Случается, святых архиереев пишут непокровенными, с открытой головой, а собственно указаниями на святительское служение считаются митра или монашеский клобук, реже мантия с посохом, а также омофор и вообще архиерейское облачение.
Но почти всегда непременный атрибут иконографического изображения святителей — Евангелие на левой руке, и благословляющая правая. Святитель Николай даже здесь исключение, на его иконах часто два Евангелия и два омофора. Он и в сонме христианских святых занимает особое место: современным языком выражаясь, рейтинг его очень высок, по частоте посещений или обращений к нему он, после Господа Бога и Пресвятой Богородицы, занимает едва ли не первое место, в России уж точно. И вот, на многих его иконах, которые хорошо знакомы православным христианам, мы видим уменьшенное в сравнении с фигурой Чудотворца изображение Христа Спасителя с Евангелием, которое Господь протягивает своему Угоднику, и Божией матери, держащей на руках священную широкую ленту — омофор. А у святителя и так Евангелие в руках и омофор на плечах. Зачем ему столько?
Святитель Николай Чудотворец
Ответ найдем в Предании Церкви. На
Стоило ли так горячиться?
Значит, причина оказалась серьезной, серьезней не бывает.
Арий
Арий утверждал, что Сын не вечно рождается непостижимым Богом Отцом, но сотворен Им. Он — произведение воли отца, а не Его природы. Но если Он не соприроден вечному Богу, — рассуждали отцы Собора,- не единая с Ним сущность, то Он Сам нуждается в совершенствовании, Он такой же принципиально иной по отношению к Божественной жизни, как и все сотворенное. Как же Он может соединить нас с Богом? Если Христос из Назарета не Бог, Он не в силах сделать нас святыми, обожить нас, преобразить в богов по благодати. И тогда все, что Он говорил о хлебе и вине, как о Своих Теле и Крови — иллюзия, обман, психотерапия. И рушится все христианство. Бог
Мы и сегодня часто слышим: как верить, не столь важно. В Трех Лицах Бог, или не в Трех, и что совершается на ваших Литургиях. Какая разница?! Главное, стараться корректно себя вести.
И мы нисколько не возражаем. Спору нет, великая ценность — благоденственное мирное житие. Без внимания, доброжелательства, терпения и прощения нельзя жить всем вместе. Только вот о мире давно толкуют правительства и народы, а все воюют. Сколько договоров и деклараций подписано, призывов и лозунгов провозглашено, благих намерений высказано, а человеческая природа не меняется. Мало того, оставленный на попечение собственной лукавой и грешной сознательности, человек расслабляется и деградирует.
Сын Божий и пришел для того, чтобы Свою Божественную природу соединить с человеческой и тем спасти ее, обновить и преобразить. Пришел и приходит до сих пор на каждой Литургии, предлагая нам Свою Плоть, Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
Этим жил, дышал и наслаждался святитель Николай, и этим питал других людей, свою паству. Разлучить человека с Богом, отлучить его от Тела и Крови Христа, Единосущного и Сопрестольного Отцу — а к этому вел Арий — этого не могла даже помыслить, тем более стерпеть душа святителя.