11 октября 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылся IV Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Перед участниками форума выступил председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда.
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Предыдущий фестиваль «Вера и слово» проходил два года назад. С тех пор в Церкви, в том числе и в жизни православных СМИ, произошли масштабные изменения. Представляется достаточно важным, что создан единый церковный орган, отвечающий за координацию усилий всех наших медиа и за формирование единой информационной стратегии Церкви. И сегодня я как глава этого органа впервые открываю столь представительное собрание православных журналистов.
Наш фестиваль проводится уже в четвертый раз, это фестиваль с историей. И поэтому мне прежде всего хотелось бы поприветствовать его создателей, присутствующего в этом зале Сергея Валерьевича Чапнина.
Конечно, я понимаю, что многие ждут от меня слов о каких-то кардинальных переменах не без беспокойства. Поэтому позвольте для начала успокоить эти тревоги.
Уверен, что за прошедшие полтора года вы уже могли убедиться, что наш Синодальный информационный отдел репрессиями не занимается, что это не структура подавления, а организация, призванная помочь пока еще разрозненным силам православной журналистики в том, чтобы они продолжали развиваться в своих нишах и на своих собственных путях. Любой из вас всегда может обратиться к нам за помощью и поддержкой, а мы в свою очередь ждем от вас вовсе не «хождения строем», а конструктивного партнерского сотрудничества и понимания наших совместных задач.
Не сомневаюсь, что не возникнет серьезных проблем и с реализацией решения Священного Синода о введении обязательного грифа для периодики, допустимой к распространению в церковных сетях, и думаю, что большинство существующих православных изданий получит его без особых проблем.
Такой подход не только не случаен, но представляется единственно возможным. Журналистика, средства массовой информации вообще и особенно церковные СМИ под жестким бюрократическим давлением просто-напросто не могут развиваться, да и функционируют с трудом и неспособны делать то, что от них ожидается. Да, у нас сегодня немало проблем, мы должны научиться работать вместе, должны выйти на качественно иной уровень подачи информации о вере и Церкви, должны, наконец, отсечь все еще существующие в нашей журналистике совсем уж откровенно маргинальные и антицерковные тенденции. К сожалению, сегодня существуют такие СМИ, которые называют и считают себя православными, но на деле занимаются политической игрой и пытаются реализовать собственные амбиции в критике священноначалия, проводя тем самым антицерковную политику. Эти амбиции не связаны ни с общецерковными целями, ни с благом Церкви.
Но никакая бюрократия не сможет одними лишь присущими ей средствами изменить ситуацию; она не изменится, пока все мы не осознаем те общие приоритеты всех православных медиа, которые не зависят ни от форматов, ни от конкретных начальников.
Увы, именно об этих приоритетах мы подчас забываем, и именно о них, я уверен, нужно говорить сегодня в первую очередь.
Название нашего фестиваля неслучайно. Давайте задумаемся над этим: ведь наша вера — это вера в Воплощенное Слово. Слову в христианстве предается высочайшее значение. И потому мы просто не имеем право засорять информационное пространство пустословием. Каждое выступление православных СМИ, какой бы теме оно ни было посвящено, должно становиться событием веры, а не событием политики, бизнеса или даже высокой культуры самой по себе — для этих целей есть другие специализированные медиа. В этом и заключается основное отличие православных СМИ от любых других — православное СМИ есть событие веры, и только таковым и может быть.
Мы же не должны заниматься профанацией веры, не должны забывать, что главное для христиан — дело спасения и что важнее всех войн — единственная война, которую на самом деле ведет Церковь, — война с грехом. И потому о чем бы мы ни говорили, мы должны говорить о Христе.
Апостол Павел пишет, что проповедь Христа Распятого для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие(1 Кор. 1:23). Точно так же, наверное, безумно и наше с вами служение с точки зрения светских медиа. Мы не нацелены на коммерческий успех, многие очевидные законы успеха в медиа-бизнесе являются для нас табу по общеэтическим и конкретно-моральным причинам. Но это должно лишь придавать нам сил, стимулировать нас искать новые пути и новые форматы. За последние годы в Русской Православной Церкви возникло немало успешных журналистских проектов, способных конкурировать с проектами светскими и в то же время не играющих по общим правилам, и это убеждает в том, что такой путь возможен. Только позавчера я вернулся с закрытия III Фестиваля СМИ православных в Киеве. Вернулся вдохновленным и с сумками украинских СМИ. Рад видеть и сегодня в этом зале многих из тех, с кем на днях прощался в Киеве.
