Главная > Просвещение вне прихода > Сетевое сообщество > К вопросу о просветительской деятельности в сети интернет. Священник Дмитрий Березин

К вопросу о просветительской деятельности в сети интернет. Священник Дмитрий Березин

16 ноября 2012

Священник Дмитрий Березин, секретарь Миссионерского отдела Московской епархии

Данная статья должна стать первой в цикле статей, посвященных просветительской деятельности в сети интернет. Интернет настолько глубоко вошел в жизнь наших современников всех возрастов, в том числе и в церковную жизнь, что мы стоим перед насущной необходимостью системно осмыслить возможности и перспективы использования его в целях несения Слова Божия и апологетики православной веры. Данная статья является приглашением к диалогу, и автор будет благодарен за предложения и замечания, присылаемые на адрес dm@molokovo.org.

Прежде чем начинать разговор о принципах, методах и формах просветительской деятельности в сети интернет, необходимо определиться с понятиями, которыми мы будем оперировать.

Сайт, интернет-сайт[1] (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

В данной статье мы будет использовать понятие «сайт» и как более общее понятие того, что обобщается доменным именем, так то, что еще не достигло уровня интернет-проекта и интернет-портала.

Веб-проект, интернет-проект – сайт, отвечающий следующим требованиям:

  • наличие осознанных и сформулированных целей существования,
  • наличие управления изменениями – планирование изменений функциональности, стратегия развития проекта и т.д.,
  • ограниченность во времени – понимание организаторами фаз жизненного цикла проекта и планирование перехода на следующую фазу, а также подготовка к качественному изменению в случае значительного изменения окружающей среды проекта: социальных, технологических, конкурентных и иных аспектов деятельности проекта, — или закрытию проекта.
  • неповторимость – уникальность содержания и совокупности сервисов сайта,
  • ограниченность ресурсов – наличие бюджета проекта и управления этим бюджетом,
  • специфичность организации – наличие постоянного состава участников проекта.

Веб-портал, интернет-портал[2] (от англ. Web portal или англ. Portal , «главный вход») — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные сервисы (Интернет-сервисы), которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов, если они объединены под одним доменным именем.

Также порталы функционируют как точки доступа к информации в Интернете или сайты, которые помогают пользователям в поиске нужной информации через Интернет (поисковые порталы). Такие порталы представляют информацию из разных источников или тем объединенным способом, их также называют навигационными сайтами.

Социальная сеть[3] (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.

Сайт социальной сети можно определить по наличию следующих возможностей:

  1. Создание публичного или полупубличного профиля (англ. profile) пользователя (например, профиль может содержать дату рождения, школу, вуз, хобби и другое)
  2. Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т.п.).
  3. Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей своих друзей).

Дополнительно может присутствовать возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

Веб-форум, форум — класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Форум обыкновенно имеет возможность создавать основные темы и вести дискуссии по различным аспектам этих тем, задаваемых пользователями. В настоящее время общение в форумах постепенно угасает, переходя в социальные сети.

Православный сайт (проект, форум) – сайт, проект или форум, управляемый православными людьми (принадлежащими к канонической православной Церкви), размещающий материалы, имеющие отношение к православной вере или непротиворечащие православной нравственности и образу жизни.

Система управления веб-содержимым[4] (Web Content Management System или WCMS) — программный комплекс, предоставляющий функции создания, редактирования, контроля и организации веб-страниц. WCMS часто используются для создания блогов, личных страниц и интернет-магазинов и нацелены на пользователей, мало знакомых с программированием.

HTML[5] (от англ. HyperText Markup Language — «язык разметки гипертекста») — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами (программами для просмотра веб-страниц) и отображается в виде документа в удобной для человека форме.

Помимо технических терминов, необходимо определиться и с терминами методологическими.

Принцип или начало[6] (лат. principium, греч. αρχή) — 1. Основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил. 2. Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. 3. Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения. 4. Основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т.п.

В целях данной статьи мы будем применять определения 1, 2 и 3.

