Ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент В.Б.Первозванский
Русская Православная Церковь имеет большой опыт служения в местах лишения свободы. Несмотря на изменившиеся государственное и социальное устройство в России XX века, когда Церковь отделена от государства и в исправительных учреждениях и следственных изоляторах отсутствует должность тюремного священника, основные направления деятельности православных священнослужителей в местах лишения свободы не претерпели существенных изменений.
Священнослужители проводят большую работу по православному просвещению осужденных, подследственных, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы, распространяют духовную литературу.
Священнослужители, а также православные миряне содействуют строительству храмов, оборудованию молельных комнат.
Большую роль в окормлении осужденных и подследственных играет переписка с духовными пастырями, а также с их духовными чадами из числа мирян, получившими на то благословение своего духовника.
Традиционным для Русской Православной Церкви в работе с лицами, лишенными свободы, было и остается оказание благотворительной помощи: сбор и передача одежды, продуктов питания, лекарственных препаратов и других необходимых вещей; устройство концертов духовной и народной музыки в воскресные, праздничные дни, а также миссионерские выступления и совместные с ними богослужения.
Православными священниками в целях исправления осужденных используется и трудовое воспитание, для чего ими оказывается содействие в создании на территории учреждений и вне их предприятий, производственных объектов по изготовлению религиозной утвари, изделий и продукции для реставрирующихся и строящихся храмов, в трудоустройстве на этих объектов осужденных в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Немаловажное значение в предотвращении совершения преступления лицами, освободившимися из мест лишения свободы, имеет их реабилитация и социальная адаптация, для чего Русская Православная Церковь занимается по мере возможности их трудоустройством, в частности и в монастырях.
Еще одним важным направлением в деятельности священнослужителей является их выступление в центральной, ведомственной печати, в печатных изданиях для осужденных в регионах.
Как видим, сегодняшней практике тюремного служения хорошо известны и упомянутые основные направления работы, и различного рода рекомендации, памятки, советы, предназначенные оказывать помощь священнику, окормляющему следственные изоляторы, тюрьмы или исправительные колонии. Как правило, они находят своего адресата и достигают своей цели. Между тем, те, кто сравнительно продолжительное время осуществляет так называемое «тюремное служение», прекрасно понимает, что живое общение с людьми, работающими в этой системе, каждодневно непосредственно соприкасающимися с осужденными преступниками, может дать гораздо больше. Поэтому главный, если угодно, совет состоит в том, чтобы, по возможности, больше общаться с сотрудниками учреждений о тонкостях и специфике их работы. Убежден, что такого рода беседы никогда в полной мере не могут быть заменены никакими инструкциями наставлениями, правилами и тому подобными бумагами. Вероятно, рядом, а возможно и впереди такого получения опыта стоит непосредственный обмен опытом тюремного служения непосредственно между самими священнослужителями.
Важно, конечно, при этом учитывать и то, что многим сотрудникам, работающим долгое время в местах лишения свободы, свойственно явление, называемое «профессиональная деформация». В силу этого явления человек черствеет, подчас забывает о своем предназначении исправлять, воспитывать оступившегося человека, становится грубым, жестким, даже жестоким, у него притупляется чувство справедливости, так высоко оцениваемое осужденными, Поэтому вовсе не случайно малая, но все-таки часть сотрудников идет на нарушение закона и даже совершает должностные и самые обыкновенные уголовные преступления, попадая, в конечном счете, в такие же не столь отделенные места, в которых сами работали, но только предназначенные специально для бывших сотрудников правоохранительных органов. Понятно, что в беседах с «бывалыми» профессионалами нужно стараться и уметь отличать зерна от плевел.
Следующий совет общего плана состоит в том, что не без пользы стоит почитать (перечитать) как широко известные массовому читателю художественные произведения «про тюрьму», в число которых входят творения Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, А.И. Солженицина и некоторых других писателей, так и специальные работы и материалы, среди которых можно назвать, например: Практика тюремного служения / Семинар по передаче и обмену опытом. – Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра: Московская Духовная Академия, 18-19 сентября 2001 г.; Скоморох Олег, свящ. Пастырское служение в тюрьме в настоящее время (диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). – Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1998; Ходыкин Игорь. Миссионерское служение Церкви в местах лишения свободы (диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия). – Сергиев Посад, 2000; Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. – М.: Юридическая литература, 1991; Каледа Глеб, протоиерей. Остановитесь на путях ваших… (Записки тюремного священника). — М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 2002; Архимандрит Спиридон. Из виденного и пережитого. Воспоминания проповедника-миссионера в Сибири. – Балто-Славянское общество культурного развития и сотрудничества, 1993.