Число упоминаний о Церкви за последнее время выросло на порядок, светские журналисты и все общество внимательно слушают сегодня слова Святейшего Патриарха. Еще каких-то два года назад ситуация была другой. Сегодня какую газету ни откроешь — есть что-то о церковной жизни. И так почти каждый день. И хотя отзывы подчас бывают негативными, а некоторые материалы, в том числе и новостные, в светских СМИ по-прежнему поражают некомпетентностью, но в целом все это в конечном счете говорит об интересе к церковной тематике. А раз такой интерес есть, значит, сегодня мы не просто можем, но и обязаны свидетельствовать о вере. И для этого всем нам нужно учиться предлагать нашу собственную тематику, собственную повестку дня, чтобы приводить людей к тем смыслам, ради провозглашения которых мы и несем свое служение. Сегодня мы не вправе лишь реагировать на какие-то кампании в светской прессе, то есть объясняться, а нередко и оправдываться, или по большим праздникам рассказывать о жизни Церкви.
Пару лет назад я спросил присутствующего здесь В.А. Фадеева: какое место духовные, нравственные вопросы занимают в современной повестке дня. Он просто и честно ответил — никакое. Коллеги, наша с вами прямая задача, чтобы эта ситуация изменилась. Иначе нам с вами сложно будет оправдать свое существование.
Но нельзя забывать, что чем громче звучит голос Церкви в современном обществе, в значительной своей части секулярном, тем выше ответственность тех, кто берет на себя миссию — донести его до людей, в том числе и на нас. Сегодня мы не можем больше робко отмалчиваться, жить по принципу: о Церкви или хорошо, или ничего. Если мы промолчим, за нас о Церкви скажут другие, и далеко не очевидно, что скажут правду. А мы не только уподобимся тому, кто в притче о талантах зарыл свой талант в землю, но и по совести должны будем взять на себя ответственность за то, что имя Божие хулится у язычников (Рим. 2:24). Повторю, что сегодня стратегическая задача для православных СМИ — это достаточно заметная, если не доминирующая позиция при формировании повестки дня в медийной среде.
Мы знаем, как много сегодня делают для развития православной журналистики энтузиасты из самых разных мест, где несет свое служение наша Церковь. Их труд — настоящий подвиг, и еще раз скажу, что эти люди могут смело обращаться в СИНФО за поддержкой своих начинаний. Мы обязательно выслушаем всех и постараемся помочь.
В 90-х и 2000-х первые специалисты, пришедшие в православные медиа, совершили невероятное. В условиях отсутствия профессиональной школы, средств, а порой и интереса со стороны не только секулярного мира, но и самих людей Церкви, они заложили основы современной православной журналистики. Но инициированное ими поступательное движение уже не поспевает за стремительным ростом требований, которые ставит перед нами жизнь. Появляются новые форматы медиа, у коллег из светских СМИ растет интерес к профессионалам, способным грамотно писать о Церкви. Нам нужно отвечать на эти вызовы времени. Некоторые специалисты уже говорят о завершении эпохи блогов, о новом этапе в развитии социальных сетей и о новых принципах интернет-журналистики — на этом фоне невозможно гордиться тем, что у епархии наконец появился простенький сайт-визитка с набором примитивных функций и дизайном эпохи зари Интернета. Это уже даже не вчерашний, это позавчерашний день. И такую ситуацию надо менять.
Но что еще более важно, в стремлении к профессионализму нельзя забывать, что все мы, множество христиан, — свидетели о Едином Боге. Это не значит, что мы везде, всегда и во всем должны быть друг с другом согласны. В каком-то смысле мы обязаны спорить, ведь Апостол говорит: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:19), но в этих спорах нельзя забывать слова Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:55). Величайшее мастерство православного журналиста должно состоять в том, чтобы пройти «золотым путем» спора-диалога, избежав и умолчания, и ненависти (или провокации) по отношению к собеседнику. А величайшее зло — когда вместо войны с грехом мы объявляем войну друг другу. Еще и еще раз хочу обратить на это ваше внимание, дорогие участники фестиваля: порой не просто грустно, но невыносимо тяжело находиться на наших интернет-форумах или читать дискуссии православных в интернет-дневниках. Нет там любви, а значит — нет и правды Христовой. И я призываю сегодня всех собравшихся: давайте вместе сделаем так, чтобы в православном интернет-пространстве стало меньше смыслового мусора, меньше склок. Давайте, наконец, будем помнить об одном из базовых принципов православного отношения к жизни: различение греха и грешника. Да, грех всегда должен быть назван грехом, но осуждение грешника — нарушение Христовых заповедей. Ибо за все это мы дадим ответ перед Богом. Недавно архиерей, освящавший храм в Останкинском телецентре, сказал, что теперь у телевизионщиков есть место, где можно будет подумать, прежде чем сказать. Как это верно для нас с вами, для многих, именующих себя православными СМИ.