Метод[7] (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

Форма[8] (лат. forma, греч. μορφή) — понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи. При этом, пространственная форма вещи — есть частный случай формы как сущности вещи. Нас будет интересовать форма в соотношении с содержанием, которая понимается как упорядоченность содержания – его внутренняя связь и порядок.

Вообще, говоря о принципах, методах и формах просветительской деятельности вообще, необходимо отметить, что в литературе, посвященной миссии или катехизации, отсутствует четкая терминология и классификация. Это во многом объясняется тем, что целью написания большинства таких трудов было либо поделиться опытом и своими размышлениями, либо призвать читателя к действию. Специфических работ,  посвященных просветительской деятельности в сети интернет, мне не известно.

Итак, определившись с понятиями, приступим к классификации принципов. С точки зрения просветительской деятельности в сети интернет, мы выделим две группы: общие принципы просветительской деятельности, характерные для любой просветительской деятельности, но с учетом особенности сети, и принципы ведения дискуссий в сети.

Принципы просветительской деятельности в сети интернет

Принципы просветительской деятельности в сети интернет должны вытекать из общих принципов просветительской деятельности.

Общие принципы

Христоцентричность. Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин, 14:6). О чем бы мы ни говорили, что бы ни проповедовали, мы не должны забывать о Христе, о том, что наша деятельность и наша жизнь должна быть укоренена в Евангелии. Важно не допускать подмены цели жизни, заменяя христианство и стремление ко спасению борьбой с абортами, патриотизмом, социальным служением и т.д., — это все сопутствующие, дополняющие и, наверное, даже неотъемлемые части христианской жизни, но никак не основные. При этом важно избегать и обратного явления, когда мы пытаемся к каждому действию и каждой фразе подобрать строку из Библии из святых отцов. «… Мнение, будто бы в Библии или у святых отцов можно найти ответы на все вопросы, — это вполне сектантская и поверхностная установка. Мир Православия сложен. Конечно, ответы в Библии и у святых отцов найти можно… И даже если у отцов ответ есть, не всегда можно воспроизводить те же аргументы, которые они высказывали в пользу верного вывода»[9].

Личный пример. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.17Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви (1 Кор, 4:16-17). Нельзя проповедовать о Христе, если не стараешься жить по-христиански, важнейшие духовные качества миссионера[10]: смиренномудрие, отвержение себя, любовь. Будет лицемерием, если миссионер, занимающийся просвещением в интернете, сам ведет жизнь далекую от церковной: регулярно не исповедуется и не причащается, не ведет духовную борьбу со своими страстями, не ищет добродетелей, чтобы не услышать ему: «не знаю вас, откуда вы.Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк, 13:25-27).

Не подстраиваться под «век сей». И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим, 12:2) . Бороться с обмирщением, не использовать методы, связанные с ложью, клеветой, лукавством, насмешками, оскорблениями, ненавистью, осуждением и так далее. Это бывает трудно сделать, особенно в сети, где человек часто общается с совсем незнакомыми людьми или анонимами. О недостойном поведении многих православных в сети интернет уже неоднократно высказывались и Святейший патриарх Кирилл, и руководитель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда, и многие архиереи, священники и миряне. Антицерковная информационная волна весны-осени 2012 года также всколыхнула среди православных пользователей сети интернет очень неправославные настроения, впрочем, это объяснимо:  из живущих ныне мало кто сталкивался с гонениями на Церковь, и общая позиция как реагировать на них, должна еще быть осмыслена и сформулирована.

Ненасилия. Важно помнить, что свобода была дана человеку Богом, и Бог не отбирает этой свободы. Ведь далеко не все пошли даже за Христом, куда уж нам. Задача миссионера – уметь вовремя остановиться, не пытаться всеми правдами и неправдами победить в споре. Здесь уместно вспомнить о том, что просвещение – это еще и действие Святого Духа.. Нужно время, чтобы посеянное взошло.

Принципы ведения дискуссий

Личная заинтересованность в собеседнике и его точке зрения. «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе», — совет свт.Иннокентия Аляскинского молодому свт.Николаю Японскому[11]. Диалог невозможен без принятия собеседника, без изучения его точки зрения и ее обоснований.

