Главная > Вестник Миссионерского отдела > Благословение преподобного Сергия Радонежского как фундамент для основания монашеских обителей. Игумения Агния (Сударикова)

Благословение преподобного Сергия Радонежского как фундамент для основания монашеских обителей. Игумения Агния (Сударикова)

15 ноября 2014

Игумения Агния (Сударикова), настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря

 

Буди ревнитель право живущим, и сих житие и деяние пиши на сердце своем.

Свт. Василий Великий

Преподобный Сергий Радонежский был вдохновителем и насадителем на Руси созерцательного подвига. Троицкий монастырь дал от себя 40 обителей, давших, в свою очередь 50 других. Иеромонах Никон в «Житии» указывает на 100 имен преподобных, происшедших от монастыря преподобного Сергия. Это была духовная школа, давшая расцвет созерцательного подвига во всей северо-восточной части России.

Аскетические творения говорят, что удел безмолвников есть удел не всех, а лишь тех, кого благодать Божия призывает на это. Для того чтобы вступить на этот путь и шествовать по нему безбедно, нужно предварительно достигнуть бесстрастия. Каким путем шел и дошел до такого высокого состояния юный Варфоломей, живя еще в доме своих родителей? Читал ли он святоотеческие творения? Аскетическая литература существовала на Руси с ранних времен. Или был он научен словесно? Об этом можно говорить лишь гадательно. Но одно несомненно, — преподобный Сергий принадлежал к тем цельным натурам, избранникам Божиим, которые всецело устремляются с самого начала своей сознательной жизни к Богу. Им, сохранившим незапятнанной сердечную чистоту с детства, открываются непосредственно духовные пути. Знакомство же с аскетической литературой, или с преуспевшими подвижниками, могло еще более обогатить и умудрить благодатного юношу.

По древнему преданию, имение родителей Сергия Радонежского, Ростовских бояр Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого. Родители были «бояре знатные», в высокой степени религиозные. Они помогали бедным и охотно принимали странников. Можно думать, что домашний быт этой семьи был ближе к крестьянскому: известно, что мальчиком будущего Сергия (а тогда – Варфоломея) посылали за лошадьми в поле.

С младенчества Варфоломей отличался от сверстников удивительной для его возраста молитвенностью, особым боголюбием. Варфоломей никогда не выходил из-под родительской воли, был послушным и ласковым ребёнком. Лишь одно не давалось ему – обучение  грамоте.

Однажды во время поиска потерявшихся лошадей, отрок Варфоломей встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. После этого случая Варфоломей стал очень хорошо читать. Упомянутый эпизод из жития преп. Сергия показывает, что Господь с отрочества учил своего избранника во всем полагаться на Него и дал «дар разумения книжной науки» чудесным образом.

Очень рано Варфоломей почувствовал склонность к монашеской жизни, поэтому он обратился к отцу за благословением, чтобы тот позволил ему уйти в монастырь. Однако отец, одобрив решение сына, указал ему на свой и его матери преклонный возраст, из-за чего им невозможно обойтись без помощника по хозяйству. Лишь после смерти родителей, которые незадолго до неё, как нередко было принято в те времена, приняли схиму и были похоронены в Хотьковском Покровском монастыре, осуществил своё желание. Варфоломею было 23 года, когда игумен Митрофан постриг его в монашество и нарек именем Сергий. Пострижение произошло 7(20) октября, когда Церковь отмечает память мучеников Вакха и Сергия

Маковец — эта местность стала на долгие годы местом пребывания монаха Сергия. Невысокую, пологую гору, прозванную Маковец, и омываемую с двух сторон речками, находящуюся в десяти верстах от Радонежа, Варфоломей присмотрел ещё при жизни родителей. Теперь же, после их смерти, он пришёл на Маковец вместе со старшим братом Стефаном, который к тому времени уже овдовел. В два топора они срубили церковь и освятили её во имя «Святыя и Живоначальныя Троицы». Так было заложено основание будущего Свято-Троицкого монастыря, который летописцы станут называть «Домом Пресвятыя Троицы».