В последние годы мы много говорили о профессионализме. Мне кажется, что сегодня на первый план выходит вопрос о том, каковы сейчас те глубинные творческие принципы журналиста и редактора, который работает в православном СМИ или в светском СМИ с православными позициями. Есть мнение (я его намеренно несколько огрубляю), что в каждом телевизионном кадре должен присутствовать священник с крестом. Нужно ли это нам? Понимаем ли мы, какая реакция будет у людей? Справедливо замечено, что в девяностые годы многие поддерживали Церковь, потому что Церковь находилась в списке обиженных советской властью. Но сегодня эта особенность из нашей жизни практически ушла, и Церковь уже не воспринимается как кем-то обиженная. По разным причинам, в том числе и потому, что сама Церковь окрепла и активно заявляет свою позицию. Само по себе это замечательно, но отдаем ли мы себе отчет в том, что этот специфический запас, который у нас был, — исчерпан? Исчерпан он и потому, что для СМИ, увы, требуется, чтобы у информации был в той или иной степени оттенок новости. Сейчас Церковь — это не новость (и это хорошо), так что простой констатацией того, что она есть, никого уже не удивишь. А нередко рассказ об активной позиции Церкви воспринимается с раздражением. Конечно, мы должны действовать невзирая на это раздражение, но мы должны учитывать такую реакцию, чтобы понимать, как действовать, дабы наши действия достигали цели.
Какие выводы мы должны сделать из этой ситуации? Единственное, о чем христианин может и должен свидетельствовать миру, что он может предъявить — это стремление жизни по Евангелию, это жизнь во Христе. Это надо помнить и журналистам. Профессионализм, о которым мы все с такой охотой говорим, это не цель, а средство. Очень важно не перепутать одно с другим.
Что нам важно? Чтобы человек сказал: я смотрю этот канал, потому что он очень профессиональный? Или потому, что он — православный, потому что он — о Христе, о другой жизни, о которой мне не расскажут сотни других — профессиональных — каналов. Я не выступаю против профессионализма — напротив, профессионализм должен подразумеваться. Но это не цель, которую мы можем предъявить миру, удивить мир.
Мне известно, как много сегодня у нашей журналистики чисто материальных проблем: нет системы распространения печатной продукции. Нет средств. Нет слаженности в работе и должного обмена опытом. Зато нередко есть отношение к коллегам не как к соработникам, а как к конкурентам. В результате у нас нет единого информационного поля, хотя и Святейший Патриарх, и священноначалие постоянно говорят о его необходимости.
Остается надеяться на то, что со временем эти проблемы удастся решить, но для этого нам следует научиться работать всем вместе. Пока это получается не всегда, во многом потому, что мы недооцениваем значение друг друга. Одним из примеров является подчас встречающееся отношение к официальным СМИ, к «Журналу Московской Патриархии». Поскольку у нас сегодня не парадный, но откровенный разговор о реальных проблемах, хочу сказать пару слов и об этом. Знаю, коллеги подчас относятся к этим изданиям как к тому, что надо выписывать, но совершенно не обязательно читать.
Однако официальные СМИ выполняют важнейшую функцию — именно они транслируют людям Церкви основные императивы священноначалия, намечают приоритеты в деле церковного строительства. Быть может, они не могут служить миссионерским материалом или чтением для широких масс верующих, но они крайне важны для людей, несущих церковное служение, и не в последнюю очередь для журналистов. (Хотя вхождение ЖМП в некоторые светские сети распространения кажется мне весьма интересным и важным шагом.) Сегодня работник православных медиа не может считаться компетентным, если он не знает, о чем говорит Святейший Патриарх, какие решения принимают Синод и Соборы.
Мы будем развивать портал Патриархия.ру, куда уже в ближайшее время планируем пригласить для заполнения профильных разделов пресс-службы епархий, — разумеется, при условии, что профессионализм и ресурсы позволят им вести такую работу.
Надеюсь, что открывшийся сегодня фестиваль будет способствовать становлению и укреплению содружества православных журналистов, — я подчеркиваю, содружества, а не совокупности, — и поможет ответить на имеющиеся вопросы.
И давайте еще раз вспомним, что решение создать профильный синодальный отдел было принято Святейшим Патриархом и священноначалием в результате оценки роли православной журналистики в условиях информационного общества. И теперь, где бы и в каких условиях вам ни приходилось работать, вы всегда знаете, что вы не несете свое служение в одиночку, вам есть куда обратиться, есть где получить помощь. Но в то же время и мы ждем от вас помощи и поддержки, потому что и нам не справиться без вашего участия.
Удачи вам, дорогие коллеги, и спасибо за внимание.
Источник: Патриархия.ru