Клирик Донского храма г. Мытищи
Воцерковление современных детей и молодежи является довольно сложной проблемой. Причем в наши дни остро стоит вопрос о воцерковлении не только детей и подростков, которые на настоящий момент не являются частью церковной общины, но и того подрастающего поколения, которое пока еще находится в церковной ограде. Современная молодежь с самого раннего возраста привыкает жить яркими, острыми впечатлениями, которые в изобилии выливаются на них с экранов телевизоров и всевозможной компьютерной техники. Они хотят модных развлечений и удовольствий, которые навязывает реклама и общественное мнение. Поэтому им тяжело почувствовать и воспринять живой опыт церковной жизни, который требует духовного напряжения, полноценного участия души, ума и сердца человека. Из-за внешнего потока впечатлений и шума им трудно уловить и распознать подлинный вкус духовной жизни. Даже детям церковных родителей, которые возросли в церковной ограде, христианская жизнь с присущей ей молитвой, участием в богослужении и правилами нередко кажется чем-то постным и скучным. Они подчас испытывают дефицит общения и жизненной динамики, и при любом случае стремятся с головой окунуться в омут современных, подчас патологически опасных удовольствий.
Тем не менее, молодое поколение находится в активном поиске правды, надежных авторитетов, надежной внутренней опоры, самореализации, признания со стороны других людей и уважения. Все это делает детей, подростков и юношество благоприятной почвой для семян Евангелия, потому что по-настоящему удовлетворить все эти жизненно важные потребности молодого поколения может только подлинная реальность жизни в общении с Богом. И если молодые увидят своими глазами эту жизнь, почувствуют ее силу, то тогда никакими средствами будет невозможно оторвать их от Христа. Наша обязанность – помочь им в этом. А для этого необходимо пройти весь путь воцерковления рука об руку вместе с ними.
В этом отношении, эффективным миссионерским инструментом по воцерковлению детей, подростков и юношества является детско-юношеский лагерь, поскольку в его рамках есть все возможности для тесного доверительного неформального контакта и сотрудничества священника и христиан-воспитателей с детьми. Важно, чтобы священник, воспитатели и дети находились в лагере круглосуточно и все вместе участвовали в ключевых моментах жизни лагеря. Деятельное участие священника в повседневной работе лагеря крайне необходимо. Это позволит преодолеть ненужный барьер между ним и детьми и в результате приведет к непосредственному, откровенному общению, обсуждению и разрешению насущных вопросов. В таком случае священник при добром и доверительном отношении к детям может стать для них настоящим авторитетным духовным наставником, к словам которого будут прислушиваться. Если священник активно участвует во всех событиях жизни лагеря, за короткое время без особых усилий он приобретет любовь, уважение и дружбу детей. Например, при помощи доброты и ласки он может разрешать конфликтные ситуации, положительно влиять на поведение и жизненный выбор подростков.
Особое значение имеет храм на территории лагеря, в котором могут собираться на богослужение, утренние и вечерние молитвы все жители лагеря вместе со священником. Утреннее и вечернее правило должно быть непродолжительным. Полезно, чтобы дети сами по очереди читали молитвы. В заключение полезно предложить каждому в тишине обратиться к Богу с личной просьбой. Если есть колокольня, то можно позволить детям звонить по очереди к службе и даже к утренней и вечерней молитве. Опыт показывает, что без лишних слов и принуждения дети и подростки с желанием и интересом ходят на утреннее и вечернее правило и богослужения. Многие впервые начинают молиться, приступают к Таинствам Исповеди и Причащения. Здесь большое значение имеет пример старших, друг друга и то, что молитва становится естественным и необременительным общим делом. Этому также способствуют краткие и ненавязчивые пояснения священника и воспитателей. В результате выстраивается целая очередь, чтобы прочитать молитву, помочь на службе, позвонить в колокол; практически все, исключительно по своей инициативе, исповедаются и причащаются в Воскресенья и праздники.
Пребывание в лагере должно быть насыщено интересными делами, занятиями и играми. Поскольку все дети любят что-нибудь необычное и экстремальное, то всегда пользуются большим интересом занятия по военному делу, туризму. Для таких занятий должен быть необходимый инвентарь. Проводить их должны верующие люди, обладающие соответствующими профессиональными навыками. Детям важно встретиться с сильными, ответственными, умными, жизнерадостными людьми, которые в той или иной степени были похожи на идеал, к которому интуитивно стремится каждый подросток. Благодаря общению с ними дети обретают силы и резон отказаться от нездоровых моделей поведения и жизненных установок, навязанных СМИ. Так, например, подросток из дурной компании, который случайно попал в наш летний лагерь, благодаря общению с воспитателями: талантливым педагогом, бывшим десантником и с офицером спецназа, принял решение оставить дурную компанию и пересмотрел свое поведение в отношении матери.
Вообще, чем разнообразней будут занятия в лагере — тем лучше. Это могут быть художественные занятия, танцевальная студия, песни, рукоделие и многое другое. Конечно, руководители всех кружков должны быть церковными людьми. Большую пользу приносят совместные походы, посиделки у костра или беседы за чаем. Какое отношение это все имеет к воцерковлению и воспитанию? Оказывается самое прямое. Дело в том, что на таких занятиях, в ходе различных игр, мероприятий, походов дети видят образец жизни верующего человека на примере старших и друг друга, понимают значение веры и прослеживают ее влияние на повседневную жизнь. Церковь и вера перестают быть для них обременительным набором ограничений, обретают глубокий жизненный смысл. Можно сказать, что многие дети, подростки и юноши в этих условиях с удивлением сталкиваются с истинным лицом Церкви и веры.
Важно, что в условиях жизни в лагере складываются прочные отношения молодежи со священником, воспитателями и друг с другом, которые сохраняются и в дальнейшем. Формирование и сохранение таких отношений имеет огромное значение в контексте секулярного мира, потому что верующие дети обретают надежный круг общения, признание, самореализацию и авторитеты в Церкви.