Главная > Вестник Миссионерского отдела > О противодействии религиозному экстремизму

О противодействии религиозному экстремизму

21 сентября 2016

Доклад на круглом столе по проблеме межконфессиональной толерантности и противодействия религиозному экстремизму. Священник Дмитрий Березин, г.Люберцы, 25 ноября 2015 года.

 

На повестке дня нашего собрания стоят две важные,  но не всегда взаимосвязанные темы: Межрелигиозные отношения и религиозный экстремизм.

 

История России показывает, что в нашей стране умеют сохранять мир и взаимное уважение между религиями и народами. И хотелось бы отметить здесь особую роль Русской Православной Церкви, которая не только декларирует терпимое и уважительное отношение к верующим других религий (например, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви или в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»), но и на деле заботится о мирном и взаимоуважительном сосуществовании, уважая свободу каждого человека на выбор его вероисповедания и получение достоверных знаний об основах той или иной религии.

 

Говоря о межрелигиозной толерантности, которая в обществе понимается скорее как «безразличие», наверное, правильнее было бы использовать русское слово «терпимость», подразумевая под ним умение с уважением относиться к представителям другой веры и носителям других взглядов. При этом представляется очень важным отмечать не только те общие нравственные ценности, которые несут традиционные религии, но и рассказывать об отличиях вероисповеданий, чтобы избежать другой крайности – религиозного индифферентизма, то есть безразличия к вопросам веры вообще, которым наше общество страдает гораздо больше, чем религиозным фанатизмом.

 

Повышению уровня веротерпимости в нашем обществе могло бы способствовать большее узнавание друг друга. Мы могли бы знакомить друг друга со святыми и праведными людьми, представителями веры. Ведь по плодам веры часто судят о ней самой, и пока в обществе в качестве таких плодов веры люди видят далеко не лучших ее представителей. Есть множество людей: исторических личностей, и живших совсем недавно, кто черпал силы и жил по законам своей веры, кто мог бы быть примером для представителей любой религии. В качестве практического предложения в рамках Московской области, знание о таких людях, распространяемое при помощи книг, выставок, интернет-проектов, проектов социальной рекламы и так далее, — будет не только взаимно обогащать, но и делать нас ближе друг к другу.

 

Второй вопрос круглого стола: религиозный экстремизм.

 

Религиозный экстремизм имеет две стороны: экстремизм, возникающий на религиозной почве вследствие неправильно понимаемой веры; и экстремизм, прикрывающийся религиозными мотивами, но имеющий иные цели, чаще всего — политические. Иногда бывает сложно различить истинные причины, поскольку у руководителей и рядовых членов они бывают разные.

 

По данным Миссионерского отдела Московской епархии, наиболее активно на территории Московской области проявляют себя неоязычники, Свидетели Иеговы и сайентологи, — остальные экстремистские религиозные группы либо не ведут активной деятельности, либо являются полностью маргинальными и сложными к выявлению. Об экстремистских организациях, прикрывающихся исламом, лучше расскажет Рушан Рафикович.

 

Свидетели Иеговы маскируются под христиан и ведут активную вербовку людей в свою организацию, постепенно устанавливая контроль над жизнью каждого члена. Организация и руководящий совет находятся в Бруклине, в России – пос.Солнечный Ленинградской области. На территории Московской области замечено около 50 мест активной проповеди Свидетелей Иеговы или мест их собраний. Несколько десятков изданий Свидетелей Иеговы внесены в Федеральный список экстремистских материалов. В ряде регионов Свидетели Иеговы запрещены.

 

Сайентологи. Псевдорелигиозная организация. Помимо прямой деятельности, вовлекают в свою организацию людей через курсы английского языка, антинаркотические и иные программы. Деятельность построена на использовании психотехник, которые обещают адептам власть над другими людьми и миром, а на самом деле подчиняют волю людей. Одной из процедур принятия в секту является «одитинг» — полный рассказ о себе, сопряженный с гипнозом. Процедура одитинга тайно записывается, и его материалы позволяют контролировать человека как внутри организации, так и при выходе из нее. Сайентологи стремятся внедряться в коммерческие, образовательные учреждения, в государственные и муниципальные структуры.

 

Неоязычники зачастую строят свою идеологию на противопоставлении себя христианству, пропагандируя в своих последователях гордыню и культ силы. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 22.10.2015 г. выразил особую озабоченность усилившимся распространением неоязычества. Неоязычество характерно не столько выраженными религиозными формами или организациями, сколько набором идей, формирующих агрессивное, националистическое мировоззрение, которое, как показывают события на Украине, создает весьма опасные предпосылки.

 

«Неоязыческие настроения распространены cpeди спортивных болельщиков, сотрудников среднего звена силовых структур. Неоязычники в силовых структурах склоняют колеблющихся военнослужаших к присоединению к их общинам. Последнее возможно, в том числе, на фоне национального единства определенных групп (кавказцы) внутри вооруженных сил и силовых структур. Существуют также неоязыческие группы среди заключенных. Языческое движение в России организуется, помимо прочего, вокруг спортивных клубов единоборств. Неоязыческое движение пополняется за счет патриотически настроенных людей в условиях поиска ими своей идентичности в условиях морального и экономического кризиса». А.Л.Дворкин.

 

В Московской области наиболее активны неоязычники в Мытищинском, Подольском, Солнечногорском районах.

 

Теперь позвольте перейти к предложениям:

 

В качестве форм профилактики религиозного экстремизма можно предложить следующее:

 

  1. Организовать при Министерстве юстиции Московской области экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы для регистрируемых и уже зарегистрированных нетрадиционных религиозных организаций.
  2. Организовать на регулярной основе консультационные рабочие встречи на уровне муниципальных районов между представителями традиционных религий, администрации, УМВД и УФСБ. Такие встречи позволили бы оперативно реагировать на те или иные проявления религиозного экстремизма, улучшить религиозную грамотность сотрудников. Со стороны Московской епархии сотрудники Миссионерского отдела могли бы участвовать в таких встречах.
  3. Проведение просветительской деятельности по противодействию религиозному экстремизму: размещение материалов в СМИ, направленных на разъяснение ошибочности псевдорелигиозных течений, имеющих экстремистский характер. Повышение уровня религиозной грамотности населения.
  4. Разработка практического пособия для сотрудников УМВД, УФСБ по противодействию проявлениям религиозного экстремизма с учетом особенностей той или иной организации. Возможно, пассивность некоторых сотрудников УМВД связана с недостаточным знанием законодательной базы в этой области и практики ее применения.

 

Формы противодействия:

 

  1. Проведение экспертизы материалов, распространяемых той или иной нетрадиционной религиозной организацией: листовок, книг, СМИ, сайтов.
  2. Выявление групп: религиозных собраний, спортивных секций и т.д., где проповедуются неоязыческие идеи. Взятие их на особый контроль.
  3. Оперативное пресечение незаконных собраний, вербовки новых членов со стороны представителей религиозных организаций или групп, поддерживающих экстремистские взгляды.

Благодарю за внимание.

 

Священник Дмитрий Березин. Кандидат экономических наук. Председатель Миссионерского отдела Московской епархии