Кроме сказанного, священнику, осуществляющему сегодня тюремное служение, полезно будет знать, что современное развитие (реформирование) исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы происходит столь бурными темпами, что уследить за происходящими изменениями не всегда удается даже специалисту. Приведем лишь несколько примеров, которые позволят сложиться более или менее цельному представлению о сути происходящего.
Прежде всего, надо сказать о том, что в конце прошлого (2010 года) была принята и утверждена на уровне Правительства страны «Концепция развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». В этом документе нашли отражение, можно сказать, революционные взгляды наших современников на предстоящие преобразования. Так, предполагается, что вместо исправительных колоний будут созданы тюрьмы (общего, строгого и особого режима) по западноевропейскому образцу, колонии-поселения с обычным и усиленным наблюдением, а также вместо воспитательных колоний – воспитательные центры для осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. В основе этих преобразований лежат причины самого различного характера, среди которых и существенные изменения в составе осужденных (среди тюремного населения сейчас большинство за теми, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступлении; значительная часть осужденных представлена больными социально-значимыми заболеваниями – ВИЧ, туберкулез, гепатит, сифилис, алкоголизм, наркомания и т.п.), и стремление на основе взятых обязательств перед Советом Европы нашего законодателя приблизить условия отбывания наказания к европейским стандартам.
В данном контексте священнику стоит обратить внимание и на изменяющуюся ситуацию в местах лишения свободы, включая и следственные изоляторы, которая имеет тенденцию к обострению. Надо полагать, что степень такого обострения напрямую зависит от происходящих и предстоящих реформ, от которых осужденные часто ждут не только одних улучшений своего незавидного положения. К тому же часто до осужденных не доводится информация о сути происходящих изменений, в результате, их сознание подпитывается упорно распространяющимися искажающими эту суть слухами. Пример последних дней – события в Краснокаменской колонии, в результате которых были сожжены постройки, пострадали люди. Официальная версия, объявленная в средствах массовой информации – ужесточение требований к осужденным со стороны администрации колонии. Однако недоработки, надо думать, были и в других плоскостях, включая невнимательность, пассивность, а, возможно, и отсутствие священника в зоне. В связи с этими явлениями при посещении мест лишения свободы надо проявлять бдительность и благоразумие, не идти на неоправданный риск, проявлять уместное деятельное участие в судьбах осужденных, но не оказываться в ситуациях, из которых можно выйти только с помощью пожарных и спецназа. Так или иначе, посещая места лишения свободы, надо помнить, что сегодняшний среднестатистический осужденный уже совсем не тот, что был пять-десять лет тому назад. Психологи и психиатры неслучайно отмечают возрастающее число среди осужденных лиц с психическими отклонениями, низким умственным развитием, токсикоманов, игроманов, реакция на происходящее со стороны которых не всегда адекватна. Не смотря на то, что в большинстве учреждений построены храмы, часовни, молельные комнаты, важно учитывать (не проявляя излишней подозрительности), что контингент осужденных сейчас весьма сложный, в нем много хитрых, жестоких приспособленцев.
Священнику надо знать, что большинство сегодняшних сидельцев составляют рецидивисты, которые уже два-три и более раз умышленно шли на конфликт с законом. Поражают официальные данные о числе находящихся в местах лишения свободы убийц, разбойников, насильников. Национальным бедствием становится насилие над детьми. Хорошо известно, что сидят такие насильники далеко не все, а те, кто попался, скоро выходит на свободу, так как в заключении ведет себя «тише воды, ниже травы» и, как правило, практически поголовно совершает подобные преступления вновь. Здесь мы, к сожалению, очень далеки от Запада, где за подобные преступления суды дают не четыре-восемь, как у нас, а четыреста и даже тысячу лет, выражая тем самым отношение общества к содеянному, либо попросту подвергают этих лиц принудительной кастрации.