Несмотря на то, что монах Сергий вёл отшельническую жизнь, слух о нём и церкви среди лесов, распространялся по округе. К нему потянулись иноки, искавшие уединения, особого монашеского подвига и руководства в нём. Не все оставались в новом монастыре. На первых порах инокам приходилось претерпевать большие лишения: и нехватку пищи, и недостаток воды, и великие труды по строительству монастыря. Только крепкая вера, истинное благочестие побеждали трудности такой жизни. Преподобный наставлял братию словами из Евангелия: «Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их» (Мф. 6:26). В самые же сложные моменты преподобный Сергий своим примером поднимал дух монашеской братии. Не было воды, он шёл по воду, не хватало рабочих рук, Сергий брался за топор и принимался за постройку, пропадала вода, он, одному ему ведомыми путями, шёл по лесу и находил источник, не было хлеба – Преподобный молился, и вскоре от некого христолюбца (как говорили в те времена) приходил обоз с хлебом. «Люты скорби, но сладок рай, тяжелы труды, но велика награда», – так преподобный Сергий утешал братию, собравшуюся вокруг храма Живоначальной Троицы на Маковце.

В монашеском устроении преподобный Сергий совершил самый настоящий переворот. Он положил начало тому, что на Руси, по примеру древней Церкви, появились монахи-пустынники, устроив монашескую обитель с общежительным уставом вдали от поселений, в глухих лесах Московского княжества. Здесь иноки обретались совместно в евангельской любви, единомыслии и, говоря современным языком, экономическом единстве. Много забот игумен Троицкой обители уделил составлению хорошей библиотеки; при этом книги не только переписывались в самом монастыре, но и покупались, чтобы «всякое полезное чтение было под рукой у братии». Сергиева Лавра, по словам священномученика Павла (Флоренского): «От самого своего основания делается очагом обширной литературной деятельности». В дальнейшем, созданный преподобным Сергием Свято-Троицкий монастырь стал одним из главных центров русской православной средневековой культуры. Так духовно возвысился Маковец.

Авторитет же самого Сергия был чрезвычайно велик не только среди братии монастыря, но и среди церковных и государственных деятелей того времени. Молитвенность, смирение, кротость, нестяжание, трудолюбие, истинное благочестие и особая духовная незаурядность, глубина ума вызывали у современников исключительное уважение к Преподобному; ещё при жизни игумен Сергий почитался в народе как святой. «Ангелов собеседниче», – говорили о нём. Позднее стали прибавлять: «Отечеству нашему пресветлый светильниче». Своими неустанными духовными трудами, подвижничеством преподобный Сергий взрастил немало учеников, или «собеседников», «сотаинников», испытавших его духовное влияние, которые, расходясь по Руси, создавали новые монастыри, подобные Свято-Троицкому.

Размышляя о значении преподобного Сергия в истории нашей страны, можно сказать, что его жизнь изначально была предуготована к спасению человеческих душ. Время же его духовного служения поставило перед Преподобным ещё одно предназначение – спасение Руси от ордынского засилья. Однако прежде надо было собрать разрозненные княжества в единое государство с признанием главенства одного князя – Московского, и Преподобный сам пошёл к князьям, чтобы примирить их и собрать Русь воедино. Несколько лет было потрачено игуменом Сергием на миротворчество, дабы прекратить усобицы между князьями, которые ослабляли и без того обессиленную Русь. И наконец, к 1380 году это удалось совершить.

На Руси мало было игуменов, способных сравниться с преподобным Сергием по числу основанных обителей. Несмотря на любовь к уединенной молитве, преподобный Сергий нередко по необходимости покидал свой монастырь. Конечно, «игумен земли Русской» не был странствующим монахом-проповедником, вроде Франциска Ассизского. Почти все его выходы за стены обители были вынужденными – святой либо уступал настойчивым просьбам, либо бежал от нестроений, не желая становиться причиной конфликта.

