24 сентября 2010 года в конференц-зале Коломенской православной духовной семинарии состоялся однодневный семинар для катехизаторов-миссионеров на тему: «Методические вопросы оглашения перед Таинствами Крещения».
В семинаре приняли участие духовенство и миряне из Коломенского, а также Воскресенского, Егорьевского, Луховицкого, Зарайского Озёрского, Серебрянопрудского и Бронницкого благочиний. Вёл семинар председатель Миссионерского отдела Московской епархии, благочинный церквей Видновского округа протоиерей Михаил Егоров. В качестве докладчиков были приглашены преподаватели миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: декан факультета Андрей Борисович Ефимов и заведующий учебно-методическим центром Артём Шарафутдинов. Это, как подчеркнул ведущий, был только первый семинар – предполагается провести целый цикл, поскольку поднимаемая тема является назревшей, и при этом совершенно новой для Русской Православной Церкви, и содержит в себе немало острых вопросов.
Древняя практика длительного (до трёх лет!) оглашения существовала в доконстантиновскую эпоху и постепенно, с переходом ко всё более раннему (детскому, а затем и младенческому) крещению сошла на нет. К моменту, когда Русь приняла христианство из Византии, катехизическая практика была уже прочно забыта. Поэтому, хотя миссионерский опыт хорошо известен на протяжении всей русской истории (что не удивительно при постоянных контактах с соседними нехристианскими народами), огласительный же не известен совсем. Однако события последнего столетия – революция, 70-летние гонения на Церковь почти до полного физического уничтожения её, потом смена политического курса в стране и последовавшее за тем религиозное возрождение – привели к уникальной, почти первохристианской ситуации: подавляющее большинство населения лишено какой бы то ни было православной традиции, а значит, для того, чтобы войти в Церковь и жить в ней нормальной христианской жизнью, нуждается в научении, т. е., катехизации.
В своём вступительном слове протоиерей Михаил Егоров особенно отметил, что вопрос – нужно ли оглашать людей перед Крещением, или нет, сейчас уже не стоит, гораздо важнее другое – по какой системе оглашать. А здесь возникает множество подвопросов, которые Церковь призвана решать, как это полагается: соборно, учитывая исторический, в первую очередь, святооотеческий, духовный опыт.
С докладом на тему «Опыт огласительных бесед перед Таинствами Крещения и Брака на примере Коломенского благочиния» выступил помощник благочинного по работе с молодёжью протоиерей Игорь Бычков. Он рассказал, что в Коломне огласительные беседы начали проводиться ещё в 90-е годы, как раз тогда, когда количество взрослых людей, желающих принять Святое Крещение, было максимальным. Три беседы перед крещением проходят в Успенском кафедральном соборе: храм расположен в историческом центре г. Коломны — на Соборной площади, поэтому наплыв людей здесь всегда достаточно большой. В приписном Тихвинском храме, расположенном рядом с Успенским собором, был построен баптистерий, для того, чтобы крестить взрослых людей полным погружением, как это положено по Уставу. Беседы перед крещением проходят каждую субботу с утра, после третьей беседы вечером оглашаемого крестят, таким образом, продолжительность оглашения составляет две недели. Темы огласительных бесед: «Смысл жизни. Православное учение о Боге и человеке», «Священное Писание», «Таинства и обряды. Христианское благочестие». Между беседами даётся «домашнее задание»: прочитать евангелие от Луки, выучить наизусть Символ веры (во время крещения взрослый человек читает его сам) и молитву «Отче наш». Отец Игорь отметил, что сначала по количеству совершаемых крещений собор сильно уступал Богоявленскому храму, который не закрывался в годы гонений, поэтому там традиционно крестились многие поколения коломенцев, однако сейчас здесь совершается больше всего крещений в городе.
Следом выступил заместитель декана миссионерского факультета ПСТГУ А. Б. Ефимов. Своё выступление он начал с того, что переформулировал тему семинара как «Духовное невежество нашего народа». С этим невесёлым, но, увы, очень верным утверждением спорить трудно. Андрей Борисович изложил основные мысли и идеи, которыми должен руководствоваться современный миссионер-катехизатор для успешного осуществления своей деятельности. По словам одного из самых известных русских миссионеров XIX столетия – святителя Иннокентия Московского (Вениаминова): «только человеку, избыточествующему любовью, Богом даётся где, что и как сказать». Поэтому самое первое условие успешного оглашения – личная духовная жизнь катехизатора, его личное горение. Второе – всегда помнить, что катехизатор только сотрудник Богу, и никогда не должен заслонять собой Христа. Нельзя не учитывать, что не только Таинства Церкви, но и само оглашение – это духовная борьба. При этом не должно происходить никакого «духовного насилия» над личностью человека: не зря крещение, совершённое «ради страха», с древних времён считалось недействительным. Необходимо понимать, что не на все вопросы оглашаемого катехизатор может иметь ответы, и не все ответы могут быть однозначны. В качестве примера он привёл Шестоднев, по толкованию которого в нашей Церкви имеются разные точки зрения. Нет ничего страшного в том, чтобы говорить об этом, гораздо страшнее – упрощать, поскольку это может вызвать у взрослого человека недоверие к катехизатору (а затем и к Церкви!). Вообще, на вопросы оглашаемых, подчеркнул Андрей Борисович, надо отвечать максимально честно, не боясь обнаружить недостаточность знаний (лучше сказать «я посмотрю в книге» или «я спрошу у батюшки», чем уверенным тоном произносить сомнительные вещи).