Не лишним, вероятно, будет напомнить православному священнику, особенно только приступающему к тюремному служении, рекомендации, выработанные современной практикой. Ниже представлены некоторые из них, которые в отдельных случаях заимствованы из различных источников.
Так, при нахождении на территории следственного изолятора (в том числе спецбольницы для заключенных и ее туберкулезного отделения) следует иметь в виду следующее:
- Территория следственных изоляторов, тюрем, колоний является режимной, то есть поведение всех находящихся на ней лиц строго регламентировано государственными нормативными актами. За нарушение режима наступает административная либо уголовная ответственность.
- Проходя на территорию учреждений, необходимо предъявлять и сдавать дежурному удостоверение личности, не иметь при себе никаких недопустимых предметов (мобильных телефонов, колющих, режущих, легковоспламеняющихся предметов и т. п.).
- Позволительно перемещаться строго в пределах зоны, оговоренной руководством учреждения. В случае необходимости изменить свое местонахождение нужно получить соответствующее разрешение. Нельзя уходить из учреждения самостоятельно, без разрешения работника следственного изолятора, которому поручены контроль, безопасность и охрана лиц, посетивших место лишения свободы с целью тюремного служения.
- Категорически запрещается нарушать режим изоляции заключенных: передавать им, либо получать от них корреспонденцию, информацию, какие-либо предметы, помимо необходимого для осуществления благотворительной деятельности. Предметы, передаваемые заключенным в рамках благотворительной деятельности, не должны содержать никакой нарушающей режим информации или нести иной недопустимой нагрузки.
- Обо всех конфликтных ситуациях, возникающих во время пребывания в местах лишения свободы необходимо сообщать священнику, окормляющему данное учреждение, а в случае его отсутствия — старшему группы.
- В случае возникновения любых нестандартных ситуаций, связанных с просьбами со стороны заключенных или с принуждением нарушить режим, следует соблюдать выдержку и хладнокровие, строго придерживаясь установленных государством норм и правил внутреннего распорядка учреждения.
- В беседах с заключенными необходимо соблюдать доброжелательность, корректность, избегать как высокомерия, так и панибратства, помнить, что нелегкие условия содержания заключенных являются фактором, провоцирующим их на чрезмерно эмоциональную, непредсказуемую реакцию.
- Помнить, что ваше пребывание на режимной территории учреждений — сугубо добровольно. Общаясь с заключенными, в том числе больными СПИДом, туберкулезом и прочими опасными заболеваниями, вы тем самым подвергаетесь определенному риску, который может привести к соответствующим опасным для вашей жизни и здоровья последствиям. Для уменьшения вероятности этих последствий необходимо соблюдать разумную осторожность, правила личной безопасности, личной гигиены, поддерживать свой иммунитет путем правильного витаминизированного питания. В случае болезни или недомогания посещение мест лишения свободы недопустимо.
Во всех остальных случаях следует уповать на помощь Божию, ничего не бояться (если Господь попустит, заразиться можно и в церкви во время исповеди, и в городском транспорте), забыть о брезгливости и не терять чувства юмора.
С персоналом следственного изолятора быть доброжелательным и вежливо-настойчивым. Убедительно просить сопровождающего не задерживать привод следующих заключенных на исповедь или на крещение.
Далее, мы полагаем, что очень важно, чтобы священнослужители, посещающие исправительные учреждения, были ознакомлены хотя бы с основными нормативными актами, регулирующими деятельность исправительных учреждений. В их число входят:
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (1997 г.);
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (1995 г.)»;
Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (1993 г.);
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (2005 г.);
Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения (2005 г.);
Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (2002 г.);
Правила посещения мест лишения свободы гражданскими лицами;
При работе с осуждёнными представители религиозных организаций должны учитывать специфику деятельности исправительных учреждений, принимать во внимание, что реальное сотрудничество между исправительными учреждениями и религиозными конфессиями в нашей стране началось сравнительно недавно, и имело, по сути дела, характер благотворительности для осуждённых и сотрудников исправительных учреждений.
В данном контексте уместно напомнить, что большинство священнослужителей, окормляющих места заключения, относят к числу проблем, препятствующих действенному окормлению, их служения там на общественных началах. Видимо, должно пройти немало времени, прежде чем эта проблема найдет свое решение на основе обоюдного согласия. Во всяком случае, в условиях исправительных учреждений вряд ли возможно, да и вряд ли целесообразно оплачивать труд священника за счет средств осужденных.
