Главная > Просвещение вне прихода > Сетевое сообщество > Каким должен быть приходской сайт? Андрей Ульянов

Каким должен быть приходской сайт? Андрей Ульянов

17 мая 2012

Создание сайта – это искусство. Не всем дано разработать и написать интересный интернет-ресурс, тут нужен талант писателя и художника. Поэтому мы можем обсудить только формальные стороны сайтостроения, а творческие сайты не будут предметом нашего рассмотрения. Позвольте предложить Вам несколько мыслей, родившихся из многолетнего опыта «проживания» одновременно в двух мирах, даже в трех: реальном религиозном, реальном мiрском и виртуальном мире интернет. Может быть, некоторые из этих мыслей вы сочтете полезными и достойными вашего внимания.

  1. О ЧЕМ НЕ ПОЙДЕТ РЕЧЬ. WEB-ТЕХНОЛОГИИ.

Конструктор приходских сайтов Приход.ру оценивается как достаточный для целей приходского сайта, остается только поблагодарить разработчиков и спонсоров проекта и молиться о них.

Если конструктор не нравится (он действительно имеет ряд ограничений), рекомендуем бесплатную CMS Joomla!, её возможностей с учетом бесплатных сервисов HighSlide и православного календаря от Православие.ру хватит с избытком, а если добавить грошовые компоненты – хватит с преизбытком (ex.: commedia 300 руб., $50 на проф. шаблон от Shape5 или YooTheme). Хостинг без рекламы на 12 Гб нынче стоит максимум $20 в год.

  1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА.

Именно они являются предметом нашего внимания. Проведем аналогию между строительством сайтов и строительством храмов. Патриарх Алексий II сказал, что время торжественного строительства храмов закончилось и настало время, чтобы храмы начали работать по предназначению. Иначе в конечной перспективе мы получим мерзость запустения на святом месте (Матф.24:15). Это означает, что святое место (место, предназначенное для святыни) есть, а святости в нём нет. Стены есть, а духовной жизни в этих стенах нет.

То же и с сайтами. Сайт должен быть не только местом для святыни, но и содержать ее саму. Уже не стоит задачи как таковой открыть как можно больше религиозных площадок в интернете. Наши стены там уже построены, плацдармы захвачены, и теперь присутствие храма в интернете должно быть оправданным и приносить пользу, иначе зачем оно? Приносить пользу можно в бóльшей или мéньшей степени, и вопрос, таким образом, сводится к тому, а что есть польза. К чему надо стремиться?

  • ТИПОВЫЕ НЕДОСТАТКИ.

В основной массе приходские сайты носят сейчас в общем-то церковно-краеведческий характер с потугами (разной степени успешности) на новостную ориентацию. К сайту «прикручивается» расписание богослужений, электронная библиотечка по вкусу системного администратора[1] и фотогалерея. Иногда в сайт добавляют звонкие, фонетически понравившиеся слова вроде «гомилетика» (как будто нельзя написать «проповеди») или «агиография» (как будто нельзя написать «жития»).

В чем причина? Когда человеку надо сделать что-то новое, он невольно ищет пример. И начинается подражание современным СМИ, а дурной пример заразителен. В итоге церковные люди способствуют распространению мозаичности сознания, которая приводит к созданию в пастве искусственного аутизма. Владельцы таких сайтов невольно становятся вторичными манипуляторами, выполняя чужую программу атомизации и шизофренизации общества. Спусковым механизмом этих процессов является, в первую очередь, внешний вид сайта, понимаемый как совокупность идеографической информации, имеющей высокую вовлекающую способность для своей целевой аудитории (захват и удержание) и заранее обезоруживающий ее. К сожалению, я лишен возможности останавливаться на этом подробно, приведу лишь одну цитату: «Помимо замалчивания «ненужной» информации и создания таким образом «виртуальной» реальности вместо отражения действительности, СМИ широко используют принцип демократии шума — потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации. Г. Шиллер пишет: «Подобно тому как реклама мешает сосредоточиться и лишает весомости прерываемую информацию, новая техника обработки информации позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла». Сообщением, которого невозможно избежать, в нашем случае является Евангельская весть и святоотеческая аскетика, а инструментом потопления этого сообщения является новостная лента, когда ей придают преувеличенное, гипертрофированное значение. Ну и графоманские статьи, конечно, которые множатся сейчас, как грибы после дождя. По схожей методике православным не дают на форумах и слова сказать.

