Я не случайно затронул тему молитвенного труда, который созидает. Мы ведь все время говорим о собирании Церкви, народа. Говорим, что должны слушать, понимать, сочувствовать, помогать и, главное, любить друг друга.
Пока же мы очень часто с горечью отмечаем, что между нами нет не только любви, но просто элементарной терпимости и понимания. Зато есть разделение на партии. Хотя апостол Павел еще 2000 лет назад предупреждал коринфских христиан: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях… Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор. 1:10-13). Следуя апостольской традиции, Церковь все время призывает христиан к единству, говорит, что это – усилие и оно должно быть постоянным.
Сторонники некоей партии говорят, что надо выступать перед байкерами, перед молодежью, на стадионах и рок-концертах. А их оппоненты утверждают, что в этом случае мы профанируем наши ценности, порочим Церковь.
Слава Богу, если среди приверженцев той или иной точки зрения находятся культурные, воспитанные, спокойные люди, которые приводят весомые аргументы, и дело не доходит до хамства. Но есть немало христиан, которые не понимают, что следует вести полемику в русле апостольской традиции. Ведь в том же, Первом послании к Коринфской Церкви Апостол пишет, что «надлежит быть и разномыслиям между вами, чтобы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19). Казалось бы, здесь прямое противоречие с первой главой Послания, где Павел умоляет избегать разделений. Но нет. Речь здесь идет о той полемике, где христиане не забывают о духе взаимной любви. Недаром ведь, после этих слов, Апостол переходит к описанию Евхаристии – вершине Божественной любви и любви между христианами. Что такое «апостольская традиция дискуссии»? Это спор не для того, чтобы унизить и победить другого человека, а чтобы приблизиться к истине. Если мы не забываем о взаимной любви, то Бог помогает нам найти ее по любому вопросу церковной жизни, не разделяясь на партии, не оскорбляя и не обвиняя друг друга во всех смертных грехах. Если же ты теряешь это чувство, если считаешь, что собеседник не имеет права на отличную от твоей точку зрения и бесконечно заблуждается, то, может быть, ты уже одной ногой в прелести. Прельщен другим духом… Духом разделения и вражды, отец которого – диавол.
Однако существуют не такие прямые разногласия. Они менее заметны, но тоже нас разделяют и не менее вредны для общего дела. Это происходит, когда мы теряем чувство, что всякий православный христианин принадлежит к Церкви апостольской, которую Христос послал в мир. Поэтому любой воцерковленный человек – это миссионер, который постоянно находиться в мобилизованном, собранном, можно, сказать, «боевом» настроении.
Поэтому сегодня священникам нужно, в первую очередь, заботиться не об укладке кирпичей и золочении куполов, а о духовном и интеллектуальном росте своей паствы. Безусловно, внешнее восстановление храмов – важная и необходимая вещь. Но, я думаю, мы уже вышли из этого периода истории и должны теперь думать о тех, кто будет в этих храмах молиться. Именно на нас лежит ответственность, чтобы через 10-15 лет наши церкви не превратились в пустующие «музеи под открытым небом». Для этого внутренняя, духовная жизнь паствы не должна стоять на месте, потому что всякая остановка здесь есть откат назад. Ведь жить во Христе можно лишь тогда, когда человек все время плывет против течения. По течению плывет неживое.