В этой связи, во-первых, необходима всемерная активизация усилий, связанных с реализацией положений, касающихся накопленного опыта духовного окормления мест лишения свободы.
Во-вторых, в силу того, что священнослужители, реализующие душепопечение в местах лишения свободы, подчас испытывают острую нехватку методических пособий, рекомендаций, наставлений в своей духовной практике, необходимо принятие реальных шагов, направленных на расширение издательской базы епархий, на создание такого положения, когда каждый окормляющий места заключения будет иметь в своем распоряжении (пользовании) хотя бы минимальный комплект методических пособий, содержащих ответы на возникающие вопросы.
В-третьих, необходимо дальнейшее расширение института наставничества. Во всяком случае, «живая» передача опыта, как показывает сама жизнь, адекватно не может быть заменена ничем.
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАВОСЛАВНОМУ СВЯЩЕННИКУ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
С целью удовлетворения религиозных потребностей осужденных и лиц, заключенных под стражу, проведения с ними воспитательной работы священнослужители имеют определенные права и обязанности. Священник как настоятель церкви учреждения с разрешения его администрации совершает церковные службы и требы и имеет право:
— на встречу с осужденными по их желанию, независимо от места их нахождения (в жилой зоне, штрафном изоляторе, помещении камерного типа, медицинском пункте и т. п.), по согласованию с администрацией исправительного учреждения и после получения разового пропуска;
— проносить с собой на территорию учреждения и хранить в церкви предметы, относящиеся к богослужению: антиминс, святые сосуды – чашу, дискос, звездицу, копие, лжицу, крестильный ящик, водосвятицу, кадило, кропило, церковные облачения, уголь, свечи, лампадное масло, ладан;
— проносить с собой на территорию учреждения и передавать осужденным и лицам, заключенным под стражу, предметы культа и религиозной символики, не являющиеся колюще-режущими и не изготовленные с использованием драгоценных металлов и (или) камней либо представляющие собой культурную и историческую ценность, а также религиозную литературу для совершения богослужения, обрядов и церемоний;
— в воскресных школах, на библейских курсах обучать верующих осужденных истории религии, правилам веры и т. п., а также в воспитательных целях читать осужденным лекции, проводить беседы и иные мероприятия общегуманитарного характера;
— передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным в виде предметов и вещей, продуктов питания, которые они могут иметь при себе согласно перечню, установленному Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения;
— проводить воспитательную работу с осужденными в составе организационных формирований общественности, имеющих государственную регистрацию в Минюсте России или органах юстиции субъектов Российской Федерации, а также ходатайствовать перед администрацией исправительного учреждения, вышестоящими органами о поощрении осужденных и смягчении им наказания.
Священник исполняет свои обязанности в отношении церкви учреждения, осужденных и лиц, заключенных под стражу. Попечение о благолепии храма учреждения является одной из его главных обязанностей.
Особенной заботе священника поручается приготовление осужденных и лиц, заключенных под стражу, к таинствам исповеди и приобщения к святым таинствам. В отношении к богослужению он должен совершать свои обязанности по церковным установлениям регулярно, но не реже одного раза в неделю. При этом ему следует:
— предъявлять администрации исправительного учреждения, следственного изолятора, территориального органа уголовно-исполнительной системы документ, выданный епархиальным управлением, на служение в церкви учреждения, а также документ, удостоверяющий личность священника;
— изучить правила посещения исправительного учреждения и следственного изолятора, порядок прохода на территорию учреждения и перемещения по ней. Не совершать действий, которые являлись бы вмешательством в деятельность учреждений, исполняющих уголовные наказания;
— ознакомить сотрудников исправительного учреждения и следственного изолятора с основами вероучения Русской Православной Церкви, с правилами жизни верующих, основами таинств и служб, религиозными традициями и обычаями, датами религиозных праздников и т. д.;
— все христианские требы в учреждении исполнять со всею тщательностью, благочестием и благонравием;
— внимательно относиться к поручениям, увещаниям и наставлениям, которые необходимо преподавать как всем верующим в церкви, так и каждому из осужденных и лиц, заключенных под стражу, в отдельности;
— заботиться о создании при храме (молитвенной комнате) учреждения библиотечек религиозной литературы;
— принимать все зависящие от него меры для благотворного религиозного и нравственного воздействия на осужденных и лиц, заключенных под стражу;
— знакомиться с осужденными и изыскивать возможности для бесед с ними для их увещевания и при необходимости — назидания;
— прилагать особенное старание к благотворному влиянию на тех из осужденных и лиц, заключенных под стражу, которые подвергаются дисциплинарному воздействию и отличаются строптивым поведением и нравственной испорченностью;
— стараться узнавать подробности о семейном положении осужденных и лиц, заключенных под стражу, способствовать восстановлению разорванных семейных уз. В необходимых случаях обращаться за содействием к различным общественным объединениям, организациям с различной формой собственности, которые бы могли оказать действенную помощь семьям осужденных и лиц, заключенных под стражу;
— посещать больных осужденных, оказывать им религиозное утешение, а также христианское напутствие умирающим;
— соблюдать противопожарный режим на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, а также при отправлении религиозных обрядов в культовых сооружениях. Применение открытого огня в виде свечей, лампад и т. п. должно осуществляться в соответствии с Правилами пожарной безопасности.