В остальном позвольте отослать вас к хорошей, фундаментальной работе Сергея Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием». Представляется необходимым, чтобы каждый, имеющий отношение к публикации любых материалов в массовый доступ, назубок знал основные тезисы и принципы, изложенные в этой книге. Собственно говоря, любой интеллигентный человек должен с ней хотя бы ознакомиться.

 

  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Изменить отношение настоятеля храма к сайту храма.

Очевидно плох тот настоятель, который занимается только алтарем (и финансово-хозяйственной деятельностью), и не знает, что делается у него в храме. С этим никто спорить не будет, хотя о происходящем в храме знают только прихожане и «захожане». Стократно плох тот настоятель, который не знает, что происходит у него на сайте, который открыт всему земному шару.

Изменить отношение к новостям.

Они, конечно, нужны и важны, однако у нас с Вами, по большому счету, есть только одна старая добрая новость родом из Иерусалима, и именно её мы должны довести до каждого дома: «радостное известие» в прямом переводе с греческого.

Интересный для нас с вами пример приводится в апостольских деяниях (17:21). «Афиняне же все и живущие [у них] иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое». Вспомним, что сказали афиняне, выслушав от Павла благую весть. Они сказали: «об этом послушаем тебя в другое время». Внимание, вопрос: такое мнение Евангелия об афинянах – это похвала им или упрек? Ответ очевиден. А мы с вами кто? Не афиняне ли? Новости нам подавай, а благую весть – послушаем в другой раз. Часть православной общественности даже начинает терзаться «Сколько можно писать об одном и том же»? Сколько, спрашиваете? А отныне и навеки. И не отныне даже, а от воскресения Христова. Понятно, что журналистам, закончившим МГУ, это может показаться скучноватым. Что ж, существует множество иных мест, где можно приложить и реализовать свои профессиональные способности, высокую квалификацию и знания. Остальным скажу: смотрите, как бы не превратиться нам в язычников, ибо о чем идет речь? О том, чтобы сконцентрироваться на благой вести и не реализовывать манипуляционные технологии, одной из которых является непрерывный, раз-влекающий (именно через черточку) поток новостей, фрустирующий сознание.

«Можно утверждать как общий тезис: с точки зрения сохра­не­ния сложных и тонких общественных структур (т.н. «неатомизированно­го» общества) свобода сообщений неприемлема. Наличие этических табу, реализуемых через какую-то разновидность цензуры, явля­ет­ся необходимым условием для того, чтобы сдерживать разруши­тель­ное действие информации ниже некоторого приемлемого, кри­ти­ческого уровня. Мы не можем здесь затронуть эту большую тему, заметим только, что цензура и художественные достоинства произведений культуры вообще связаны слабо и не так, как утверждают демократы. Быть может, есть даже обратная связь — без цензуры многие писатели и режиссеры вообще ничего путного создать не могут (пример — Эльдар Рязанов). В известном смысле, установление цензуры — признак уважения к слову, признания его силы»[2].

Нам ни к чему гоняться за новостями, ни к чему тужиться и публиковать непрерывные сообщения о «разных мнениях» современников по поводу того, что вода, мол, водянистая, а масло – маслянистое. Все новости, которые нам по большому счету нужны, генерируются вовсе не на приходском уровне, нам достаточно дать ссылки на официальные ресурсы от благочиния и выше.

