Главная > Вестник Миссионерского отдела > Душепопечение в акушерстве и гинекологии. Священник Сергей Жигало

Душепопечение в акушерстве и гинекологии. Священник Сергей Жигало

15 мая 2013

Священник Сергей Жигало, клирик Преображенского храма г. Люберцы

Душепопечение в Церкви, по сути своей, можно назвать духовным акушерством. Как после физического рождения младенец первыми видит медиков-акушеров, так при рождении духовном, после молитвы покаяния, молитвы примирения с Богом, первыми встречают человека служители душепопечения – церковные пастыри. Поэтому будет уместно ключевой проблемой данного сообщения сформулировать следующий вопрос: что бывает, когда эти две стези, душепопечение и акушерство, духовное и сугубо мирское делание встречаются вместе? Каким образом они могут содействовать друг другу, и какие положительные результаты могут принести?

Душепопечение в акушерстве можно разделить на три этапа: дородовой, предродовой и послеродовой.

Особенности душепопечения беременных в дородовой период касаются участия в Таинствах Церкви, соблюдения поста и совершения особых церковных молитв священником для беременной женщины.

 

Особенности участия в Таинствах Церкви беременных женщин.

  1. Беременной женщине рекомендуется чаще прибегать к таинствам Исповеди и Причастия. Беременная (непраздная) женщина освобождается от поста, возможно облегчение молитвенного правила при частом причащении, другие послабления. Особым моментом, который необходимо учитывать при беременности – возможный токсикоз и тошнота, в период обострения которого может быть, стоило бы воздержаться от Причастия.
  2. Краткость пребывания на богослужении. Не устанавливается определенных временных рамок пребывания на богослужении – насколько хватает сил, все определяется физиологическим состоянием женщины.
  3. Сидение во время богослужения. Очень многие молодые женщины стесняются садиться в храме, уступают место пожилым прихожанам, тем более что на ранних сроках еще не видно беременности. Надо стараться убедить женщину, что лучше по причине физиологического состояния вовремя сесть, чем дожидаться обморочного состояния.
  4. Вкушение небольшого количества пищи после богослужения. Хорошо, чтобы в храме была возможность подкрепить силы после службы – попить чая, перекусить. Многим женщинам до храма бывает непросто добраться, иногда приходится ждать, пока муж доедет, чтобы забрать, иногда приходится добираться самостоятельно.
  5. Возможность внеочередного соборования в случае угрозы не вынашивания беременности и других осложнений протекания родового периода.

Как видно из вышеперечисленного, все особенности участия беременных женщин в Таинствах Церкви носят предельно щадящий характер. Невоцерковленные женщины, не зная об этих особенностях, часто совсем не обращаются за духовной помощью: не ходят в храм во время беременности, а приходят непосредственно перед самими родами, в основном, чтобы получить благословение на благополучные роды. Хорошо было бы сделать и разместить в храме листовку, в которой рассказывалось бы о том, в чем заключается духовная подготовка к предстоящим родам, что делать после рождения ребенка.

 

Особенности соблюдения поста беременными женщинами.

  1. Освобождение от соблюдения всех годичных постов и постов по средам и пятницам от момента установления беременности до окончания кормления грудью. В разумных пределах, ведь некоторые женщины кормят и до 6 лет. Обычно установленный разумный срок освобождения от соблюдения поста при кормлении грудью – год после рождения ребенка.
  2. Освобождение от евхаристического поста перед причастием. Обычно человеку перед причастием благословляется пост от 1 недели до 3 дней, беременные женщины от этого освобождаются, главное, чтобы выдерживался нравственный пост, и было покаянное чувство.
  3. В случае выраженного токсикоза или осложнений беременности разрешение причастия не натощак.

 

Совершения особых церковных молитв беременной и священником.

  1. Молитвы беременной женщины, которые можно встретить в разных молитвословах.
  2. Молебны перед иконой Божией Матери «Помощница в родах» — это особая икона, которая дарована нам Богородицей.
  3. Благословение на роды и чтение особых священнических молитв о благополучном протекании родов и рождении ребенка.

 

Особенности душепопечения беременных в предродовой период

В отличие от дородового периода, к этой категории относятся те женщины, которые непосредственно поступили в родильные отделения медицинских учреждений.

  1. Исповедь, причастие, молебны в роддоме. Воцерковленная женщина старается заблаговременно подготовиться к моменту родов: берет благословение и причащается в своем родном храме. В тоже время есть те маловоцерковленные женщины, которые в домовой церкви при роддоме делают свои первые духовные шаги. Надо отметить, что роды являются очень сильным толчком для многих женщин, чтобы они своим сердцем почувствовали необходимость Божией помощи в этот ответственный момент своей жизни. Но и женщины, которые причащались в своем храме, в случае необходимости могут прибегнуть к церковным Таинствам в роддоме.
  2. Еженедельное проведение молебнов также сподвигает женщину задуматься о духовном, потому что в родильном доме женщины находятся не только непосредственно перед родами, но и на сохранении на разных стадиях беременности.
  3. Непосредственное чтение молитвы священником роженице перед родами.
  4. Важный момент — обучение рожениц молитвам во время схваток и родов. Когда роженица во время родов молится короткими молитвами, она имеет внутреннюю духовную опору и, как правило, хорошо переносит схватки и роды. С момента начала схваток до окончания родов, если хватит сил, традиционно рекомендуется читать молитву «Богородице Дево, радуйся».