Недопущение ошибок ведения дискуссий и правил сетевого этикета. Умение корректно вести беседу в сети интернет, не допускать самому и замечать у других ошибки ведения дискуссий, позволит привести дискуссию к намеченной цели.

Разговаривать на языке собеседника. Этот общий принцип миссионерской деятельности православной Церкви среди непросвещенных народов применим также и к среде интернет. Важно разговаривать с собеседником на его языке. Язык беседы зависит от возраста собеседника, его образования, отношения к Церкви, культуры.

Классификация методов просветительской деятельности в сети интернет

Методы просветительской деятельности в сети интернет можно классифицировать по нескольким параметрам:

По целевой аудитории:

  • Активные верующие (регулярно посещающие храм, участвующие в Таинствах, читающие духовную литературу, участвующие в деятельности прихода);
  • Пассивные верующие (нерегулярно посещающие храм, участвующие в Таинствах, читающие духовную литературу, не участвующие в деятельности прихода);
  • Симпатизирующие Церкви (изредка посещающие храм, практически не участвующие в Таинствах, редко читающие духовную литературу);
  • Ищущие Истину (не относящие себя к той или иной религии, но изучающие различную духовную литературу с желанием разобраться);
  • Теплохладные (к ним относятся представители других религий, конфессий и сект, не ищущие альтернативы и не проявляющие особой активности в своей);
  • Пассивные противники Церкви (к ним относятся особо убежденные представители других религий, конфессий и сект, не ищущие альтернативы и особо активные в своей);
  • Активные противники Церкви (к ним относятся представители других религий, конфессий, сект, атеисты и просто неверующие ни во что люди, особо противящиеся Церкви и церковной деятельности).

По используемым средствам:

  • Просветительская деятельность с помощью собственных сайтов,
  • Просветительская деятельность с помощью собственных проектов,
  • Просветительская деятельность с помощью собственных порталов,
  • Просветительская деятельность с помощью собственных форумов,
  • Просветительская деятельность с помощью собственных аккаунтов и групп в социальных сетях,
  • Просветительская деятельность на сторонних сайтах, проектах и форумах,
  • Просветительская деятельность в сторонних аккаунтах и группах в социальных сетях.

Классификация форм просветительской деятельности

Формы просветительской деятельности в сети интернет можно классифицировать по нескольким параметрам:

По отношению к аудитории:

  • Активные (приглашающие к дискуссии или действующие на других сайтах, проектах, форумах, аккаунтах и группах в социальных сетях);
  • Пассивные (действующие в рамках своего сайта, проекта, форума, аккаунта и группа в социальных сетях).

По содержанию материалов:

  • Официальные материалы: обращения, журналы заседаний, указы Патриарха и правящих архиереев, освещение официальных событий и т.д.;
  • Материалы о духовной жизни христианина, в том числе святоотеческие;
  • Материалы научного характера: по библеистике, богословию, истории, литургике, естествознанию, искусствоведению и другим дисциплинам;
  • Материалы публицистического характера;
  • Апологетические и полемические материалы;
  • Комментарии и рецензии к статьям, изображениям и видеороликам;
  • Дискуссии в социальных сетях и на форумах.

Поскольку посетители интернет-сайтов, в силу их открытости, далеко не всегда соответствуют целевой аудитории, а выбираемые средства не всегда соответствуют результату, представляется необходимым провести классификацию форм просветительской деятельности в сети интернет по используемым средствам и содержанию:

  1. Официальные сайты, проекты, форумы, аккаунты и группы в социальных сетях Московского патриархата, подразделений, епархий, благочиний, приходов и учебных заведений;
  2. Миссионерско-просветительские сайты, проекты, форумы, аккаунты и группы в социальных сетях;
  3. Тематические православные сайты, проекты, форумы, аккаунты и группы в социальных сетях;
  4. Просветительская деятельность (написание статей и комментирование) на православных сайтах, проектах, форумах, аккаунтах и группах в социальных сетях;
  5. Просветительская деятельность (написание статей и комментирование) на сайтах, проектах, форумах, аккаунтах и группах в социальных сетях других религий, конфессий, сект, расколов, атеистических и антиправославных;
  6. Просветительская деятельность (написание статей и комментирование) на тематических сайтах, проектах, форумах, аккаунтах и группах в социальных сетях, не имеющих прямого отношения к религии (семейной, исторической, социальной, общественной и другой тематики).