Абсолютно нормально, если новостная лента храма обновляется один-два раза в месяц. Новостной раздел в этом случае хорошо бы назвать без излишнего пафоса, например: «события храмовой (приходской) жизни». Тем сисадминам, у кого в силу объективных причин новостей бывает много, можно рекомендовать предварить новостную ленту эпиграфом, смысл которого сводится примерно к следующему: «Перед Вами новости N-ского храма. Но нам кажется, что важнее, чем все они, — одна старая добрая новость родом из Иерусалима, и нам очень бы хотелось, чтобы она дошла до Вашего дома». Внимание, вопрос: кто узнал цитату?

Лучше всего разделить события приходской жизни с одной стороны и новостную ленту Православия.ру или благочиния (если последние на приходском сайте вообще нужны) с другой. События как таковые нужны – они показывают заходящим на сайт, что не просто стоят стены храма, а внутри есть люди, которые делают (в идеале) много хорошего, и с которыми в этом хорошем можно поучаствовать. Новостные ленты лучше не копировать, а дать на них ссылки в разделе «Контакты».

Изменить отношение к электронным библиотекам.

Необходимо ввести в повсеместную практику публикации и обновления списков неблагословляемой литературы (т.н. «стоп-листов»). Эти публикации должны сопровождаться изъяснением идеи, откуда эти стоп-листы появились и зачем они нужны. Это что, цензура? Если да, то на каких принципах она основана? Насколько благовидны эти принципы и насколько совместимы они с христианством? Кто проводит эту цензуру? Надо уметь дать положительные ответы на такие вопросы, которые может и не зададут, но о которых обязательно подумают[3].

Требуется описать на сайте имеющиеся в храме важные, с точки зрения христианской духовной жизни, издания. Важные описать, а не дискуссионные и поэтому «интересные». Анонсировать важные (а не просто интересные) поступления.

Мы должны проявлять крайне осторожное отношение к современной литературе. Лучше совсем не иметь её в библиотеке, чем ошибиться. Надо использовать лишь то, с чем согласна вся Церковь, и рассматривать творчество новых и новейших церковных писателей только с этой точки зрения. К нашим услугам критерии преп. Викентия Лиринского и consensus partum.

Что имеется ввиду? Рассмотрим некоторых современных нам популярных авторов, приведя из них выдержки, способные вызвать и вызывающие самые ожесточенные дискуссии в православной среде.

  • Некий миссионер, кумир интеллигенции, утверждает, что что Будда, Аллах, Христос, Кали – это одно и то же божество, а усия, нирвана и эйнсоф – одна и та же реальность. Что в глубине божественного мрака нет ни добра ни зла, а Григорий Палама, Яков Бёме, Яджньявалка Будда, Серафим Саровский – это мистики, родственные души, всю жизнь познававшие и в результате познавшие одно и то же. Готовы ли Вы назвать не заикнувшись этого человека хотя бы христианином?
  • Один богослов в своих дневниках признается: «Я знаю, что я человек «не духовный». Знаю  точно, что в этой области я чего-то не чувствую (то есть не испытываю никакой  тяги к  Феофану Затворнику и Игнатию Брянчанинову), что тут что-то меня отталкивает. Но не знаю, ошибаюсь ли я в этом отталкивании. Может быть, чего-то не вижу, не слышу…» «Читал, просматривал вчера книгу епископа Игнатия Брянчанинова о смерти. Как можно такие книги писать?  Как  можно  во  все  это  верить!». Как Вы думаете, процитирован православный богослов?
  • Некий христианский подвижник заботливо пишет сам себе житие, озаглавливает его «Видеть Бога как Он есть» (т.е. познаваем по существу), а потом трудолюбиво пиарит результат. Что можно сказать о достоинстве его духовного опыта и проистекших из него записок?

Просто проверяем высказывания этих авторов по отцам. Кто и когда из отцов говорил такое? Никто и никогда. Стало быть, такие публикации способны внести значительные смущения и нестроения в Церковь, а потому им не место в приходской библиотеке.

