Алексей Вайц, председатель Комиссии по миграционной политике, межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Московской области
Весь ХХ-й век, 100 лет со дня революции, Россия мучительно искала пути развития. С момента этой национальной катастрофы, с 1917-го года, примерно каждые 10 — 15 лет вектор развития страны кардинально менялся. Сегодня мы полностью дезориентированы, мы имеем совершенно очевидную неспособность собраться на какой-нибудь, хоть сколько значимый, исторический акт, у нас по каждому поводу есть плюрализм, закрепленный в Конституции, но при этом нет ясной, внятно-понятной цели.
О целях нам настойчиво молчат последние двадцать пять лет, хотя до этого твердили о вящем «светлом будущем», а сегодня, будто что-то прячут: забалтывают, декорируют теориями, подсвечивают лозунгами — но целей нашего существования нам не объясняют. Если вдуматься, вглядеться, вслушаться во весь этот пестрый птичий базар, то невольно остаётся только один вывод: мы все собраны ради одного — чтобы есть! То есть — потреблять! А для чего же наши предки тогда осваивали это пространство? Для чего наши отцы сражались за Родину?! Для чего, сквозь мутное стекло призрачного будущего, наши властители дум пытались рассмотреть «небо в алмазах»?! Задаешь себе вопрос и невольно понимаешь, что не небо это никакое, а что ни на есть самое настоящее дно!
Давайте рассмотрим, в каком положении вещей сегодня мы с Вами оказались. Рассмотрим без надрыва, а трезво и холодно.
Основные проблемы, которые стоят сегодня перед властью и обществом. Первая проблема – стабильность власти как таковой. Вторая – это социальные разрывы в обществе. Третья проблема – очень серьёзная – это апатия населения и безразличность к власти. Четвертая проблема – не менее серьезная – самоизоляция существующей элиты. Пятая проблема – немощность партийной политической системы. Шестая — с неё мы и начали — отсутствие национальной цели и даже хоть каких-то предпосылок к выработке национальной стратегии. Следующая проблема – отсутствие критериев деятельности власти и общества, то есть у нас нет возможности оценить полезность или вред, мы всё меряем эффективностью. А то, что эффективно – не всегда полезно! Восьмая проблема – существенная – отсутствие качественной обратной связи между властью и обществом. Девятая проблема – основательная – сегодня в стране нет мобилизационного ресурса в случае социально-политической турбулентности. И последнее – в стране отсутствует явная консолидированная сила, способная предложить комплексные, целесообразные и системно-практические решения стратегического характера, собирающие государство и нацию.
А ведь перед нами стоит наиглавнейший вопрос:
«Какова она — наша завтрашняя элита?»
Сегодня говорят много о национальной идее. Но национальная идея — это не стратегия. Национальная идея необходима, но она является всего лишь маточным раствором для выработки, для кристаллизации национальной стратегии. Вот нынче, объявили нам национальную идею — «патриотизм», но ведь никто не сказал, что стоит за «отечестволюбием» — именно так переводится «патриотизм», и как его, Отечество, любить надо! Но ведь у всех своя точка зрения на этот вопрос.
Да и к чему нам, людям верующим, эти все разговоры о национальной идее, когда национальная идея России была написана две тысячи лет назад на Голгофе.
Именно с этой идеей безграничной любви и самопожертвования была освоена эта вся наша огромность территорий… Заметьте – без мобильных телефонов, без вездеходов и вертолетов – на лошадях! Были сохранены все народы, проживавшие на территории страны, а многим из них была дарована и письменность, и предоставлена всевозможнейшая помощь в обретении культурной и национальной идентичности. Так что же такое сегодня есть Национальная идея? О ней очень хорошо сказал наш руководитель Владимир Путин на одном из заседаний Русского географического общества в ноябре 2014 года. Сказал внезапно неожиданно просто:
«Высший смысл жизни есть Любовь!»
Правда, неожиданно для лидера страны, которой пугают весь мир?! Любовь! Но что такое Любовь, такое широкое и вселенски мощное понятие, и как его применить к сегодняшней жизни? Так вот,
Любовь, применительно к обществу, есть служение! Служение какое? Жертвенное! И никто и ничего нового нам сегодня преподать не сможет.
Пока Россия развивалась в парадигме «Я для мира», мы прирастали пространством, территориями, мощью духовной, открытиями, подвигами, коих не видывал мир! Но как только приняли в себя навязанную нам иную парадигму «Мир для меня» – мы начали в себе разделяться, и сегодня уже достаточно явно обозначились признаки тлетворных процессов, которые осуществляются под камлание расхожего рекламного слогана «Бери от жизни всё»!
