Протоиерей Константин Циона, Настоятель Успенского храм г. Ногинск
В противодействии абортам есть определенное «неудобство», так как это сугубо индивидуальное решение, и проблема, как правило, не получает огласки. Собрать группу женщин, решивших сотворить это злодеяние, на беседу, по сути дела не представляется возможным.
Всякая агитация, например, в женской консультации, конечно, имеет свои плоды, но беременность диагностируется, как правило, сначала самостоятельно, затем получает подтверждение у врача, где врачебная этика оставляет это без огласки! Получается, что женщины, идущие на аборт с таким решением, легализуются именно в больнице. И вот тут есть совсем небольшая временная возможность воспользоваться этим моментом и совершить все возможное, чтобы клиентка абортариума изменила свое решение.
С чем же мне как священнику приходится сталкиваться, и какие советы я могу дать собратьям в этом направлении? За два года я убедился, что абортируемые – это группа людей, которые не ждут и, более того, не желают встречи со священником. Стараются ее избегать и уклониться! Внутреннее стояние женщины в своем губительном желании, как правило, выстрадано, более того скажу, очень болезненно, потому что многие силы положены на то, чтобы заглушить голос своей совести, который не дает и не выпускает мысль о грядущем совершении детоубийства из женского сознания ни на миг. Женщины стараются забыться и отвлечься, поэтому нужно вернуть их сознание к этой проблеме и зародить еще один поток рассуждения, но правильного и имеющего начало в них же самих.
Прежде всего, повторюсь, первая реакция – это нежелание говорить, для себя они уже все решили. И беседу воспринимать могут как чтение морали, что никому не понравится, поэтому, если есть возможность, с такой пациенткой стоит найти возможность где-нибудь сесть, чтобы придать беседе более фундаментальное значение. Неплохо, если у священника есть помощник. По нашему опыту, при виде священника некоторые сразу захотят покинуть помещение, или вообще туда не входить. Помощнику-мирянину будет в этом отношении легче. Он может прийти чуть раньше и наблюдать за приходящими в больницу, а впоследствии сориентирует священника для возможности собрать всех женщин вместе. Иные на вопрос о том, для чего они тут, пробуют обмануть. Но, когда священник информирован, обман не получится. Иногда бывали случаи сговора младшего персонала с абортируемыми, чтобы прикрыть последних. По всей видимости, это происходило из-за меркантильных соображений. Чтобы не довлеть, заходить в палату необходимо только с радостным настроением, добрые слова не помешают. Также важно поздороваться, познакомиться, и в первой части беседы попробовать выяснить причины их отрицательного решения.
Но бывает так, что кроме нежелания говорить о принятом решении, получаешь в ответ агрессию. И тогда, при агрессивном отклике на беседу, необходимо начать не с вопроса о причине решения совершить аборт, а с вопроса о вере. Как человек понимают веру? Тут становится понятно и религиозное отношение к жизни каждой женщины. В таком разговоре нужно напомнить, что вера Христова имеет своей целью спасение души человека. Чаще всего все соглашаются, что все совершается по Воле Божией. Женщины, как правило, сами делают вывод о том, какую радость и благословение они получают свыше. Когда же с женщиной налажен общий контакт, будет уместным рассмотреть те причины, которые привели ее в больницу. Я стараюсь обращаться к каждой пациентке отдельно, но присутствующие иногда также участвуют в беседе, в этом нет ничего плохого. Если у женщины наблюдается некоторая скованность, не стоит задавать вопросы сходу, лучше узнать о жизненном строе семьи. Ситуации бывают разные, но если их обобщить, можно выделить следующие:
1) материальные;
2) социальные;
3) медицинские показания (количество ничтожно мало).
Еженедельно беседуя с женщинами в абортарии, в течение многих лет можно услышать одни и те же оправдания: «Зачем плодить нищету…», «Не на что будет содержать ребенка…», «Лучше пусть один, но в достатке…», «Пожить для себя…» и т. п. Или еще: «Я еще не готова стать матерью (мы – родителями)», «Не замужем», «Изнасилование», «Беременна малолетняя», «2 ребенка уже есть, куда ещё?!», «Вероятность рождения больного ребенка».