 

Особенности душепопечения беременных в послеродовой период

Необходимо отметить, что первая часть богослужебной книги «Требник» начинается как раз с молитв о женщине, разрешившейся в родах и о её ребенке.

  1. Молитвы в первый день после рождения. При условии, что священника, скорее всего не допустят к роженице сразу после родов, особенно если она пребывает в общей палате, но если он знает женщину, то по ее просьбе может прочитать эти молитвы в храме.
  2. Самой значимой церковной проблемой в роддоме является возможная смерть новорожденных младенцев без крещения. Для решения этой проблемы необходимо обучение рожениц, сестер милосердия и медперсонала Крещению младенцев «страха ради смертного» в угрожающих для жизни ситуациях. Даже если ребенок находится в кювете, достаточно намочить руку в обычной чистой (проточной) воде и троекратно окропить младенца рукой со словами: «Крещается младенец (нарекается имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Для этого чина не требуется святая вода. С этого момента ребенок является крещеным. Также надо отметить необходимость прикрепления определённого священника к родильному дому, и желательно, чтобы он жил или служил рядом, чтобы он мог незамедлительно прибыть в роддом в любое время дня и ночи для проведения таинства Крещения «страха ради смертного». И если младенец после погибает, то его можно отпевать, и он подлежит дальнейшему каноническому церковному погребению и поминовению – это большое утешение для матери. Горе женщины нередко усиливается, когда она узнает, что ее погибшего некрещеного младенца нельзя поминать в Церкви.

Вместе с тем, врачи и медперсонал, которые несут свое служение в роддомах, часто свидетельствуют о резких положительных изменениях в состоянии младенцев после Крещения «страха ради смертного». Многие из этих детей выживают вопреки неблагоприятным медицинским прогнозам. На этом этапе душепопечение рожениц заканчивается, и возобновляются уже после выписки из родильного дома

  1. Молитвы на восьмой день после рождения ребенка, наречение имени младенцу. По церковной традиции, на восьмой день ребенок приносится в храм, и ему нарекается имя. На практике, к сожалению, родители не утруждают себя прибытием в храм, и по обычаю эта молитва читается непосредственно перед чином крещения в храме.
  2. Молитвы матери и ребенку на 40 день после рождения. Это очень важный момент, так как является завершением периода естественной послеродовой нечистоты матери. Срок окончания этого периода приблизительный, у некоторых женщин может быть 35 дней, у других — более 40 дней, в зависимости от этого и совершается данная молитва. Она дает женщине право прикасаться к иконам, святыням и причащаться Святых Христовых Таин.
  3. Молитва женщине в случае извержения чада (выкидыша). Эта молитва говорит о том, что убийство младенца может произойти вольно или невольно, и называет женщину, у которой случился выкидыш, «невольно в убийство впадшею». Причиной непроизвольного выкидыша по вине женщины может быть излишняя ее физическая активность, подъем тяжестей, неправильное питание, интимные отношения и др. Для того, чтобы женщина оказалась в чистоте после такого эпизода в ее жизни, и читается данная молитва.

 

Своевременное крещение и воцерковление ребенка.

  1. Чем быстрее будет крещен ребенок, тем лучше. Согласно наиболее распространенной сейчас церковной традиции, крещение здоровых младенцев осуществляется в ближайшее время после сорокового дня после родов. Но если родители обеспокоены состоянием здоровья ребенка, были какие-то осложнения во время родов или хирургическое вмешательство у ребенка после родов, то родители имеют право крестить ребенка в любой день, когда захотят.
  2. Первые три года жизни после родов молодая мама не может из-за ухода за ребенком полноценно принимать участие в церковных службах, возникают трудности для причастия и исповеди. Физическое переутомление, бессонные ночи и бытовая семейная нагрузка затрудняют молитвенную жизнь, и исполнение молитвенных правил дома. Это один из самых трудных периодов жизни, когда молодая христианка оказывается практически на 2-3 года вырванной из обычной церковной жизни, и поэтому особенно нуждается в поддержке духовника. В этот момент духовники обычно благословляют женщине щадящий уровень участия в церковных службах и домашних молитвах, дают конкретные рекомендации – когда быть с ребенком, когда попросить бабушек и дедушек о помощи, а самой прийти в храм и т.д.

 

Подводя итог, необходимо отметить, что в Православной Церкви издревле духовному попечению о матерях уделяется особое внимание, выраженное в пастырском окормлении и специальных молитвословиях. Этим опытом нельзя пренебрегать.