Мы сегодня разобщены. И в этом разобщении близки к национальной катастрофе. Наш институт семьи методично подвергается разрушению. Уровень беспризорности зашкаливает. На фоне всё увеличивающейся нищеты народ продолжает прибывать в города, бросая территории, наши пространства, на произвол судьбы. Мы взращиваем сегодня образованных, умных… преступников, поскольку все воспитательные компоненты изъяты из систем образования! Наша журналистика не осуществляет никакой обратной связи между властью и обществом, а напротив, в погоне за рейтингами дезориентирует нацию. Наши суды, внимая мантрам о правовом государстве, полностью утратили праведность, наше здравоохранение низложено и утрачено на фоне шикарной медицины, наша деловая культура распределяет прибыли, снижая издержки на производство, закладывая техногенные катастрофы, завалы которых будут разгребать наши дети.
Я никого не стращаю, я лишь отвечаю как христианин на вопрос: «Кто виноват?». И сразу как христианин отвечаю, ибо причины всех бед нам заповедано искать в себе: «Виноват я»! И тут я подвожу к самому главному вопросу: «Что делать?».
В этом-то и есть вся соль. Мы ничего не можем делать, ибо основная проблема общества сегодня, что у нас нет согласованности действий. Это происходит потому, что наши устремления ни к чему конкретному не привязаны. Они не имеют целесоподчинения. Нам сегодня необходимо договориться между собой о том, что мы делаем! Надо поставить цель. Самим. Не надо никого ждать. У нас все для этого есть. И действовать целесообразно, своевременно, согласовано, руководствуясь пользой для общества и эффективностью для экономики страны. Нам необходимо найти точку, на которой мы все сойдемся. Обретем согласие и договоримся о правилах игры, о системе координат нашего будущего взаимодействия. По-хорошему, нам необходимо на все это приведенное мной выше сильно рассердиться! После поражения в Крымской войне Александр Михайлович Горчаков сказал: «Россия не сердится — Россия сосредотачивается». Вот и нам необходимо установить эту отправную точку и оттолкнувшись от неё начать последовательно двигаться в сторону обретения себя как боголюбивого Народа к своему историческому предназначению.
Такой точкой могла бы быть идея Народосбережения. Впервые её озвучил Иван Иванович Шувалов, потом её подхватил и развивал Михайло Ломоносов, затем — Дмитрий Иванович Менделеев, после — Солженицын, в последние три года эту мысль в той или иной форме, уже в третий раз в своих посланиях Федеральному собранию озвучивает Президент Государства Владимир Путин.
Народосбережение – это краеугольный камень, который служит замком двух сторон свода светской и духовной власти, ибо задача государства споспешествовать в улучшении качества жизни граждан, а задача Церкви предуготовлять человека к Жизни вечной.
Но для того, чтобы начать реализовывать эту цель, нам необходимо сформулировать четыре основных условия.
Нам необходимо:
1. Утвердить институт семьи как центрального объекта государственной стратегии и политики;
2. Осуществить вклад в человека, преимущественно в детей, воспитанием, образованием и безопасностью, в т.ч. личной, информационной, духовной;
3. Обеспечить благообустройство пространства и преображение среды – речь идет о программе по деурбанизации страны (а это еще и мощная экономическая составляющая);
4. Утвердить место России в мировом сообществе как Миротворца в Евангельском смысле этого слова.
Для того чтобы начать всё это реализовывать, нам необходимо понимать каким должен быть человек, способный вышеизложенное осуществить. Для того чтобы понимать, какого качества нам нужен сегодня человек для решения этих условий-сверхзадач, хочу предложить
семь основных маркеров, которые нам дадут понимание о целостности природы человека: его отношение
- к вере,
- к семье,
- к Отечеству,
- к языку,
- к труду как к обязанности,
- к служению как к призванию,
- к исторической памяти.
Впоследствии необходимо будет выйти с предложением общественного договора с властью для открытия социальных лифтов, чтобы дать дорогу этой плеяде – поросли совестливых профессионалов. Ибо та власть заслуживает уважения, которая смогла обеспечить места, где формируются, принимаются и откуда исполняются решения в системе государственной власти для людей компетентных, совестливых и способных на жертвенное служение.
Сегодняшнее время для меня видится, как точка перехода из одного состояния в другое: из разобранного и разобщенного — в состояние средоточия и усиленной концентрации в дальнейшем. «Время собираться» — это, если коротко.
Будем помнить, что прицел также имеет перекрестие, и не упускать нашу главную Цель, Смысл и Путь — Господа нашего Иисуса Христа.
С Богом по всем дорогам!