Бога ради, осторожно подходите к выбору авторов для храмовых и электронных библиотек. Выбирайте лишь тех, кто строго укоренен в православной вере. И совсем не нужны те, может быть сколь угодно замечательные и грамотные специалисты, которые не понимают и не чувствуют её. Один плотник из Назарета говорил, что древо узнается по плодам. Логично говорил, я Ему верю.

Самое время привести положительные примеры каких-либо (электронных или печатных) библиотек приходского уровня, на которые можно было бы сослаться. К сожалению, докладчик так и не нашел достойных примеров, вписывающихся в специфику конференции. Покритиковать могу (например, библиотека Одинцовского благочиния содержит труды Бердяева, да такие, которые содержат площадную брань в адрес Василия Васильевича Розанова). А в пример привести… ну разве что собственную домашнюю библиотечку.

Интернет-общение. Форумы, блоги и конференции.

Эта тема велика зело и требует отдельного серьезнейшего обсуждения. Поэтому здесь будут изложены только выводы, без анализа. Практика показала, что всякое интернет общение сводится к следующим формам:

  1. Закрытые православные форумы. Только православные участники. Безмерно скучные места обмена слащавыми мнениями. В результате – пустопорожнее и бесполезное суесловие.
  2. Открытые православные форумы:
    • Жестко модерируемые. Любое проявление разномыслия карается беспощадно. Вести серьезный разговор о чем-либо невозможно, забанят.
    • Модерируемые недостаточно жестко. Представляют собой «холивары», где несчастные православные собирают плевки инославных, иноверных и атеистов.

Хочется продолжить перечисление и сказать о форумах, модерируемых «в самый раз». Где участники общаются уважительно и плодотворно, а модераторы правят суд скорый и правый. К сожалению, за все время пребывания в интернете, встретить такие не удалось.

Поэтому твердой рекомендацией для уровня приходских сайтов будет предложение не дерзать организовывать онлайн общение на приходской базе. Да простят меня энтузиасты: вам будет достаточно попробовать хотя бы два-три месяца лично поучаствовать в любом религиозном форуме, и приобретенный собственный опыт все расставит по своим местам.

Единственной возможной формой общения представляется оффлайновый вопрос батюшке с последующим публичным или индивидуальным ответом. Не надо гнаться за модой и обеспечивать онлайн ответы священников, это опасно и порой приводит к грустным ситуациям (в некоторых я участвовал лично). Священникам всегда задают непростые вопросы, необходимо обеспечить отвечающего достаточным временем, а не втискивать его в прокрустово ложе прямого эфира. Не всем дано столько, скольким обладает протоиерей Дмитрий Смирнов.

Внешний вид главной страницы сайта.

Неловко говорить об этом, но главная страница сайта должна содержать православную символику, а не изображение рыбки. И символику не какую-нибудь, а общеизвестную и легко узнаваемую, в достаточно крупном исполнении, резко отличающую церковный сайт от светского. Крошечная иконка кораблика в левом верхнем углу браузера, хотя это тоже христианская символика (не всем известная и незаметная), для официального церковного сайта (а именно таков приходской сайт), не подходит. Необходимы указание на РПЦ и епархию, очень к месту будет изображение православного храма классической легко узнаваемой архитектуры.

Приходилось видеть приходские сайты, на которых отсутствовало изображение Креста! Остается только дивиться сисадмину и настоятелю, столь много заботящихся о том, чтобы не задеть чувства инославных: «…всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Матф.10:32). Ну а кто не исповедует… сами понимаете. Чтобы не запутаться в порой очень разнообразно и вольно понимаемой эстетике Креста, лучше использовать изображение такого, на котором удобно распять человека, — этот подход не позволит забыть, в чем смыл распятия и крестной смерти Господа. Белые облака на синем фоне – это хорошо и красиво, но если есть только они, то такой дизайн становится осознанным или нет, но крестоборчеством.

С другой стороны, Главная страница не должна быть перегружена куполами, колоколами, иконами, матронами и прочее. Галереи изображений должны быть на отдельных страницах.