Следует отметить, что помимо принципов, методов и форм просветительской деятельности, большое значение нужно уделять принципам, методам и формам противодействия злонамеренным действиям участников сети или неосознанным, но противоречащим сетевому этикету или правилам ведения дискуссий.

К формам злонамеренных действий участников сети можно отнести следующие:

  • Взлом сайтов или аккаунтов в социальных сетях и распространение собственной информации от лица владельца сайта или аккаунта.
  • Взлом электронной почты и рассылка собственных писем от лица владельца ящика. Часто предшествует взлому сайтов и аккаунтов в социальных сетях.
  • Троллинг[12] (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения. Используется как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности либо эпатаже, так и в процессе анонимного взаимодействия пользователей, осуществляемой без возможности идентификации с реальным субъектом виртуальной коммуникации.
  • Виртуальные собеседники (англ. chatterbot), в разговорном языке «боты» — это компьютерная программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с одним или несколькими пользователями. Большое распространение получили в среде социальных сетей и комментирования. Создают эффект информационного шума, когда находят по ключевым словам соответствующие материалы в сети и оставляют множество комментариев, несущих заранее заданную идею: поддержку, протест или определенную совокупность мыслей в связи с найденным материалом.

К действиям, противоречащим сетевому этикету и правилам ведения дискуссий, можно отнести следующие:

  • Отступление от темы дискуссии (оффтопик) – сообщения в ветви форума или комментариях, отступающие от первоначальной темы. Отвлекает от темы, формируя отдельную дискуссию, или создавая из нее информационную свалку.
  • Спам – сообщения в ветви форума или комментариях, чаще всего от неизвестных людей или организаций, имеющие рекламный характер.
  • Ругань (флейм) – бурное общение двух или нескольких участников дискуссии, приобретающее личный характер. Это вид спора, в котором не рождается  истина— по окончании ругани все спорщики чувствуют себя неудобно и никакого конструктивного результата ругань не дает.
  • Привлечение к себе внимания – сообщения в форумах или комментарии, не относящиеся к теме, не имеющие особой цели, — обычно приветствия или сообщения о погоде, об отвлеченных новостях и прочие.
  • Ошибки в доказательствах – ошибки в доводах (основаниях) и ошибки в рассуждении (подмена причины следствием, подмена последовательности причинностью и другие).
  • Недобросовестные уловки или софизмы: перебивание, срыв дискуссии, двойная мораль, отступление от задачи дискуссии, гипертрофирование незначительных фактов, замалчивание или игнорирование доводов, перевод дискуссии в другую плоскость или другую научную сферу, лживые или бездоказательные доводы, неправильный ссылки на авторитеты, отрицание авторитета, ложное обобщение, подмена понятий и многие другие[13].

[1] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82 (дата обращения 31.08.2012)

[2] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB (дата обращения 31.08.2012)

[3] Википедия:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C (дата обращения 31.08.2012)

[4] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D0%B1-%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%BC (дата обращения 31.08.2012)

[5] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Html (дата обращения 31.08.2012)

[6] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF (дата обращения 31.08.2012)

[7] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4 (дата обращения 31.08.2012)

[8] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29 (дата обращения 31.08.2012)

[9] Миссиология: Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. – 400 с., стр. 159.

[10] Миссиология: Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. – 400 с., стр. 138-143.

[11] Приводится по: Миссиология: Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2010. – 400 с., стр. 136.

[12] Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%EE%EB%EB%E8%ED%E3 (дата обращения 01.09.2012)

[13] Приводится по http://www.kara-murza.ru/spor.htm (дата обращения 5.09.2012)