Хотя ни одна из редакций Жития преподобного Сергия Радонежского не называет времени, которое тратил преподобный на свое путешествие, они рассказывают о том, что все свои странствия святой совершал только пешком.

Чтобы приблизительно представить себе продолжительность одного из хождений, нужно вспомнить, что между Сергиевым Посадом и Спасо-Андрониевским монастырем примерно 76 километров.

Еще более впечатляющими были путешествия преподобного в Серпухов, где в 1374 году был основан Высоцкий монастырь, а в 1385 – в Голутвин близ Коломны. В житии подчеркивается, что оба путешествия преподобный Сергий Радонежский совершал пешком, несмотря на то, что в первом случае святому было более 60, а во втором более 70 лет.

В XIV веке по реке Оке проходила граница Русской земли. Наши далекие предки называли Оку «Поясом Богородицы», поскольку на её пограничных берегах располагались монастыри-крепости, которые являлись не только оплотом православия, но и служили защитой южных рубежей Русского государства от набегов различных кочевников. За Окой широко простирались бескрайние степные просторы, Дикое поле, как их называли в те времена, откуда нередко совершали свои вероломные нападения крымские татары, печенеги и другие степные разбойники. К северо-востоку от места, где был основан Белопесоцкий монастырь, тянулись земли Московского княжества, на западе лежала земля Серпуховского удельного княжества. Границей между ними, возможно, служила небольшая речушка Кремиченка, которую и сегодня можно заметить возле стен монастыря. Песчаные берега Оки, видимо, и дали названия этому месту Белые Пески.

До нас дошло предание о том, что святой преподобный Сергий Радонежский, совершая переход из Серпухова в Коломну, остановился на отдых на Белых Песках берега реки Оки, на месте, где теперь уже более пяти веков расположен Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Здесь он провел некоторое время в молитвах и раздумьях. Уединенная местность понравилась мудрому старцу, и Сергий Радонежский водрузил здесь Крест, благословил эти места и произнёс: «Быть здесь монастырю!».

С именем преподобного связано и местечко Акри, что неподалёку от Белопесоцкого монастыря. Как гласит предание, св. Сергий Радонежский проходил по этим местам и остановился около небольшого оврага посреди огромного, глухого леса. Утомившись за долгую дорогу, преподобный захотел испить воды из лесного ручья, но нигде не смог его найти. Тогда он, помолившись Богу, ударил посохом о сухую землю. И, о, чудо! Из земли тотчас возник источник чистой, прозрачной и целебной воды. Утолив жажду, преподобный продолжил свой путь, а источник с тех пор так и продолжает источать чудную воду.

Белые Пески упоминаются и в Новгородской летописи в связи с известными событиями на Куликовом поле.

Отправляясь на битву с ханом Мамаем, московский князь Дмитрий Донской с верными воеводами и ратниками после долгого перехода, сделал остановку для ночлега на песчаных берегах Оки. Здешние красивые места были подходящими и удобными для отдыха русских дружин. На широком лугу раскинулся стан Великого князя. Рядом с князем находились и его боевые сподвижники – воевода Боброк, боярин Михаил Бренк, а также смелые витязи-монахи Осляба и Пересвет. В ночь с 22-го на 23-е августа 1380 года князь Дмитрий и его соратники долго не могли уснуть, размышляя о предстоящем сражении и ещё раз продумывая план действий. Может быть, именно на Белых Песках этой ночью Великий князь вспоминал благословение преподобного Сергия Радонежского и его напутственные слова: «Господь Бог будет тебе помощник и защитник. Он победит и низложит твоих супостатов и прославит тебя». И сбылось великое предсказание святого – Куликовская битва завершилась полным разгромом татарских полчищ. Позже, возвращаясь с победой в Москву, Дмитрий Донской вновь проходил через Белые Пески и снова сделал здесь остановку. Согласно преданию, Великий князь в честь славной победы над татарами соорудил на берегах Оки обетный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Проведенные раскопки на месте будущего монастыря обнаружили древний фундамент рубежа XVI–XVII веков, на земле, где сейчас находится монастырская церковь Сергия Радонежского XVII века.

