Моти Лал Пандит: Меня зовут Моти Лал Пандит, я индолог. Я написал около 25 книг, посвященных индуизму и буддизму.
Сейчас я преподаю в Дели, а также тесно сотрудничаю с Международным Диалог-Центром в Орхусе. Сейчас я, в основном, специализируюсь на изучении буддизма. Также я один из редакторов журнала «Мистик Индиа». Я католик, обратился в католичество из индуизма, происхожу из семьи брахманов. Я пытаюсь донести до индусов сущность христианской духовности, и дать возможность христианам ознакомиться с буддизмом и индуизмом. Этим я занимаюсь в течение длительного времени.
В: Что вы думаете о заявлениях членов МОСК о том, что они являются представителями традиционного индуизма?
МЛП: Движение, возникшее в XVI веке в Индии, точнее, в Бенгалии, сочетало ведическую и неведическую традиции Индии, однако тогда это происходило в рамках более или менее ортодоксального индуизма. С вашего позволения я все же назову его ортодоксальным. Что же касается движения «Харе Кришна» (этот феномен возник в 60-70-е годы в Америке), то хотя теологически оно отчасти и продолжает линию, которая возникла в XVII веке, социологически совершенно к ней не принадлежит. И объясняют это два обстоятельства: во-первых, МОСК для собственной пропаганды восприняло новые западные методики. А во-вторых, МОСК существует преимущественно для западных людей. Согласно традиции, принятой в индуизме, стать индусом невозможно, им можно только родиться. В этом смысле МОСК — это модернистская интерпретация. Они совершенно не правы, когда заявляют, что представляют традиционный индуизм, так как в действительности являются последователями отнюдь не ведической, а сектантской традиции.
В: Действительно, существуют несколько уровней индуизма. Один — это якобы 5000-летняя ведическая традиция. Второй — гораздо более молодой культ Кришны. И, наконец, движение, возникшее в XVII веке под началом Чайтаньи. Но тогда как вы объясните факт, что среди книг, выпущенных МОСК, практически нет трудов Чайтаньи. Все, что вы найдете — это книги Прабхупады. Даже если это «Бхагавад-Гита» — вы обнаружите не классический текст этой поэмы, а лишь модернистский пересказ Прабхупады, снабженный его же комментариями.
МЛП: Ранее Прабхупада принадлежал к теологической школе, основателем которой является Чайтанья. Прабхупада дал этому учению свое новое толкование. В этом смысле мы вполне можем сказать, что он является основателем новой традиции. С одной стороны, она связана с традицией Чайтаньи, с другой стороны — это новое религиозное движение. Потому что оно обращено только к Западу, к неиндусам.
В: Каково отношение индусов к МОСК?
МЛП: Поначалу белые люди (американцы), танцующие на улицах Индии, вызывали у них эйфорию. Но сейчас индусы более не принимают МОСК. Видите ли, даже в центре всего движения, в Матуре, где, по преданию, родился Кришна, им не разрешается заходить в традиционные храмы. Вообще не разрешается, потому что они светлокожие и традиционный индуизм их совершенно не признает. Они живут своей замкнутой жизнью в индийском обществе, не смешиваясь с ним. И индийское общество их не принимает.
В: Пожалуйста, повторите еще раз название того места, где родился Кришна.
МЛП: Это Матура, в районе Вриндавана. Во Вриндаване находится их собственный ашрам. Но в традиционные храмы им входить не разрешают. Абсолютно. И когда проводятся индуистские конгрессы или другие мероприятия, организованные традиционными индусами или гуру, представителей МОСК никогда на них не приглашают. В этом смысле они не представляют индуизм как таковой. То же самое происходит и с христианскими сектами. Они могут провозглашать себя христианами, но разве их признает хоть одна традиционная конфессия?
В: Сравнимо ли это с отношением между сектой «Свидетели Иеговы» и христианством?
МЛП: И да и нет. Понимаете, в индуизме любой и каждый может создать секту. У нас это бесконтрольный процесс.
В: Вы хотите сказать, что в Индии слово «секта» не несет негативного смысла?
МЛП: Совершенно верно. Если вы сильный гуру или сильный человек, вы можете организовать секту и собрать вокруг себя последователей. И окружающие не будут волноваться по этому поводу. Но как только вы захотите объединиться с традиционной системой, сразу возникнет проблема — будете вы приняты ею или нет. Буддизм, к примеру, был принят значительным числом индуистов, но традиционно он идет вразрез с теологическими основами индуизма. То же самое и с МОСК — в современном индуизме оно рассматривается как неоиндуизм. Его могут принять как неоиндуистское течение, но традиционный индуизм совершенно не признает его.
В: Итак, почему МОСК не может быть признано традиционным индуизмом? Только лишь по той причине, что его члены не родились в Индии?
МЛП: Нет, не только. Также и из-за их богословской интерпретации. У них свой руководитель, свое богословие, своя школа, которая называется «Геда-Веда», что значит дуализм и монизм.
Та школа, к которой принадлежал Прабхупада, более не признает его. Вот что главное. Они не признают его интерпретацию традиции. Он принадлежал к этой школе, но основал новую секту, это значит, что он откололся от своей школы, и она более не признает его. Когда он был еще жив, его даже не приглашали участвовать в конгрессах.
В: Но, наверное, это не составляло для него проблемы, так как он был доволен ростом своего собственного движения.
МЛП: Да, он был доволен, потому что создал, так сказать, собственный индуизм или свою секту. И финансово он уже не зависел от традиционной школы, к которой ранее принадлежал, даже стал намного богаче ее.
В: Обычно ли для неоиндуистских сект провозглашать себя представителями древней ведической традиции? Или это особенность лишь МОСК, например, в России?
МЛП: Большинство неоиндуистских сект, действующих на Западе, не утверждают, что они принадлежат к традиционному индуизму. Например, такие, как Раджнеш или Ауробиндо или Миссия Рамакришны не утверждают, что представляют традиционный индуизм. Они скажут, что их учение эклектично, но в основе лежит индуизм. В этом смысле МОСК сильно от них отличается. Его члены ни за что не назовут себя неоиндуистами, но будут уверять, что они строго придерживаются брахманических традиций. На первый взгляд, это правда, т.к. они действительно сбривают волосы, танцуют на улицах, придерживаются особой диеты, иными словами, западные люди внешне полностью индианизируются. В других сектах их члены культурно не индианизируются. И это сильное различие. В МОСК вы культурно и ментально индианизируетесь.
В: Каково отношение к МОСК со стороны общества и правительства Индии?
МЛП: Безразличное. Как я уже говорил, в Индии огромное количество сект. И так было с самого начала индуизма. Поэтому никто не удивляется тому, что появляются новые секты. Правда, Раджнеша никто не принял. Он был единственным, кто возмутил индусов своими сексуальными оргиями. Другие секты не волновали ни правительство, ни общество в целом. Потому что только так индуизм и функционирует. Если вы влиятельный человек, вы можете окружить себя учениками и стать богом. Это никого не волнует. То же самое в Индии происходит и с исламом.
1 июля 1996 г. Орхус, Дания
Материал опубликован в «Вестнике миссионерского отдела» №6. Ноябрь 2012 г.