При верстке надо особенно жестко проверять и следить за тем, чтобы у посетителя «не разбегались глаза». Категорически не следует размещать на Главной странице приходского сайта новостную ленту. Максимум где-нибудь в уголке Главной страницы – перечень заголовков последних опубликованных материалов[4]. Хорошо делить Главную страницу на обособленные ясно видимые модули, снабженные выразительными и краткими заголовками.

Оглашение, катехизация.

Наряду с обычным классическим пониманием христианской просветительской деятельности, проводимой до и после крещения, представляется чрезвычайно полезным существование на сайте раздела, посвященного обрядам. В этом разделе можно было бы, например, рассказать о том, что крашеные яйца и куличи не имеют никакого отношения ни к Пасхе, ни к Воскресению Христа. Или поговорить о том, а правда ли, что во время соборования прощаются забытые грехи? Разъяснить, чем благочестивый обряд отличается от суеверного.

Было бы прекрасно, если бы прихожанин рассматривал сайт своего храма как возможность задать своему священнику вопрос, который он не может задать очно. Практический вопрос, напрямую касающийся его храмовой жизни. Например, во время каждения храма, прихожане крутятся по солнцу вслед за батюшкой. Можно ли в это время стоять на месте и крутиться?

Об обязательном миссионерском характере приходского сайта.

Наша конференция называется «Миссия прихода». Почему она так называется? В Церкви есть иерархия. И в церковных сайтах должна быть таковая. Имеются сайты общецерковного значения (например, Патриархия.ру), есть сайты епархий, окружные сайты и наконец сайты приходов.

Рассмотрим сайт миссионерского отдела нашей епархии. Имеет ли он ценность непосредственно для целевой аудитории миссии? Нет, он имеет ценность для самих миссионеров. Чем занят сайт миссионерского отдела епархии? Тем, что публикует методические материалы повторно применимого характера и новости об интересных миссионерских находках. Вопрос: кому адресованы эти методические материалы? Ответ – окружным и приходским сайтам. Это именно для нас сделано. А мы должны это применить. То есть, говоря о виртуальном мире, миссионерская работа происходит не на уровне сайта миссионерского отдела, а на уровне сайта прихода. Собственно, точно так же миссионерская работа должна проходить и в жизни. Поэтому наша конференция и называется «Миссия прихода» — миссионерской работой не только Кураев сотоварищи должны заниматься, а каждый приход на своем месте.

Не надо на уровне приходского сайта азартно убеждать друг друга в возможности и необходимости ведения миссионерской деятельности, обильно снабжая друг друга материалами исторического и методического характера, не надо философствовать об особенностях миссии в современных условиях. Надо просто делать.

Некоторые идеи относительно миссии.

Необходимо четко разделять и тщательно продумывать аргументацию по видам целевой аудитории. Было бы нелепо объяснять иудею принцип единобожия, протестанта убеждать в существовании Христа, а католику разъяснять важность таинств и иерархии. Каждому нужны аргументы в соответствии с его заблуждениями.

Границы миссионерской деятельности приходского сайта диктуются только доброй волей и тщанием прихожан. Ниже приводятся примерные направления аргументации, не требующие углубленных знаний в сравнительном богословии или сектоведении. Само собой, что в каждом приходе должен быть хотя бы один человек с миссионерским складом ума[5].

Атеистам.

Ответить на вопрос «зачем мне нужно православие», «а что это мне даёт здесь и сейчас»? У нас есть великолепные возможности рассказать об этом. Конечно, можно и нужно аргументированно говорить о том, есть ли Бог и кто Он такой, но во вторую очередь, и достаточно будет ссылок на хорошо проработанную и веками отточенную апологетику. А сначала надо, к примеру, объяснить, что человек может жить спокойно, если только совесть его не упрекает. Этого можно достичь двумя путями: либо заткнуть ей рот либо вести себя так, чтобы она не переживала. Сравнить эти два пути, рассказать, что церковь предлагает на втором.

Иноверным.