Преподобный Сергий, будучи неутомимым тружеником, своим авторитетом фактически создал все северное русское монашество и придал ему новый облик. В глухих лесах, на берегах рек и островах сначала он сам, а затем и его ученики создали десятки обителей.

Ученики Сергия Радонежского — основатели обителей.

  1. Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
  2. ПреподобныйПавел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
  3. Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
  4. Преподобный Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
  5. Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 г. Под руководством преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
  6. Преподобный Мефодий, основатель обители Пешношской, 1361 г.
  7. Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
  8. Кирилли Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в 1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в 1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
  9. Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около 1373 г.
  10. Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.
  11. Преподобный Роман Киржачский, первый игумен Свято-Благовещенского Киржачского монастыря.
  12. Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря.
  13. Преподобный Афанасий пустынник, на месте подвигов которого впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.
  14. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
  15. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
  16. Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
  17. Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Иоанна Предтечи.
  18. Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
  19. Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
  20. Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

Исключительная заслуга «игумена земли Русской» состояла в том, что для него не существовало мест, неприспособленных к подвижничеству. Своими путешествиями преподобный Сергий Радонежский заложил основу той картины мира, о которой Николай Гоголь скажет «Монастырь наш Россия». И дело было совсем не в том, что все наши предки жили как иноки в миру, а в том, что преподобный Сергий не ограничивал свой подвиг Троицкой обителью, а рассматривал всю Русь, как зону своей ответственности, как место, где можно проповедовать иноческие идеалы и жизнь по Евангелию.

В настоящее время Сергиевский храм Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря играет большую миссионерскую роль не только в совершении ежедневных богослужений, но и в просветительской деятельности церковной лавки, расположенной в притворе храма, имеющей необходимый ассортимент православной духовной литературы, DVD дисков и предметов церковной утвари. Церковная лавка пользуется большим спросом, как у жителей города Ступино, так и у паломников, которые с каждым годом все чаще совершают поездки в Белопесоцкий монастырь.

Немаловажное значение имеет архитектурное решение храма преподобного Сергия тем, что он связан небольшим проходом с южным келейным корпусом, что делает его более удобным и почти домовым храмом для насельниц монастыря.

Ежедневное чтение сестрами обители акафистов преподобному Сергию Радонежскому и преподобному Владимиру Белопесоцкому – строителю монастыря помогают верующим, стремящимся попасть на молитву, либо заказать поминовение на акафистах. Особое место в сердцах прихожан занимают чтимые иконы Сергиевского храма, такие как иконы Божией Матери «Всецарица», «Взыскание погибших», «Холмская», икона преподобного Владимира Белопесоцкого и преподобного Сергия, которые доступны для молитвы в любое время дня.

Преподобный Сергий особый угодник Божий, помогающий детям в обучении школьной грамоте. Каждый год перед началом учения Сергиевский храм монастыря собирает под свои своды множество детей, пришедших со своими родителями на молебен перед началом учения и молитву преподобному Сергию Радонежскому.

Люди, даже маловоцерковленные, совершающие паломнические поездки, либо просто пришедшие в Белопесоцкий монастырь, знают и помнят имя преподобного Сергия Радонежского, стремятся принести свою молитву этому угоднику Божию и приложиться к его святой иконе.

Свой рассказ экскурсии о Свято-Троицком Белопесоцком монастыре сестры обители всегда начинают с имени преподобного Сергия — святого благословившего быть сему монастырю.