На самом деле, большинство из этих причин теряют свою силу после разговора с будущей мамой. Нельзя оправдать убийство ребенка ни одной из этих причин!
Материальные причины
Истинные причины заключаются в том, что современные люди связывают такое понятие как счастье с карьерой, деньгами, материальными благами, путешествиями по миру, но только не с детьми. Наоборот, по их мнению, дети являются помехой, проблемой. И первой задачей здесь будет дать почву для размышления и осознания, что такой подход к проблеме не верен, а следование таким принципам не решает проблему, а только усугубляет её.
Также важно выяснить, обоюдно ли это решение супругов. Нередко бывает, что супруг просто не знает о решении сделать аборт. Тогда нужно выяснить, почему так происходит, и постараться разъяснить ошибочность позиции женщины. Порой видно колебание женщин, тогда надо прямо попросить позвонить своим мужьям и сказать о том, что нужно сохранить ребенка. И этот прием не раз работал положительно!
Встречались случаи, когда мужья знали, но были против, а потом сдавались под давлением супруги. А иногда супруг против, а женщина желает сохранить беременность! Если супруг ожидает в коридоре приемного покоя, будет хорошо, если он тоже примет участие в беседе, особенно если он противник аборта.
С мужьями неплохо поговорить особенно о том, как они видят целостность и здоровье их супружества.
Социальные причины
Прежде всего, нужно увещевать женщину, что если Всеблагой Господь своей милостью наградил супругов зачатием, то этому чаду все предуготовлено. «Если Бог ребенка дает, то и на ребенка подаст». Страх перед трудностями бывает у многих. Обязательно стоит пригласить будущих родителей в храм. Как правило, впоследствии люди, родившие чадо, становятся прихожанами и зачастую очень активными.
Полезно подтолкнуть человека к размышлению об аборте как о грехе, как о трагедии, несущей порой неисправимые последствия для жизни, здоровья и крепости их семьи. Это возможность прислушаться к голосу совести и переменить свое решение.
В целях разрушения материальной мотивации вопроса неплохо вооружиться знанием положения дел в службе социальной защиты населения, существующих законов и мер по поддержке семьи, в том числе матерей-одиночек. Многие просто не знают о государственных мерах поддержки. Финансовая поддержка государства не очень велика, но существует инфраструктура, облегчающая жизнь молодой матери. Более того, при необходимости нужно быть готовым оказать организационную помощь в обращении в эти органы.
В борьбе за жизнь все способы хороши! Если не работает один, нужно использовать другой. Беседа в абортарии может подойти к концу, но останется возможность общения по телефону с супругами в целях убеждения изменить их греховное решение об аборте.
Странно, когда аборт мотивируется лишь только вероятным рождением больного ребенка. В данном случае я обыкновенно прошу рассмотреть другую существенную вероятность: убийства здорового младенца.
Необходимо чтобы в течение всего разговора женщина понимала, что за ней остается свободный выбор. И нередко бывает так, что наши увещевания не имеют положительного итога, поэтому надо дать женщине понять, что храм для неё не закрыт, её здесь ждут и готовы помочь независимо от её решения. Когда собеседник чувствует, что он не один, это может сыграть решающее значение.
У нас нет статистики о том, каковы плоды наших встреч. Однако отрадно видеть, как некоторые уходят, отказавшись от аборта (сам видел, как женщины начинали собираться). Есть действительно достойные примеры, переживая которые понимаешь, что Бог не оставляет своей милостью тех, кто вовремя отказался от этого трагичного выбора в своей жизни. Абортарий — это реальный рубеж битвы за людские жизни, и там просто необходимо воевать! Пока мы не можем остановить полностью это страшное явление, но должны стараться его минимизировать. Конечно, кроме непосредственного общения, нельзя исключать традиционные средства обращения к людям, это светские и церковные СМИ, интернет-ресурсы, слово проповеди в выпускных классах школ и высших учебных заведениях.