Задать вопрос: а какие вы имеете объективные аргументы, свидетельствующие, что ваша вера истинна? Речь не идет о внутреннем убеждении, которое мы очень уважаем. Речь идет об аргументах, оценка которых не зависит от моего внутреннего духовного состояния, именно объективны, рациональных. Естественно, нас спросят: а у вас какие? Показать объективные аргументы христианства. Указать, что если посчитать  эти аргументы уникальными и убедительными, то необходимо признать неземной, божественный характер христианства и, следовательно, его истинность.

Инославным.

Протестантам на уровне теологии: наконец-то из христианства исключена необходимость подвига, какая радость! Прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай.

Католикам на уровне примеров их собственных великих святых, учителей церкви, психически больных и одержимых людей. Давайте посмотрим, а кого вам ставит в пример ваша церковь? Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу, какова ваша церковь.

Православным.

Раскрытие того, что не является христианской жизнью, и к чему не предназначено ни христианство, ни Церковь. В конце дать ссылку на раздел сайта о духовной жизни.

И наконец о самом болезненном. О духовной жизни.

Понимаю, что как только затронешь этот вопрос, рискуешь нарваться на замечание «нашелся еще духовный тут», «духовнее меня, что ли?» Но неужели больному нельзя поговорить о здоровье? Если я стою по шею в болоте, неужели мне нельзя кричать остальным «не ходи сюда, погибнешь»? Давайте немного попробуем затронуть эту тему.

 

Сайт должен положительно раскрыть проблему христианского делания. Один остряк запустил в народ дискредитирующе-манипуляционное, остроумно на первый взгляд звучащее присловье: «молиццо постиццо и слушать радио «Радонеж». И это присловье «аццки» распространилось в церковной среде. Я не буду сейчас говорить о разрушительном действии этого великолепно запоминающегося и гнусного словосочетания.

Разрушение СССР началось с анекдотов про Брежнева или Штирлица, т.е. с воспитания насмешки и презрения к государству и его героям. В нашем случае речь идет о воспитании насмешки и презрения к тому, чем изгоняются бесы, и к тем героям, которые в условиях ненависти мiра говорят о православии по существу, а не в форме новостного бреда. Вопрос: кто заинтересован в воспитании насмешки и презрения к (1) оружию, изгоняющему бесов, и к (2) людям, способным держать это оружие в руках?

Другая беда состоит в том, что именно на уровне этого присловья фактически и находится представление о духовной жизни основной массы церковного народа.

Священство может сказать и говорит, что, дескать, церковь указывает путь к духовной жизни, предлагая пост, молитву и таинства, а далее Бог начинает действовать в человеке, и последний приступает к шествию по пути духовной жизни. А прочие объяснения – это излишне сложное богословие. Возразим, что нельзя забывать о ни на секунду не останавливающемся оскудении духовности. Это же неотвратимо развивающийся процесс, конец которого нам известен из Евангелия:

  1. Первые века христианства – время чрезвычайных чудес, время воскресения мертвых и телепатической проповеди (Деян.2:8 «Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились», т.е. проповедник говорит перед многоязычной толпой, а каждый в толпе слышит свой родной язык – происходит непосредственная передача смысла, которая условно и названа «телепатией»).
  2. Потом жесточайшие гонения и сонмы удивительнейших мученичеств.
  3. Потом время массового подвижничества пустынников: сердцеведов и чудотворцев.
  4. Потом то же подвижничество, но с потерей массовости и масштабности, лишь единичные случаи.

И что, наконец, сейчас? Слепые начинают ходить, а хромые говорить? Не так уж и смешно, если иметь ввиду, что все чаще и чаще слепые духом начинают ходить и водить, а хромые на голову говорить и учить.

 

Таким образом, роль рациональных объяснений как вспомоществующего средства христианской жизни, возрастает с оскудением духа[6]. Спаситель сказал, что когда придет второй раз, найдет ли веру на земле. Это же не чьи-нибудь слова, а Самого Бога. И стыдно было бы не обратить на них внимание.

