Богооткровенное учение о Боге едином по Существу и Троичном в Лицах является основным и краеугольным догматом христианства. Исповедание этого догмата отличает христиан от представителей других религий, которые если и признают единство Божие, но не знают тайны Триипостасного Бога. По определению святого Афанасия Великого христианская вера — это «вера в неизменяемую, совершенную и блаженную Троицу».
Являясь краеугольным камнем христианской веры и вершиной Откровения Бога человеку, догмат о святой Троице в то же время таинственный и на уровне рассудка непостижимый. Неудивительно, что за догмат о Святой Троице с первых веков христианства шла напряженная борьба Святой Церкви с последователями ересей. Все заблуждения относительно догмата о Святой Троице — и древнейшие и современные — проистекают из одного источника, а именно – горделивого отвержения авторитета Святой Церкви и произвольного толкования Божественного Откровения. Предлагаем сравнить доктрину секты «Свидетели Иеговы», отвергающую Святую Троицу со свидетельством Священного Писания.
«Свидетели Иеговы» — «Учение о Троице – это неверное, небиблейское учение, перенятое у язычников, порожденное сатаной» (журнал «Сторожевая башня», февраль
Однако, «Свидетели Иеговы» неправильно понимают учение о Троице. Это не искусственная концепция о Боге, действующем то как Отец, то как Сын, то как Дух Святой, и не учение о трех Богах — это учение, основанное на Библии, — это вера в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, но не в трех Богов, а в одного Бога, Троицу единосущную и нераздельную.
Впервые термин «Троица» введен в богословие апологетом II века святителем Феофилом Антиохийским, но и до этого Святая Церковь исповедовала истину о Триипостасном Боге. Если непредвзято исследовать Библию, нельзя не увидеть, что Священное Писание называет единственным Богом Отца, Сына и Святого Духа, и в то же время однозначно определяя Отца, Сына и Святого Духа как Три Лица.
1. Откровение о Святой Троице дано святым пророком Моисеем с первых глав Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). «Сотворим» – указание на множественность Творящих и поясняется следующим стихом: «И сотворил Бог человека по образу Своему…» (Быт. 1, 27) – подчеркивается, что сотворению предшествовал особый совет Святой Троицы – Единосущной и Нераздельной.
«И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» (Быт. 3, 22). «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык;… сойдем же и смешаем там язык их» (Быт. 11, 6-7). — Здесь мы видим тексты, в которых Бог представляется беседующим и совещающимся с Лицами сознательными и равными Ему по Божеству.
2. Ясное свидетельство о троичности Бога видим в явлении Аврааму у дуба Мамврийского: «И явился ему Господь у дубравы Мамре… Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего»(Быт. 18,1-3). — Узрев трех, святой Авраам уразумел таинство Пресвятой Троицы, а поклонившись как Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах.
3. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6, 24-26).
Так священники благословляли сынов Израилевых, и здесь трижды произносится священное имя Бога. Святые отцы видят в этом прикровенное указание на тайну Святой Троицы.
4. «Словом Господним (Бога Отца) небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6).
И здесь мы видим упоминание о Трех Лицах в Боге, участвующих в деле творения: Господь, Его Слово и Дух.
5. В Псалтири есть много свидетельств о Сыне и Его Божественном достоинстве: «Господь рече ко Мне; Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2, 7); «Рече Господь Господеви (Один Бог другому Богу) моему; седи одесную Мене (Пс. 109, 1); «Прежде денницы родих Тя» (Пс. 109, 3); «Помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих» (Пс. 44, 8).
6. Святой пророк Исайя говорит о Духе Святом: «Послал меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48, 16); «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем…» (Ис. 61, 1-2).
Таким образом, тайна о Святой Троице была открываема во все Ветхозаветные времена, в мессианских пророчествах, сообразно с духовным состоянием Ветхозаветного Израиля. Еще яснее и глубже истина о святой Троице открылась в Новозаветном Откровении.
7. В Евангелиях проповедуется об Отце, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16), и о Сыне, Который воплотился и совершил дело нашего искупления. В Деяниях и Посланиях апостольских — преимущественно о Святом Духе, Которого Спаситель ниспослал вместо Себя апостолам.
8. После Своего Воскресения Господь заповедует апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, Сыну и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский (IVв.) следующим образом истолковывает этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога».
9. Утешая учеников в своей последней беседе Господь говорил: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14, 16), «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».
Здесь ясно различаются все три Лица Святой Троицы: Сын, Который говорит о Себе: «Я умолю Отца; Дух Святой, Который называется иным Утешителем, следовательно отличен от Сына. Он будет послан Отцом, следовательно отличен от Отца.
10. Святой апостол Павел подчеркивает личность Сына и Святого Духа, которые подают благодать наравне с Отцом: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). Как Три Личности Отец, Сын и Дух Святой проявляются при крещении Господа Иисуса Христа в Иордане (Мф. 3, 16-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-22).
11. Святой апостол Иоанн пишет: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино»(1 Ин. 5, 7)
Этот стих многие называют спорным, потому что его нет в древнегреческих рукописях. Однако в латинских рукописях IV—V столетий указанный стих есть, а святой Киприан Карфагенский цитирует его еще в III веке: «И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: И Сии три суть едино (1Ин. 5, 7)». Очевидно, что древние латинские переводы делались с еще более ранних греческих текстов. Большую часть IV столетия практически весь христианский Восток находился в руках еретиков–ариан. Можно предположить, что они, как и современные иеговисты, прибегали к искажению греческого текста Священного Писания. Но латинский Запад большую часть этого времени оставался православным. Поэтому, вполне могло оказаться так, что этот стих сохранился в латинских западных рукописях, в то время как в греческих он исчез.
Таким образом, следуя ясным свидетельствам Откровения, Святая Церковь научает исповедовать Отца, Сына и Святаго Духа как три Лица или Ипостаси единого Бога. Три Лица в Боге равны между Собой и единосущны: Отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святый есть Бог, — но не три бога, а один Бог.
Иерей Димитрий Беженарь