Тему продолжил преподаватель ПСТГУ, заведующий учебно-методическим центром миссионерского факультета Артём Шарафутдинов. Напомнив о древней практике оглашения – порядка трёх лет, он констатировал, что в современных российских условиях это вряд ли возможно. В первые века каждый желающий стать христианином должен был доказать, что его желание серьёзно, а сейчас на Церковь смотрят как на «Бюро ритуальных услуг», где и покрестят, и повенчают, и отпоют, не спрашивая о намерении обратившегося жить полноценной церковной жизнью. Вот потому в ответ на предложение прослушать хотя бы несколько бесед перед крещением священники часто слышат: «лучше я пойду в другой храм, где никаких бесед не требуется». На сегодняшний день оптимальная продолжительность катехизации – 3 месяца (12 бесед), и эта практика успешно применяется в ряде епархий (например, в Екатеринбургской).
Прежде всего, для успешной катехизации необходима церковная община, чтобы вновь пришедший мог видеть те реальные отношения любви, которые только и возможны в Церкви, между христианами. И ещё несколько моментов, которые, по мнению преподавателя миссионерского факультета ПСТГУ, являются очень важными:
1) С первых дней нужно ввести оглашаемого в молитвенную жизнь Церкви. Рекомендуется домашняя молитва, но сначала не по молитвослову, а своими словами, во избежание магического отношения к молитвенным текстам. Кроме того, оглашаемый может посещать богослужение – например, быть на Божественной литургии до возгласа «изыдите, оглашенные».
2) Огласительные беседы должны проходить в непринуждённой обстановке – лучше всего, за чаем, тогда людям будет легче раскрыться и задать действительно волнующие их вопросы (в древней Церкви была принята именно вопрос-ответная, а не лекционная система).
3) В наше время становится актуальным служение специальных крещальных литургий – этот древний чин был восстановлен преподавателями ПСТГУ.
Ещё одна большая проблема – после крещения, даже и с катехизацией, люди часто уходят из храма, не найдя там для себя места, не сумев встроиться в церковную среду (особенно это касается мужчин и молодёжи). Поэтому так важно помочь человеку найти своё служение в Церкви.
Всё сказанное было не только ново, но и нашло живой отклик у слушающих. Каждому выступавшему задавали множество вопросов, причём активны были как священники, так и миряне. В ходе семинара выявлялись и ещё не решённые задачи, над которыми церковной общественности предстоит хорошо подумать. К примеру, вся миссионерская концепция нацелена на крещение взрослых людей, однако сейчас взрослое крещение – достаточная редкость, подавляющее число тех, кто крестится – это младенцы. В некоторых храмах практикуются беседы с крёстными, но каково их реальное участие в воспитании ребёнка в современном обществе? И можно ли отказать в крещении младенца, если его родители и крёстные не посещают церковь, не участвуют в Таинствах? (Ответ был: можно, но делать это надо тактично). Ещё один вопрос касался необходимости задействовать имеющийся в Православии богатый «богослужебный ресурс»: например, ветхозаветные паремии Великой Субботы были специально рассчитаны на тех, кто готовился принять крещение (в древности оно совершалось именно в этот день). Миссионерская концепция даёт возможность возродить чтение этих паремий не чтецом, а священником, лицом к народу и на русском языке. Хороший катехизический эффект даёт также проповедь сразу после чтения Священного Писания, с предварительным прочтением этого же отрывка по-русски, или вывешивание текста сегодняшнего чтения на информационном стенде в притворе. И, наконец, в некоторых храмах уже сейчас практикуется богослужение с пояснениями.
Была поставлена также важная проблема об ответственности членов Церкви пред Богом и друг перед другом: необходимо, чтобы каждый священник был ответственен за своих прихожан, а прихожане – ответственны за свою церковную жизнь. Без этого даже самые добрые намерения возродить катехизацию окажутся бесплодными, т. к. не послужат главной цели – созиданию Церкви.