Ну вот отнимаются у меня ноги с каждым годом все более и более. Неужели мне возбраняется в таких условиях использовать костыли? Не отнимайте их у меня. Раздавайте костыли нуждающимся – а нуждаемся мы все.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
    • Изменить отношение настоятеля к сайту храма. Не отдавать сайт на откуп системному администратору.
    • Изменить отношение к новостям. У нас есть только одна новость – Евангелие. Остальные – если только появляется действительная необходимость. Не надо разрушать когерентность мышления читателя. Избави нас Господь от плюрализма в новостях и статьях – это ни что иное, как шизофрения в голове. Более того, необходимо всерьез защищаться от тех, кто предлагает реализовывать в церковной среде разрушительные светские СМИ-технологии, и вести неустанную разъяснительную работу среди клира и системных администраторов.
    • Изменить отношение к приходским библиотекам: бумажным и электронным. Это не должны быть коллекции любимых авторов сисадмина. Это не должны быть пространные перечни работ, отражающих процесс христианского осмысления писания, предания и мира. Это должны быть узкоспециализированные подборки, содержащие достоверные результаты осмысления, и больше ничего. Библиотеки должны содержать только то, что учит ведению правильной христианской духовной жизни и что признано всей Церковью. Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Никодим Святогорец, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, старцы Оптиной пустыни, Валаамский схиигумен Иоанн, игумен Никон (Воробьев), игуменья Арсения (Сребрякова), основные жития. По большому счету и достаточно. Смысл приходской библиотеки не в длинных полках и разнообразии изданий. Смысл в том, чтобы библиотеку читали с пользой, а не как афиняне. Обязательная публикация списков неблагословляемой литературы.
    • Внешний вид страниц – обязательность наличия узнаваемой специфически православной символики. Строгий контроль отсутствия мозаичности.
    • Раздел, объясняющий происхождение и смысл обрядов: от церковных до суеверных. Возможность доверительного, даже анонимного, вопрошания своего настоятеля.
    • Отсутствие форумов и онлайн-общения священника с вопрошающими.
    • Миссионерский характер с обязательным учетом подвидов целевой аудитории.
    • Самое главное. Обучающая способность сайта ведению правильной христианской духовной жизни. Если этого не будет, хотя бы не приносить вреда: просто следить за своевременной публикацией расписания богослужений, и размещения краеведческой и реквизитной информации.

С уважением, системный администратор сайта «Незнакомое православие» (missionary.su) А.М. Ульянов

[1] а вкусы бывают самые удивительные, вплоть до публикации критики В.В.Розанова Бердяевым

[2] С. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»

[3] В Московской епархии по благословению Владыки Митрополита, данному им на собрании благочинных 16 октября 2009 года, была введена ежеквартальная проверка ответственными приходов на предмет контроля качества распространяемой там литературы.

 

[4] Возникает законный вопрос: а что же должно быть на Главной странице? Ответ прежде всего связан с характером деятельности храма, настоятеля, сисадмина и даже с дизайном сайта. Рекомендации общего характера давать сложно: один храм занимается, допустим, ИТУ, другой находится в гуще сектантов, а третий на территории академгородка, по которому ходят интеллигентные и образованные атеисты. Всё должно быть очень конкретно в каждом случае, и подход нужен исключительно творческий. Представляется необходимым прежде всего соблюдать умеренность и еще раз умеренность. Главная страница должна в первую очередь выражать некую центральную идею, посыл, и во вторую очередь может содержать сопутствующую информацию. Не должно стать главной идеей, а как бы вытащить на Главную страницу ссылок побольше.

[5] Таковому можно было бы посоветовать воспользоваться миссионерски доходчивыми апологетическими лекциями проф. А.И. Осипова, прошедшими проверку и временем и десятками тысяч православных глаз и ушей.

[6] По затронутой теме можно смело рекомендовать мультимедийный блог прот. Дмитрия Смирнова, а так же его проповеди, в удивительно тактичной форме содержащие буйство проповеди Христовой.