу) и молитве, задание на дом: выучить молитву «Отче наш» и перечитывать Символ Веры (во время таинства крещения его оглашаемый будет читать вслух сам). Молитвослов даётся человеку с собой и потом, разумеется, дарится ему.
Вообще-то, по статистике, только 15% граждан России, считающих себя православными (а это более 72% жителей страны) имеют дома Евангелие и молитвослов, поэтому приход просто обязан подарить новопросвещаемым эти книги.
Темы третьей беседы: устройство храма, знакомство с православным богослужением, таинствами, обрядами, понятие о христианском благочестии и аскетике. К сожалению, на практике нередко приходится по объективным  причинам сокращать число бесед с трёх до двух и даже одной. Это в Западной Европе н
арод дисциплинирован — им скажут ходить три года на беседы, они так и будут три года их посещать, у нас в России всё гораздо сложнее.
Но в случае, если человек не читал Евангелие, не знаком с молитвой, не имеет никакого понятия о вере и церкви, то, думается, крестить его сразу мы не можем… Здесь важен индивидуальный  подход. Как можно отказать в крещении, например, воину, отправляющемуся завтра в «горячую точку»?
Интересна реакция людей, когда они узнают о том, что без оглашения их крестить не будут. Некоторые не хотят готовиться и на следующую беседу не приходят: может быть, находят другие храмы и других священников, которые крестят сразу. Но таких людей – меньшинство. Подавляющее большинство готовится: читает Евангелие, учит молитвы, задают вопросы.
Есть люди, которые вынашивают  желание креститься годы: они знают и читают Библию, молятся и т.д. Таковых можно крестить сразу, но большинство нуждаются в огласительных беседах.
И после бесед появляется надежда, что семя вечной жизни, всеваемое в душу человека в таинстве крещения, прорастёт и даст добрые плоды.
Материал опубликован в «Вестнике миссионерского отдела» №2 2010 г.