Называют этот день еще Теофанией или Богоявлением, потому что когда выходил Христос из воды иорданской, все видели, как Дух Святой в виде голубя спускался на Него, и слышали голос с неба: «Ты еси Сын Мой возлюбленный…» — так Бог явил Себя миру во всей великой Своей полноте, неизъяснимой и таинственной троичности.
Книга Бытия рассказывает, что когда сотворены были только земля и небо, » …земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…»(Быт.1.2.). Вода — первооснова мира, она во всем — камни и металлы имеют влажность. Тело человеческое, такое, казалось бы, плотное и материальное, на самом деле почти на 90 процентов состоит из воды. Для христианина это значит: дни Богоявления — освящение мира, и Бог являет себя человеку, не только внешне, в виде голубя или голоса с небес, а изнутри, освящая, а значит, и изменяя само человеческое естество.
Когда мы протягиваем ладони под струю воды, идущую из крана, мы, конечно, смываем грязь видимую и невидимую — всяких маленьких существ и организмы, которые глаз наш даже не различает. Но, кроме этого, мы прикасаемся к таинственной и всеочищающей материи. Очищающей не только физически — потоп, в котором спасся Ной и его семейство, был призван не для того, что бы истребить людей — очистить землю от греха и следов греха должны были воды потопа. Когда мы с вами крестились, освященная вода в купели очистила нас от любой нечистоты, которая прилипла к нам в той, дохристианской жизни. И сегодняшняя вода напоминает нам, что всех приходящих к Нему с покаянием, Господь убелит, как снег, что все будет очищено и прощено.
Теперь уже не сходит Христос в земные воды креститься, но Бог посылает Ангела своего всякий раз крещенским вечером освятить всемирное водное естество. Сходит с небес Ангел и свет мира горнего растворяет в воде. И вот когда мы черпаем эту воду в храмах и несем ее в дома, мы приносим этот незримый свет, настоящую святость, крепкую помощь и защиту, тайну и вечное прощение. Святая крещенская вода — это ангел, которому мы с вами дали приют, и жить надо стараться так, чтобы не огорчать священного нашего постояльца.