И последнее, несколько слов о правах и обязанностях священника, которые в определенной мере дополняют, уточняют и конкретизируют сказанное.
- Священнослужители, посещающие места лишения свободы по благословению церковноначалия, имеют право:
1.1. Не реже одного раза в неделю совершать церковные службы и требы в исправительном учреждении, следственном изоляторе в специально отведенных для этого помещениях, имея при себе необходимые для совершения таинств предметы.
1.2. Иметь постоянный пропуск в учреждение для встречи с осужденными или подследственными по их желанию; независимо от места их нахождения (в жилой зоне, штрафном изоляторе, помещении камерного типа, медицинском пункте и т.п.).
- Проносить с собой на территорию учреждения и хранить в церкви предметы, относящиеся к богослужению.
- Проносить на территорию учреждения и передавать осужденным и подследственным предметы культа и религиозной символики, не являющиеся колюще-режущими и не изготовленные с использованием драгоценных металлов или камней, а также религиозную литературу для совершения богослужений, обрядов и церемоний.
- В воскресных школах с помощниками или миссионерами преподавать осужденным, подследственным, а также лицам из числа сотрудников, историю религии, правила веры; проводить просветительские беседы по православной культуре и иные мероприятия культурно-просветительского и воспитательного характера.
- Передавать через администрацию учреждения гуманитарную помощь осужденным и подследственным в виде предметов, вещей и продуктов питания, которые они могут иметь при себе согласно перечня Правил внутреннего распорядка.
- Побуждать осужденных к раскаянию в совершенном преступлении, примирению с потерпевшими, налаживанию связей с родственниками.
- Совместно с администрацией и воспитателями принимать участие в индивидуально-воспитательной работе с осужденными.
- Ходатайствовать перед администрацией учреждений, вышестоящими органами о поощрении осужденных, смягчении наказания, помиловании, в случае, если они раскаялись в совершенном преступлении, не имеют взысканий или взыскания сняты, отличаются примерным поведением.
- При посещении мест лишения свободы священнослужители обязаны:
2.1. Изучить Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России, порядок прохода на территорию исправительного учреждения или следственного изолятора и перемещения по ней.
2.2. Регулярно совершать богослужения, заботиться о благолепии храмов и молельных комнат учреждений.
2.3. О дате своего посещения мест лишения свободы предупреждать администрацию заранее, но не позднее, чем за пять суток.
2.4. Предъявить территориальным органам уголовно-исправительной системы, администрации учреждений документ, выданный епархиальным управлением на служение в данном исправительном учреждении или следственном изоляторе, а также документ, удостоверяющий личность священника, с целью предотвращения проникновения в места лишения свободы самозванцев, раскольников и сектантов под видом православных пастырей.
2.5. Не допускать поступков, которые явились бы вмешательством в действия, являющиеся исключительной прерогативой администрации учреждения.
2.6. Способствовать формированию в среде осужденных и подследственных отношения благоговения и нравственности.
- Прилагать особое старание к благотворному воздействию на осужденных подследственных, которые отличаются строптивым поведением, нравственной испорченностью, противодействием администрации и подвергаются дисциплинарным взысканиям.
- Посещать больных в местах лишения свободы, оказывать им религиозное утешение, а также христианское напутствие умирающим.